Развитие диалогической
и монологической речи у дошкольников
Наша речь – не
только средство общения, но
и орудие мышления, носитель сознания,
памяти, информации, средство управления
поведением других людей и
регуляции собственного поведенияРечь
— это важнейшая творческая психическая
функция человека, область проявления
присущей всем людям способности к познанию,
самоорганизации, саморазвитию, к построению
своей личности, своего внутреннего мира
через диалог с другими личностями, другими
мирами, другими культурами.Первоначальная
функция речи – коммуникативная. Речь
– это, прежде всего средство общения,
средство высказывания и понимания.
Общение с окружающими осуществляется
при помощи связной речи. Под связной речью
понимают смысловое развернутое высказывание,
обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Также, в связной речи наиболее ярко выступает
взаимосвязь умственного и речевого развития.
В ней отражены все другие задачи речевого
развития: формирование словаря, грамматического
строя, фонетической стороны. В связной
речи проявляются все достижения ребенка
в овладении родным языком.Связная речь
включает в себя диалогическую и монологическую
речь.
Диалогическая речь
является основной формой общения
детей дошкольного возраста. Долгое
время в методике обсуждается
вопрос, нужно ли учить детей
диалогической речи, если они
овладевают ею спонтанно в
процессе общения с окружающими.
Практика и специальные исследования
показывают, что у дошкольников
необходимо развивать в первую
очередь те коммуникативно-речевые
умения, которые не формируются
без влияния взрослого. Важно
учить ребенка вести диалог, развивать
умение слушать и понимать
обращенную к нему речь, вступать
в разговор и поддерживать
его, отвечать на вопросы и
спрашивать самому, объяснять, пользоваться
разнообразными языковыми средствами,
вести себя с учетом ситуации
общения. Поддерживание и развитие
диалога предполагает наличие
умений слушать собеседника и
понимать его, формулировать и
задавать вопросы, строить ответ
в соответствии с услышаннымДиалогическую
речь отличает краткость высказываний
с преобладанием простых предложений,
широкое использование внеречевых
средств (жестов, мимики); большую
роль в диалоге играет интонация.Не
менее важно и то, что в диалогической
речи развиваются умения, необходимые
для более сложной формы общения
– монолога.
Монолог – это высказывание,
не всегда рассчитанное на
словесную реакцию другого человека.
Монолог характеризуется полнотой,
четкостью и развернутостью высказывания.
Мимика и жесты играют меньшую
роль. Одной из характеристик
монологической речи является
ее произвольность, т.е. умение
выбирать языковые средства и
пользоваться теми, которые наиболее
полно и точно передают смысл
того, что говорится. Владение
связной монологической речью
– высшее достижение речевого
воспитания дошкольников. Оно вбирает
в себя освоение звуковой культуры
языка, словарного состава, грамматического
строя и происходит в тесной
связи с развитием всех сторон
речи – лексической, грамматической,
фонетической. В каждой из этих
сторон имеется программное ядро,
которое влияет на организацию
речевого высказывания и, следовательно,
на развитие связной речи. Связность
речи включает развитие умений
строить высказывания разных
типов: описание (мир в статике),
повествование (события во времени
и в движении), рассуждение (установление
причинно-следственных связей). Описание
– это образец монологического
сообщения в виде перечисления
одновременных или постоянных
признаков предмета. Описание отличается
статичностью, мягкой структурой, позволяющей
варьировать, переставлять местами
его компоненты. Для текстов-описаний
часто используется лучевая связь,при
которой объект называется, а затем каждое
качество или признак объекта как лучик
присоединяется к его характеристике.
Описание – констатирующая речь, в которой
утверждается наличие или отсутствие
каких-либо признаков предмета. Дошкольников
учат описывать игрушки, предметные или
сюжетные картинки, собственные рисунки
или их замысел, явления природы, людей
и животных. Обучение построению текстов-описаний
помогает сформировать у детей элементарные
представления о структуре и функциях
этих текстов. . Повествование – это особый
тип речи со значением сообщения о развивающихся
действиях или состояниях предметов. Повествование
динамично, для него характерен переход
от одного действия или состояния к другому,
т.е. действительность воспринимается
в процессе изменения и развития. В повествовании
действие не имеет общего предметно-пространственного
объекта речи. Дошкольники могут составлять
разные типы повествований: реалистические
рассказы, сказочные истории, рассказы
по картинке или по серии сюжетных картинок.
Работа над формированием представлений
о структуре повествования развивает
у детей умение анализировать структуру
художественного текста и переносить
усвоенные навыки в самостоятельное словесное
творчество.
Рассуждение – модель
монологического сообщения с
обобщенным причинно-следственным
значением, опирающимся на полное
или сокращенное умозаключение.
Рассуждение ведется с целью
достижения выводов: научных,
обобщенных или бытовых. Особенно
важно развитие у дошкольников
умения логически мыслить, рассуждать,
объяснять, доказывать, делать выводы,
обобщать высказанное, а эти
умения развиваются в таком
типе высказывания, как рассуждение Всякое
связное монологическое высказывание
характеризуется рядом признаков.
Выделяются такие основные
признаки:
- целостность (единство
темы, соответствие всех микротем
главной мысли);
- структурное оформление
(начало, середина, конец);
-связность (логические
связи между предложениями и
частями монолога);
-объем высказывания;
-плавность (отсутствие длительных
пауз в процессе рассказывания).
Для достижения связности
речи необходим ряд умений, а
именно: умений понимать и осмысливать
тему, определять ее границы; отбирать
необходимый материал; располагать
материал в нужной последовательности;
пользоваться средствами языка
в соответствии с литературными
нормами и задачами высказывания;
строить речь преднамеренно и
произвольно. В связной речи
проявляются и как в зеркале
отражаются логика суждений, богатство
представлений, обстоятельность
характера, инициативность, творческая
устремленность и другие качества
личности.Программа детского сада
предусматривает обучение диалогической
и монологической речи. Работа
по развитию диалогической речи
направлена на формирование умений,
необходимых для общения. Метод
развития речи определяется как
способ деятельности педагога
и детей, обеспечивающий формирование
речевых навыков и умений.