Развитие психики человека в процессе филогенеза и онтогенеза

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:15, реферат

Краткое описание

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий непредсказуема.
Цель реферата – проанализировать процессы филогенеза и онтогенеза психики человека.

Файлы: 1 файл

реферат по психилогии.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

2.2 Психодинамическая концепция возрастного развития психики

В основе психодинамических  концепций развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н. трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера об индивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, или жизненном плане, описываемом им как "самодовлеющая целенаправленность", из которой "проистекает целостность личности" [1]. В современных психодинамических схемах эти фрейдовские представления трансформировались в понятия о "жизненном сценарии" (Э.Берн [3]) или "исходной потенциальной способности к установлению отношений", образующей "незаполненную матрицу, в которую в ходе дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений" (Л. Шерток [18]). Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо [16, с.123-202], рассматривая его как важнейшую движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный (приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнего возраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный к началу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить как бы "застревание" на определенных этапах развития, приводящее к формированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как "оральный характер" или "анальный характер". Одной из ведущих современных психодинамических концепций периодизации личностно-социального развития является схема Э. Эриксона (Э. Эриксон [21; 22]; Д. Элкинд [20]), с точки зрения которой психическое развитие индивида, формирование "идентичности" проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности (эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4 этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации (см. табл. 1). Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередь необходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна [3], лежащую в основе т.н. "жизненного сценария": отношение к себе и близким "Я+/-" и "Ты+/-", образующие в сочетании 4 базовые позиции - "Успех", "Превосходство", "Депрессивность", "Безнадежность"- дополняемые отношением к социуму - "Они+/-"). Данная схема, которая также складывается в первые годы жизни (Т.Харрис [17]), рассматривается М.Е.Литваком (1995 [12]) с добавлением установки "Труд+/-" (отношение к предметной деятельности) как "социоген" - стабильный личностный комплекс, формирующийся в возрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, его жизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути метафорической, условной (разработанная для прикладных целей практической психотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственно связана с "Я-концепцией". Согласно И.Н. Калинаускасу [7], "Я-концепция" тесно связана с типом личности и включает 3 основных блока: "Я как Я", "Я как другой", "Я как Мы (Они)", что перекликается с берновскими личностными установками "Я/Ты/Они". По мнению автора данной модели, описываемый ей тип личности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою стабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработки информации. Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделям развития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести и 3-этапную модель В. Шутса [19], представляющую собой не только периодизацию возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры личности (Присоединение - Контроль - Открытость). Эта схема имеет очевидную аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов социального развития личности в онтогенезе по А.В.Петровскому [13], включающей последовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2) индивидуализации и (3) интеграции.

2.3 Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики

Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная, количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание ФАП представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики. Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с развитием интеллектуального стиля, а также более широко - с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских личностных типов [14, с.12-15; 15, с.88-91]. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н.Леонтьев [10]), в аспекте формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие.

 

Таблица 1. Периоды возрастного развития и формирование ФАП.

 

Периоды развития

 

I

II

III

IV

Период 

Младенческий 

Ранний детский 

Дошкольный 

Школьный 

Ведущая деятельность

Эмоциональное общение 

Предметная деятельность

Игровая деятельность

Учебная деятельность

 

Психодинамическая периодизация психического развития

З.Фрейд 

Оральный 

Анальный 

Фаллический

Генитальный

Э. Эриксон

Доверие против закрытости

Автономность против зависимости 

Инициатива против чувства  вины

Трудолюбие против чувства  не полноценности 

Э.Берн/Литвак

Ты +/-

Я +/-

Они +/-

Труд +/-

В. Шутс

Присоединение

Контроль 

Открытость 

 
 

Периодизация  когнитивного развития

Стадия развития по Пиаже 

Сенсомоторная

Предоперациональная

Конкретных операций

Формальных операций

Вид мышления

Предметно-действенное 

Наглядно-образное

Теоретическое или абстрактное (словесно-понятийное)

Тип отражения 

Конкретно-чувственный 

 

Абстрактно-обобщенный

Компоненты ментальной стратегии 

Экстраверсия/интроверсия  Е / I

Рациональность/иррациональность J / P

Этика/логика F/T (левое  полушарие)

сенсорика/интуиция S/N (правое полушарие)

 

Периодизация развития межполушарного взаимодействия

Ведущий тип полушарной организации 

Правополушарный

Левополушарный 

Баланс лево- и правополушарного. Формирование индивидуальной стратегии 

Развитие функциональной асимметрии

Дифференциация функций  между левым и правым полушарием

Дифференциация между  ассоциативными (передними) и проекционными (задними) областями 


 

 

Заключение

Завершая работу над  рефератом можно прийти к выводу, что современная психология развития рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.

Развитие психики в  филогенезе - это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе.

 

Список литературы

 

  1. А. Коссаковский Психическое развитие личности в онтогенезе. / Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989.
  2. А.Н. Леонтьев Проблемы развития психики. - М.: Изд. МГУ, 1981.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  4. А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И.  Розум Психология и педагогика. СПб: Питер, 2010.
  5. Э. Эриксон Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.
  6. Л. Хьел, Д. Зиглер Теории личности. - СПб: Питер Ком, 1998.

 


Информация о работе Развитие психики человека в процессе филогенеза и онтогенеза