Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:51, контрольная работа
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Введение……………………………………………………………….3
Заключение…………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Контрольная работа по
Теории и Организации
физической культуры.
«Развитие мелкой моторики рук средствами
адаптивной физической
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список литературы…………………………………
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние
функции руки отмечают все специалисты,
изучающие деятельность мозга, психику
детей. Выдающийся русский просветитель
Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал,
что «натуральное побуждение к действию
над вещами у детей есть основное
средство не только для получения
знаний об этих вещах, но и для всего
умственного развития». И. П. Павлов
внес большую ясность в этот вопрос.
Он придавал тактильным ощущениям большое
значение, ибо они несут в речевой
центр, в его двигательную часть,
дополнительную энергию, способствующую
его формированию. Чем совершеннее
кора мозга, тем совершеннее речь,
а значит, и мышление. Эта концепция
лежит в основе современных теорий,
разрабатываемых учеными. В коре
головного мозга речевая
Цель: Развивать мелкую
моторику рук, средствами
Задачи:
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Мелкая моторика развивается естественным
образом начиная с
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук - кистей и пальцев, выражающееся в ограниченной подвижности, сгибательной контрактуре, спастике, синкинезиях. Чаще встречается у детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича, поражения спинного мозга, у детей с умственной отсталостью. От координации пальцев и кисти зависит освоение письма, чтение слепыми по Брайлю, успешность выполнения многих бытовых, трудовых и спортивных действий инвалидами всех нозологических групп. Развитие мелкой моторики выступает как один из основных методических подходов коррекции тяжелых речевых нарушений, к которым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, заикание.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, он быстрее осваивает технику письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительного восприятия и произвольного внимания.
Коррекционные и подводящие упражнения выполняются в режиме предметного действия, что обеспечивает повышение точности воспроизведения изучаемых упражнений.
Средства для развития мелкой моторики в зависимости от особенностей воздействия целенаправленно применяются в различных частях физкультурного занятия: упражнения пальчиковой гимнастики и ОРУ с предметами - во
вводно-подготовительной, самомассаж рук - в заключительной. Такое распределение способствует решению
следующих задач:
- повышение степени
врабатывания при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
- активизация движений
кистей и пальцев рук,
предметами;
- общее и мышечное расслабление,
благодаря применению
При проведении упражнений пальчиковой гимнастики применяются такие методические приемы, как музыкальное
сопровождение, вариативные
положения и условия
обыгрывание предмета (использование одинаковых или подобных друг другу предметов); самомассажа рук -
прием комментирующей речи.
В процессе занятий используется
преимущественно метод строго
регламентированного
затруднениях в обучении - метод пассивного упражнения, обеспечивающий помощь в организации действия, и
метод практического упражнения для более прочного усвоения двигательного действия.
Для оптимизации процесса занятий АФК применяются также индивидуальные приемы воспитания и обучения детей
в зависимости от особенностей их эмоционально-волевой сферы.
Развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП
Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательной сферы. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие атаксий и дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Все эти двигательные расстройства с возрастом имеют тенденцию к усилению. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.
Для детского церебрального паралича характерно нарушение и высших кинестетических функций, (т. е. нарушение мышечно-суставного чувства), определяющих в значительной степени не только тонус мышц, но и развитие произвольных движений. У больных при сохранности правильного восприятия отдельных движений нет возможности синтезировать эти движения в единое целое.
Известно, что формирование представлений
о своем теле находится в тесной
связи с развитием двигательных
функций, с развитием тактильных,
зрительных и кинестетических ощущений
и соответствия движений, в процессе
которых осознается взаиморасположение
частей тела - схемы тела. Многие дети,
страдающие ДЦП, как бы «забывают» пользоваться
своими пораженными конечностями, они
игнорируют свою пораженную руку даже
в случае умеренного поражения. Подавление
деятельности кинестетического анализатора
исключает выработку тех
Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин, у них трудно формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Больной ребенок часто не способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая при этом своей несостоятельности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:
1.Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2.Самомассаж ладоней.
3.Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется
не более 5-6 упражнений.
Весь комплекс упражнений по развитию
мелкой моторики рук условно
можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая
гимнастика (Приложение № 6). Этот вид
упражнений широко распространенный в
логопедической практике. В своей работе
я использую опыт таких авторов, как М.В.
Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный
(1995).
Пальчиковые игры - важная часть работы
по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны
и способствуют развитию речи, творческой
деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка
каких-либо рифмованных историй, сказок,
стихов при помощи пальцев. Дети очень
любят играть в теневые игры. В ходе "пальчиковых
игр" дети, повторяя движения взрослых,
активизируют моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание
на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим
позам кистей и пальцев рук, постепенно
усложняя их, затем добавляем упражнения
с последовательно производимыми мелкими
движениями пальцев и, наконец, с одновременно
производимыми движениями. На первых занятиях
все упражнения выполняются в медленном
темпе. Педагог следит за правильностью
позы кисти руки и точностью переключений
с одного движения на другое. При необходимости
помочь ребенку принять нужную позу, позволить
поддержать и направить свободной рукой
положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных
уровнях сложности: по подражанию, по речевой
инструкции. Сначала словесная инструкция
сопровождается показом, т.е. дети работают
по подражанию. Затем степень их самостоятельности
увеличивается - показ устраняется и остается
только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения
для пальцев и кистей рук с использованием
различных предметов:
Информация о работе Развитие мелкой моторики рук средствами адаптивной физической культуры