Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:19, доклад
Компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист является сведущим лицом, т.е. обладает соответствующими познаниями и личным опытом.
Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
РУКОВОДИТЕЛЬ
доц., к.и.н. |
Воронина М.П | |||
должность, уч. степень, звание |
подпись, дата |
инициалы, фамилия | ||
Доклад | ||||
Речевая компетенция
По дисциплине: Введение в межкультурную коммуникацию |
РЕФЕРАТ ВЫПОЛНИЛ(А)
СТУДЕНТ(КА) ГР. |
6031 |
Булдакова Е.В. | |||
подпись, дата |
инициалы, фамилия |
Санкт-Петербург 2012
Компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист является сведущим лицом, т.е. обладает соответствующими познаниями и личным опытом.
Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. Этот вид компетенции некоторые исследователи называют также социолингвистической, стремясь этим подчеркнуть присущее обладателю такой компетенции умение выбирать нужные лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерений говорящего.
Каждый педагог, несомненно, должен обладать речевой компетенцией, т.к. он передает знания учащимся и от того, как педагог общается с ними, зависит степень ученического познавательного интереса к предмету, а значит, и мотивация. Это также определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса.
Информация передается вербальными
(речевыми) и невербальными (мимика,
жесты и т.д.) средствами. Речевое
общение – это общение
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – это очень важно и актуально для педагога, т.к. управляя собственной речью, он управляет, в определенной мере, речью других субъектов образовательного процесса. Эта способность управлять и является компетентностью.
Изучение содержания примерных программ, созданных на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного общего образования) показало, что оно отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода в обучении. В соответствии с этим в 5-9 классах формируется и развивается, а в старших – развиваются и совершенствуются все виды компетенции (коммуникативная, языковая, лингвистическая и культуроведческая). Все эти компетенции находятся в неразрывной связи, что обеспечивает интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, решающих основную задачу современного образования – формирование и развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике, т.е. свободное владение языком в разных сферах и ситуациях. Ученый-лингвист В.В. Виноградов утверждает: «Высокая речевая культура человека, его хорошее знание и чутье языка – это самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».
Речевая компетенция
– это знания, умения, навыки, необходимые
для понимания чужих и
- умение понять тему и осмыслить логику развития мысли;
- умение составить план;
- умение извлечь нужную информацию из устного или письменного источника;
- умение собрать и систематизировать материал.
Для формирования
и развития этих умений применя
Одним из ведущих методов является метод личностно-ориентированного обучения, при котором учащийся сам определяет:
- объект деятельности;
- форму деятельности;
- форму представления полученной информации.
Не менее важным является метод педагогического стимулирования и развития коммуникативной активности или стимулятивно-мотивационный метод, то есть «совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям». Из форм работы, стимулирующих развитие речевой компетенции учащихся на уроках, можно назвать следующие: проведение заочной экскурсии, составление вопросов для интервью, защита иллюстраций, приглашение к чтению и т.д.
Разнообразны и формы внеклассной работы стимулятивно-мотивационного метода: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий и ролевых игр для младших школьников, написание статей в средства массовых информаций, в том числе и школьных газет; полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами в районных и краевых архивах, составление кроссвордов, викторин и т.д.
В процессе работы в любой из вышеназванных форм школьники ведут наблюдения, записывая интересные находки, свое состояние и оценку увиденного, свои чувства. Эти записи помогают учащимся разобраться в своих чувствах, ощущениях, увидеть собственные ошибки в общении с окружающими, проанализировать свои коммуникативные умения, поскольку устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах – восприятие и воспроизведение высказывания, обусловленных ситуацией общения.
Проектно-исследовательский метод, несомненно, основываясь на двух вышеназванных методах, широко используется во внеурочной деятельности. Этот метод предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений:
- планирование деятельности;
- поиск материала в литературных и архивных источниках;
- отбор и систематизация материала;
- написание текстов научного и публицистического стиля, сочинений;
- редактирование и совершенствование текстов;
- подготовка тезисов и докладов (переработка ранее созданных текстов);
- публичное выступление в разных аудиториях;
- ответы на вопросы оппонентов.
По количеству участников в соответствии с личностно-ориентированным методом деятельность учащихся может быть как индивидуальной, так и групповой. При такой реализации учитывается интерес учащихся, их психологические особенности и взаимные симпатии, организовывается взаимопомощь и взаимообучение школьников разного возраста, при котором каждый может реализовать свои способности и попробовать себя в новом качестве.
Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя, являются методы, основанные на применении новых информационных технологий. Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования учащихся, в том числе и его речевой компетенции. Применение ИТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта. В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, планирование. Создание же самостоятельного продукта – работа более сложная, требующая и много технических умений, и разнообразных речевых умений для сбора материала, его систематизации и представления. Они проводится на основе проектно-исследовательского метода.
Развитие российского общества на современном этапе ставит перед школой задачу сделать учебный процесс значимым для учащихся, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес, который связан с гуманизацией образования, и выдвигает новые требования к личности выпускника школы, в первую очередь, с позиции социализации и высокого уровня культуры и гражданственности.
Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. Не сделаем открытие, если скажем, что усвоение языка происходит успешнее, если изучение его органически связано с задачами речевого общения, если созданы условия, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования.
Литература:
1.Барабанова Н.Р. Развитие речевых умений в устном учебном общении при формировании коммуникативной компетенции студентов-иностранцев // Вопросы обучения иностранцев русскому языку. Лингвистика и методика: Сб. научн. тр./ Под ред. Г.И.Макаровой и др. К., 1990
2.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985
3.Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. М.А.Василика. М., 2003
4.Розенталь Д.И., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996
5.Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. Максимова В.И. М., 2000
6.Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. М., 1980
7.Славгородская Л.В. Взаимодействие устной и письменной речи в сфере научного знания // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., 1985