Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:13, контрольная работа
Воображение - психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала.
1.Введение ________________________________________________________________________1
2.Значение воображения в жизни человека_____________________________________________2
3.Виды воображения________________________________________________________________3
4.Функции воображения и его развития________________________________________________5
5. Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста_________________6
6. Развитие воображения детей дошкольного возраста____________________________________8
7.Выводы_________________________________________________________________________12
8.Список используемой литературы___________________________________________________13
У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а, следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять в уме программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.
Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами).
Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.
Развитие воображения детей дошкольного возраста
Выготский, посвятивший немало времени изучению детского воображения, доказал: лучше всего эта способность развивается в тот момент, когда малыши играют. По его мнению, именно в процессе игры происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Ролевые игры.
В непривычной для себя роли доктора или, скажем, проводника поезда карапуз не только учится импровизировать, но и выводит «из сумрака» новые слова и речевые обороты, которые запомнил во время посещения поликлиники или путешествия. Кроме того, подобные занятия — отличный способ «тренировки» социальных навыков: к примеру, если мама-«покупатель» пришла в «магазин», то малыш-«продавец» должен ее поприветствовать и вежливо поинтересоваться тем, что бы ей хотелось приобрести, а когда покупки будут «оплачены» — непременно сказать «спасибо» и попрощаться. Затем нужно поменяться ролями — пусть наследник побывает «с обеих сторон прилавка».
ВАЖНО.
В любой игре взрослый всегда занимает более выгодную позицию: его жизненный опыт несравненно богаче, а значит, и воображение развито значительно сильнее. Именно поэтому мамы и папы (бабушки с дедушками этим грешат реже) довольно часто не могут противостоять искушению начать играть вместо ребенка, а не вместе с ним. Чаду при этом отводится роль простого наблюдателя, и ничего хорошего в этом нет. Джанни Родари, например, настаивает на том, что главным в игре должен быть именно малыш, а задача родителей — «стимулировать изобретательность ребенка, вооружить его новыми средствами, которые он пустит в оборот, играя один».
Сюжеты.
Для игры в рыцарей, конечно, можно завести специального деревянного коня, но если немножко подумать, то выяснится, что и на обычной швабре тоже скачется очень неплохо. Подобная возня с предметами-«заместителями» не только здорово упрощает жизнь, но и стимулирует абстрактное мышление, которое очень пригодится ребенку в школе.
С бытовой абстракцией дети неплохо справляются сами — скажем, девочки совершенно серьезно кормят кукол супом из пуговиц и веточек, а мальчики лихо и весело стреляют из обыкновенных палок. Можно усложнить задачу и предложить малышу в качестве игрушки нечто совсем уж неигровое — к примеру, помпоны от старой шапки. Ваша задача — помочь наследнику обнаружить сходство между этим самыми помпонами и, скажем, семейством хомяков. А дальше пусть ребенок сам придумывает игру с «грызунами».
Еще один способ «оживить» совершенно обыденные предметы — придумать про них занимательный рассказ. Одна очень находчивая мама — героиня книги Джанни Родари — научила сына самостоятельно застегивать рубашку так: каждый раз, одевая ребенка, она рассказывала ему историю про Пуговку, которая долго искала свой домик и очень радовалась, когда жилище все-таки обнаруживалось! Попробуйте повторить этот удачный опыт, а еще лучше — сочините вместе с ребенком свою собственную байку, например про Шнурок, заблудившийся в дырочках ботинка. Между прочим, Ганс Христиан Андерсен, которого никто не посмеет назвать человеком без фантазии, делал героями своих сказок иголки, наперстки и елки, то есть самые обычные и «скучные» предметы. А какой эффект!
ВЕСЬ МИР — ТЕАТР.
Кукольное представление — настоящая находка для родителей, которые хотят подстегнуть воображение наследника. Натянул тихий и скромный Васенька куклу-перчатку — и тут же превратился в бойкого и задиристого Петушка — Золотого гребешка. Фантазия заработала — и представление началось!
Впрочем, можно обойтись и без реквизита. Сыграйте с малышом в «Крокодила» — для этого развлечения достаточно пары участников (хотя, конечно, чем больше народу, тем веселее). Ведущий загадывает какого-нибудь сказочного персонажа (или некий предмет) и изображает его с помощью пантомимы, задача остальных игроков — понять, что это такое им показывают. В подобные угадайки можно играть даже на улице. Посмотрите на небо — на что похоже, скажем, вон то облачко? На дракона или на поросенка? А вот эта трещина на стене напоминает ящерицу или стебель растения? Кстати, именно такой простой и очевидный метод развития воображения пропагандировал великий Леонардо да Винчи, а уж он-то знал толк в фантазиях!
Звуки му.
