Задачей спора может стать
не проверка истины, а убеждение
оппонента. При этом выделяются
два важных момента. Спорящий убеждает
противника в том, в чем сам глубоко убежден.
Но порой он уверяет и потому, что так “надо”
по долгу службы, в силу какихлибо обстоятельств.
Сам же он вовсе не верит в истину того,
что защищает, или в ложность того, на что
нападает.
Целью спора бывает не исследование,
не убеждение, а победа. Причем
полемисты добиваются ее по
разным мотивам. Одни считают,
что отстаивают правое дело, защищают
общественные интересы. Они убеждены
в своей правоте и до конца
остаются на принципиальных позициях.
Другим победа нужна для самоутверждения.
Поэтому им очень важны успех в споре,
высокая оценка окружающих, признание
своих интеллектуальных способностей,
ораторских данных. Третьи просто любят
побеждать. Им хочется победы поэффективнее.
В приемах и средствах для одержания победы
они не стесняются.
Довольно часто встречается и
спор ради спора. Это своего
рода “искусство для искусства”.
Для таких спорщиков безразлично,
о чем спорить, с кем спорить,
зачем спорить. Им важно блеснуть
красноречием. Если вы будете отрицать
какоелибо положение, они обязательно
начнут его защищать. Подобных полемистов
можно встретить среди молодежи.
Приведенная классификация видов
спора по цели носит условный
характер. В жизни их не всегда
удается четко разграничить.
Характер спора определяется
и социальной значимостью обсуждаемой
проблемы. Предметом спора бывают
вопросы, отражающие общечеловеческие
интересы. К ним, в частности,
относятся проблемы экологии, выживания
человечества, сохранения мира на Земле.
В процессе спора могут затрагиваться
национальные интересы, интересы определенных
социальных слоев общества. Нередко приходиться
отстаивать групповые интересы, например
: людей определенной профессии, коллективов
отдельных предприятий, учреждений. В
споре защищаются семейные, а также личные
интересы полемистов.
На специфику спора влияет
количество лиц, принимающих участие
в обсуждении проблемных вопросов.
По этому признаку можно выделить
три основных группы: спормонолог
(человек спорит сам с собой, это так
называемый внутренний спор), спордиалог
(полемизируют два лица), спорполилог (ведется
несколькими или многими лицами). В свою
очередь спорполилог может быть массовым
(все присутствующие участвуют в споре)
и групповым (спорный вопрос решает выделенная
группа лиц в присутствии всех участников).
Споры могут происходить при
слушателях и без них. Присутствие
слушателей, даже если они не
выражают своего отношения к
спору, действует на спорящих.
Победа при слушателях приносит
большее удовлетворение, льстит самолюбию,
а поражение становится более досадным
и неприятным. Поэтому участники спора
при слушателях обязательно учитывают
присутствующих, их реакцию, тщательно
отбирают необходимые аргументы, чаще
проявляют упорство во мнениях, порой
излишнюю горячность.
В общественной жизни нередко
приходится встречаться и со
спором для слушателей. Спор ведется
для того, чтобы привлечь внимание
к проблеме, произвести на слушателей
определенное впечатление, повлиять
необходимым образом.
На процесс спора накладывает свой отпечаток
и форма борьбы мнений. Споры могут быть
устными и письменными. Устная форма предполагает
непосредственное общение конкретных
лиц друг с другом, письменная форма –
опосредованное общение. Устные споры,
как правило, ограничены во времени и замкнуты
в пространстве. Письменные формы более
продолжительны во времени.
В устном споре, особенно если
он ведется при слушателях, важную
роль играют внешние и психологические
моменты. Большое значение имеет
манера уверенно держаться, быстрота
реакции, живость мышления, остроумие.
Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает
по сравнению с самоуверенным противником.
Поэтому письменный спор бывает более
пригоден для выяснения истины, чем устный.
Споры делятся на организованные и
неорганизованные (стихийные). Организованные
споры планируются, готовятся, проводятся
под руководством специалистов. Полемисты
имеют возможность заранее познакомиться
с предметом спора, определить свою позицию,
подобрать необходимые аргументы, продумать
ответы на возможные возражения оппонентов.
Неорганизованные, стихийные споры,
как правило, менее продуктивны.
В подобных спорах выступления
участников бывают недостаточно
аргументированными, порой приводятся
случайные доводы, звучат не совсем
зрелые высказывания.
Итак, в своем реферате я рассмотрела
виды вербальных коммуникаций, их
цели и содержание, методы проведения.
Вербальные, знаковые системы всегда
были, и по всей видимости будут
главными средствами человеческого
общения. “Слово– это сама жизнь,” –
говорил Т. Манн. Принципиальным условием
успешного взаимодействия является способность
людей “найти общий язык” – именно язык,
а не жест или позу.
“Слово, – пишет психолог А.
