Развитие у детей монологической и деалогической речи у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:39, реферат

Краткое описание

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведенияРечь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Файлы: 1 файл

Развитие диалогической и монологической речи у дошкольников.docx

— 14.82 Кб (Скачать)

Развитие диалогической  и монологической речи у дошкольников

 

 Наша речь – не  только средство общения, но  и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления  поведением других людей и  регуляции собственного поведенияРечь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания.  Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание,  обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В  связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

 Диалогическая речь  является основной формой общения  детей дошкольного возраста. Долгое  время в методике обсуждается  вопрос, нужно ли учить детей  диалогической речи, если они  овладевают ею спонтанно в  процессе общения с окружающими.  Практика и специальные исследования  показывают, что у дошкольников  необходимо развивать в первую  очередь те коммуникативно-речевые  умения, которые не формируются  без влияния взрослого. Важно  учить ребенка вести диалог, развивать  умение слушать и понимать  обращенную к нему речь, вступать  в разговор и поддерживать  его, отвечать на вопросы и  спрашивать самому, объяснять, пользоваться  разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации  общения.  Поддерживание и развитие  диалога предполагает наличие  умений слушать собеседника и  понимать его, формулировать и  задавать вопросы, строить ответ  в соответствии с услышаннымДиалогическую  речь отличает краткость высказываний  с преобладанием простых предложений,  широкое использование внеречевых  средств (жестов, мимики); большую  роль в диалоге играет интонация.Не  менее важно и то, что в диалогической  речи развиваются умения, необходимые  для более сложной формы общения  – монолога.

 Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на  словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую  роль. Одной из характеристик  монологической речи является  ее произвольность, т.е. умение  выбирать языковые средства и  пользоваться теми, которые наиболее  полно и точно передают смысл  того, что говорится. Владение  связной монологической речью  – высшее достижение речевого  воспитания дошкольников. Оно вбирает  в себя освоение звуковой культуры  языка, словарного состава, грамматического  строя и происходит в тесной  связи с развитием всех сторон  речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих  сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию  речевого высказывания и, следовательно,  на развитие связной речи. Связность  речи включает развитие умений  строить высказывания разных  типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени  и в движении), рассуждение (установление  причинно-следственных связей). Описание  – это образец монологического  сообщения в виде перечисления  одновременных или постоянных  признаков предмета. Описание отличается  статичностью, мягкой структурой, позволяющей  варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь,при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике. Описание – констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. . Повествование – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Повествование динамично, для него характерен переход от одного действия или состояния к другому, т.е. действительность воспринимается в процессе изменения и развития. В повествовании действие не имеет общего предметно-пространственного объекта речи. Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

 Рассуждение – модель  монологического сообщения с  обобщенным причинно-следственным  значением, опирающимся на полное  или сокращенное умозаключение.  Рассуждение ведется с целью  достижения выводов: научных,  обобщенных или бытовых. Особенно  важно развитие у дошкольников  умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти  умения развиваются в таком  типе высказывания, как рассуждение Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков.

Выделяются такие основные признаки:

- целостность (единство  темы, соответствие всех микротем  главной мысли);

- структурное оформление (начало, середина, конец);

-связность (логические  связи между предложениями и  частями монолога);

-объем высказывания;

-плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

 

 Для достижения связности  речи необходим ряд умений, а  именно: умений понимать и осмысливать  тему, определять ее границы; отбирать  необходимый материал; располагать  материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка  в соответствии с литературными  нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и  произвольно. В связной речи  проявляются и как в зеркале  отражаются логика суждений, богатство  представлений, обстоятельность  характера, инициативность, творческая  устремленность и другие качества  личности.Программа детского сада  предусматривает обучение диалогической  и монологической речи. Работа  по развитию диалогической речи  направлена на формирование умений, необходимых для общения. Метод  развития речи определяется как  способ деятельности педагога  и детей, обеспечивающий формирование  речевых навыков и умений.


Информация о работе Развитие у детей монологической и деалогической речи у дошкольников