Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:04, реферат
Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в специальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме.
Введение………………………………..……………………………………..…...3
Внутренняя картина болезни…………………………………….………..4
Реакция личности на болезнь……………………………………...………6
Типы отношения к болезни………………………….………………...…..8
Заключение………………………………………………………………..…..….10
Список использованной литературы…………………………………………...11
Содержание
Введение………………………………..……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Эмоциональную жизнь современного человека определяет частота и интенсивность эмоциональных нагрузок, этому способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и её стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаяния.
Эмоции человека, изначально призванные мобилизовать на защиту, теперь чаще подавляются, встраиваются в специальный контекст, а со временем извращаются, перестают признаваться их хозяином и могут стать причиной разрушительных процессов в организме.
В настоящее время
Когда человек сталкивается со своей болезнью, он попадает в кризисную ситуацию, которая неизбежно отражается на всей его личности. Человек начинает задавать себе вопросы, ищет ответы, пытается разобраться, что с ним происходит, и то, КАК он это делает, может оказать существенное влияние на все течение заболевания.
Одной из важных психологических проблем в психосоматике является проблема реакции личности на болезнь. Фактически, тот или иной исход болезни зависит не только от того, насколько правильно будет происходить непосредственно лечение больного, но и от того, насколько способен будет он внутренне противостоять болезни. Купирование на первых этапах терапии неблагоприятных эмоциональных воздействий, представляется не менее важной задачей, чем непосредственное лечение соматического заболевания.
В середине двадцатого века А.Р.Лурия ввел термин «внутренняя картина болезни», который обозначает все мысли, переживания, чувства, которые имеет заболевший человек по поводу своего телесного недуга. От того, КАКОЙ будет эта картина, зависит очень многое.
Внутренняя картина болезни (ВКБ)
имеет свою структуру, универсальную
у всех людей, независимо от их заболевания.
Она состоит из четырех уровней.
1. Сенсорный уровень
(уровень ощущений). Обычно динамика становления
ВКБ начинается с ощущений, которые появляются
в два этапа. На первом этапе ощущения
возникают в виде первичного осознания
какого-то неблагополучия, дискомфорта.
Человек еще не может сказать, что с ним
не так («что-то со мной не то»), так как
его ощущения еще не определены. Заканчивается
этот этап тогда, когда они получают свое
название и обозначение. Наступает второй
этап сенсорного уровня, когда ощущения
становятся знаками болезни человека
(«я чувствую сильную слабость и головокружение»).
2. Когнитивный уровень
(уровень познания и понимания). Чтобы
ощущения в теле были восприняты как симптом
болезни, должна существовать когнитивная
модель болезни. Когнитивная модель решает,
какой болезни приписать ощущения и производит
выбор ярлыка болезни, под которую будут
подстраиваться соматические ощущения.
Важнейшим моментом на этом уровне является
оценка угрозы болезни. Чем сильнее будет
оценка угрозы, тем острее может быть эмоциональная
реакция человека.
3. Эмоциональный
уровень. Спектр возможных эмоциональных
реакций человека очень широк. От анозогнозии
(отрицания болезни – «Нет, этого не может
быть, я ничем не болен») до ипохондрических
реакций (поиск и нахождение признаков
своей болезни во всех своих ощущениях
– «Сегодня я кашлянул три раза - у меня
рак легких»).
4. Уровень мотиваций.
Здесь речь идет о смысле, который человек
вкладывает в свою болезнь. Смысл болезни
может изменить образ «Я» человека, его
самоотношение, отношения с другими людьми
и миром вообще. Болезнь может стать препятствием
в воплощении основных жизненных мотивов
человека, и тогда человек очень хочет
избавиться от болезни. Но иногда болезнь
может получить смысл некого «помощника»
в решении более сложных жизненных задач
(вторичная выгода болезни), например,
если болезнь не дает развалиться семье
или не позволяет почувствовать сложности
и проблемы в какой-то иной сфере. Чаще
всего встречается амбивалентное отношение
к болезни: с одной стороны, человек хочет
от нее избавиться, а с другой стороны,
в чем-то находит выгоду.
Если представить себе движение
неких импульсов внутри этой структуры,
то эти импульсы могут двигаться как снизу
вверх – от ощущений к мотивации («я чувствую
себя больным, поэтому не пойду на работу
и буду целый день лежать и рассказывать
всем о своей болезни»), так и сверху вниз
– от мотиваций к ощущениям. Здесь возможны
два варианта развития событий. Первый
– когда мотивация человека приводит
к образованию симптомов. Например, человек,
имея вторичную выгоду от своей болезни,
может быть бессознательно заинтересован
в ее развитии (мужчине, у которого не складывается
карьера, может быть проще объяснять свои
неудачи болезнью, чем профессиональной
несостоятельностью). Второй вариант –
когда мотивация человека приводит к исцелению.
И именно здесь может оказаться неоценимой
помощь психолога и психотерапевта.
Можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание: стеническая, астеническая и рациональная.
При активной жизненной позиции больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции на болезнь. Есть, однако, и негативная сторона этого типа поведения, так как больной может быть слабо способным к выполнению необходимых ограничений стереотипа жизни, накладываемых заболеванием.
При астенической реакции на заболевание у больных имеется наклонность к пессимизму и мнительности, но они относительно легче, чем больные со стенической реакцией, психологически приспосабливаются к заболеванию.
При рациональном типе реакции имеет место реальная оценка ситуации и рациональный уход от фрустрации.
Приведем типы личностной реакции на заболевание согласно Якубову Б.А. (1982).
Содружественная реакция. Эта реакция характерна для лиц с развитым интеллектом. Они как бы с первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача, демонстрируя не просто послушание, но и редкую пунктуальность, внимание, доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь.
Спокойная реакция. Такая реакция характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами. Они пунктуальны, адекватно реагируют на все указания врача, точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Они не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь.
Неосознаваемая реакция. Такая реакция, имея патологическую основу, выполняет в ряде случаев роль психологической защиты, и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.
Следовая реакция. Несмотря на то, что заболевание заканчивается благополучно, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания. После болезни астенизированы, угнетены, даже депрессивны, склонны к ипохондрическим реакциям, продолжают посещать лечебное учреждение и считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.
Негативная реакция. Больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности. Они подозрительны, недоверчивы, с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, не придают серьезного значения его указаниям и советам. У них часто возникает конфликт с медицинским персоналом. Несмотря на психическое здоровье, они демонстрируют подчас так называемую «двойную ориентировку».
Паническая реакция. Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. Часто лечатся у знахарей. Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость.
Разрушительная реакция. Больные ведут себя неадекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Такие лица не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. Это сопровождается отказом от приема лекарств, от стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными.
В типологии реагирования на болезнь Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова (1976) в качестве критерия, взятого за основу классификации типов, выделяется система потребностей, которые фрустрируются заболеванием: витальная, общественно-профессиональная, этическая, эстетическая или связанная с интимной жизнью. Другие авторы полагают, что реакция на болезнь в значительной степени обуславливается прогнозом заболевания.
В любом случае, в целях преодоления
изменившегося самочувствия и различных
проявлений болезни личностью
Другими словами, заболевший на основе
своей концепции болезни
Согласно Личко А.Е., Иванову Н.Я. (1980) можно выделить следующие типы отношения к болезни:
1. Гармонический – правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.
2. Эргопатический – «уход от болезни в работу», желание сохранить работоспособность.
3. Анизогнозический – активное отбрасывание мысли о болезни, «обойдется».
4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность. Вера в приметы и ритуалы.
5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств, процедур.
6. Неврастенический – поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем – слезы и раскаяние.
7. Меланхолический – неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).
8. Апатический – полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.
9. Сензитивный – чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.
10. Эгоцентрический – «уход в болезнь» с выставлением напоказ страданий, требование к себе особого отношения.
11. Паранойяльный – уверенность, что болезнь является результатом чьего-то умысла, а осложнения влечении являются результатом халатности медицинского персонала.
12. Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем [4].
Также существуют классификации типов реакции на болезнь, которые учитывают социальные последствия заболевания. По мнению З.Д.Липовски (1983), психосоциальные реакции на болезнь складываются из реакций на информацию о заболевании, эмоциональных реакций (типа тревоги, горя, депрессии, стыда, чувства вины) и реакций преодоления болезни.
Реакции на информацию о заболевании зависят от «значения болезни» для больного:
1) болезнь-угроза или вызов, а тип реакций - противодействие, тревога, уход или борьба (иногда паранойяльная).
2) болезнь-утрата, а соответствующие типы реакций - депрессия или ипохондрия, растерянность, горе, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима.
3) болезнь-выигрыш или избавление, а типы реакций при этом - безразличие, жизнерадостность, нарушение, враждебность по отношению к врачу.
4) болезнь-наказание, и при этом возникают реакции типа угнетенности, стыда, гнева.
Реакции преодоления болезни
Заключение
При длительном существовании
неудовлетворенности жизненной
ситуацией может развиваться то или иное
хроническое соматическое заболевание.
Поэтому, скорее, правомочно исследовать
следующие темы: «Зачем я болею?», «Что
стоит за моим болезненным состоянием?»,
«Для чего мне здоровье?», «Как я его использую
в будущем?». Задача психолога состоит
в том, чтобы помочь больному:
- выявить, какие у болеющего человека
существуют неудовлетворенные потребности
в данный период его жизни;
- сформировать смыслообразующие (долгосрочные)
и актуальные (краткосрочные) жизненные
цели;
- найти решение проблем, кажущихся болезненно
безвыходными, превратив их в конкретные
задачи.
Информация о работе Реакция личности на болезнь. Типы отношения к болезни