Р. Лурия, – является и средством
контакта, и орудием сложной мыслительной
деятельности. Практика свидетельствует
о возрастающем знании о речевых коммуникаций
в условиях усложнения производственных
контактов людей, в процессе взаимоотношений
руководителей и подчиненных, личности
и коллектива. Для правильного изложения
мысли с помощью слова необходимо внимательно
следить за гармоничным соединением в
слове функций общения и обобщения, коммуникации
и мышления. ”
Так, Дионисий Галикарнасский, говоря
о красоте и ценности слова,
предупреждал молодых ораторов : “…
все молодые души наслаждаются цветистостью
выражения и стремятся к ней безумно, словно
одержимые богом. Они-то и нуждаются с
самого начала в основательном и разумном
надзоре и руководстве, если только хотят
не всякое выговаривать слово, что на язык
попадет, и не наудачу соединять между
собою первые попавшиеся слова, но пользоваться
подбором слов чистых и подлинных и содействовать
их красоте, соединяя их величаво и вместе
с тем приятно…слово же брошенное наугад,
как попало, губит вместе с собой и полезную
мысль.”
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДЕЛОВАЯ ИГРА “ПОЛИТБОЙ”.
Политбой предполагает столкновение
людей с противоположными идеологическими
взглядами и установками, т.е.
по сути он представляет собой
полемику. Задача политбоя – столкнуть
в споре стороны, стоящие на принципиально
разных позициях.
Цель игры – формирование навыков
и умений ведения полемики, оказание
помощи во владении культурой
спора и совершенствовании полемического
мастерства.
Деловая игра проводится в
четыре этапа. В ней принимают участие
преподаватели и учащиеся одного или двух
классов. На разных этапах игры они выполняют
определенные роли: организатора, руководителя,
участника политбоя, специалиста по теме,
специалиста по логике, специалиста по
культуре спора, специалиста по культуре
речи, критика.
Первый этап является организационным.
На консультации рассказывается
о назначении и цели игры, о
порядке её проведения, задачах
участников игры, о методике подготовки
к политбою. Выделяется группа
организаторов, выбирается её лидер. Участники
деловой игры определяют тему предстоящей
полемики. Для обсуждения рекомендуется
брать наиболее актуальные и острые проблемы
современности, вызывающие интерес у присутствующих.
Участники политбоя делятся на две группы,
представляющие различные общественные
и позиции. Моделируется ситуация общения.
На втором этапе осуществляется
подготовка к политбою. Организаторы
решают все методические вопросы,
назначают руководителя, “специалистов”,
продумывают оформление аудитории.
Участники деловой игры изучают тему предстоящего
политбоя, знакомятся с соответствующей
литературой, консультируются по всем
вопросам со специалистами. Группы разрабатывают
в рамках выбранной темы вопросы, которые
они предполагают задать своим “противникам”,
готовят варианты возможных ответов на
них, подбирают аргументы и контраргументы.
На третьем этапе проводится
политбой по избранной теме. Ведет
политбой руководитель, назначенный
организаторами. Он представляет
обе группы, говорит о цели
данной встречи, предлагает принять активное
участие в работе. Каждая группа кратко
рассказывает о себе. Участники политбоя,
независимо от “должностей”, обсуждают
предложенные проблемы.
Четвёртый этап– заключительный.
На этом этапе организуется
обсуждение проведенного политбоя, критически
анализируется деятельность всех участников
деловой игры. Последовательно предоставляется
слово “специалистам”.
Специалист по теме анализирует
актуальность выбранной темы, злободневность
предложенных вопросов. Он оценивает,
удалось ли участникам полемики разобраться
в обсуждаемых проблемах, как полно рассмотрена
выбранная тема. Специалист по логике
обращает внимание на умение выступающих
доказывать свою правоту, убеждать других,
опровергать мнение оппонента. Он анализирует,
насколько доказательны и убедительны
аргументы, приводимые участниками политбоя
для подтверждения выдвинутой точки зрения,
отмечает логические ошибки. Специалист
по культуре речи освещает такие вопросы,
как соблюдение выступающим норм современного
русского языка, наличие или отсутствие
в их речи словпаразитов, умелое использование
терминов, иностранных слов, образность
и выразительность речи, называет речевые
ошибки и недочеты. Специалист по культуре
спора отмечает, соблюдали ли ораторы
нравственноэстетические нормы спора,
умело ли оперировали понятиями, не уходили
ли от предмета спора.
Высказывания “специалистов” обобщает
“критик”. Он дает качественный
анализ выступлений участников.
Для критика необходимы такие
качества, как объективность, принципиальность,
критический ум, быстрота и острота реакции,
способность к обобщениям.
Затем предлагается высказать
свое мнение руководителю и
всем желающим принять участие
в обсуждении. В заключение подводятся
итоги всех этапов деловой
игры.
Деловая игра “Политбой” вызывает большой
интерес у участников. Она помогает разобраться
в сложных проблемах современной жизни,
способствует более глубокому усвоению
материала, формированию и закреплению
убеждений, является действенным средством
выработки активной жизненной позиции.