Наукой доказано, что голос у каждого из нас неповторим (точь-в-точь как отпечатки пальцев), и этот факт тоже можно использовать для развития воображения. Пусть ребенок представит, будто он — инопланетянин Альф или, допустим, гном Тихогром, и с интонациями своего героя ответит на ваши вопросы: «Где ты живешь? Что ты ешь на завтрак? Во что ты любишь играть?» и т.д.
Еще одно упражнение: произносить от лица разных сказочных персонажей одну и ту же фразу. Например, «Я люблю поспать после обеда»: ясно же, что сестрица Аленушка скажет это совсем не так сурово и кровожадно, как голодный Серый Волк.
А какой простор для воображения предоставляет музыка! Прокрутите детке фрагмент какой-нибудь несложной мелодии и предложите придумать, кому из сказочных персонажей она подходит. Здесь главное — отказаться от собственных стереотипов: «Полет шмеля» вполне может проиллюстрировать воздушную погоню Гарри Поттера за снитчем, а «Турецкий марш» — парад лилипутов перед изумленным Гулливером.
Добрый крокодил и злая бабушка.
Психологи отмечают, что почти все нынешние дети не любят читать — и причиной тому именно плохо развитое воображение. Малышам нравятся мультики, компьютерные игры и рекламные ролики — все образы в них настолько ясны и понятны, что фантазии совершенно не от чего оттолкнуться. В общем, без чтения никак не обойтись!
Спрашивали — отвечаем.
Простейший способ расшевелить воображение ребенка — это обстоятельно поговорить с ним о прочитанном. Завершили одну главу? Отлично, теперь подробно обсудите ее. «Как ты думаешь, а почему лиса так поступила? А какое у медведя было в этот момент настроение? А что бы ты сделал на месте Красной шапочки?» — ответы на эти вопросы помогут малышу не только лучше запомнить содержание, но и посмотреть на описанную ситуацию «изнутри» и проникнуть в мотивы поведения персонажей.
А что было бы, если...
Эту серию упражнений подробно описал Джанни Родари. Итальянский сказочник очень точно подметил консерватизм детей: нельзя просто взять да и рассказать сказку про Колобка другими словами — нужно, чтобы текст звучал точно так же, как вчера или, скажем, неделю назад. Если же вдруг вы приметесь своевольничать, карапуз вас немедленно оборвет: «Нет, там было не так!» Ребенку требуется порядок, а значит, Лиса обязана быть Патрикеевной, Василиса — Прекрасной, а Кащей — исключительно Бессмертным. Но для того чтобы взбудоражить фантазию слушателя, просто необходимо иногда переворачивать сюжет сказки «с ног на голову». Со временем наследник даже начнет получать удовольствие от таких вольностей!
Все наоборот.
Что произойдет, если Красная Шапочка вдруг станет злой, а волк — добрым? А как быть, если капризная Золушка откажется выполнять задания покладистой мачехи? Поначалу перелицовывать старые сказки на новый лад вы будете самостоятельно, но постепенно малыш к вам присоединится. Это же весело!
Сказочный винегрет.
Создайте свое собственное волшебное царство, пусть, например, Буратино отправится на дело вместе с сорока разбойниками, Кот в сапогах поступит в услужение к Гензцелю и Гретель, а маркиз Карабас возьмет да и женится на царевне Несмеяне. Что выйдет изо всей этой катавасии? Это зависит только от вас с ребенком — придумывайте!
Типы воображения
Сны мы видим независимо от своего желания: снятся и все тут. Контролировать сновидения человек не в состоянии, но иногда именно они транслируют наши потаенные мечты.
Грезы это уже более активная и регламентируемая форма воображения: человек не просто воспринимает явившуюся невесть откуда картинку, а сам ее и создает, мечтая о чем-то приятном и желанном.
Воссоздающее воображение такие фантазии всегда отталкиваются от весьма конкретной точки. Например, мы слушаем музыку, читаем книгу или рассматриваем картину, а параллельно в голове у нас возникают некие образы.
И наконец, высшая форма «придумывания» — творческое воображение, с помощью которого мы создаем новые и, как правило, абсолютно нереальные сюжеты или персонажей.
Есть несколько приемов творческого воображения:
агглютинация, то есть «склеивание» нескольких знакомых образов в один не существующий, — плодами подобных фантазий можно назвать русалок, слонопотамов и, скажем, избушки на курьих ножках;
акцентирование, или вычленение какой-либо характерной черты или особенности персонажа, — по такому принципу, например, создаются шаржи и карикатуры;
гипербола, то есть преувеличение, — был, скажем, обычный человек, а мы взяли и превратили его в сказочного великана;
литота, или преуменьшение, — с помощью этого приема «родились» Дюймовочка и Мужичок-с-ноготок.
Выводы
Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая функция состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция – это планирование и программирование деятельности.
В психологии выделяют следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающее или репродуктивное и творческое. В творческое, в свою очередь, входят мечта и фантазия.
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения – это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.
Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредственное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.
Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
Информация о работе Развитие воображения у детей дошкольного возраста