Раннее детство (от 1 до 3 лет). Развитие личности в раннем детстве. Кризис 3 лет.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:32, реферат

Краткое описание

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства. Овладение действиями с предметами - ведущее направление психического развития в раннем возрасте. К концу года жизни он уже умеет обращаться с некоторыми игрушками: может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр. Общение ребенка со взрослыми в раннем возрасте имеет специфические особенности.Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Файлы: 1 файл

Реферат ранне детство.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Этапы развития личности 

      Для раннего возраста характерны яркие  эмоциональные реакции, связанные  с непосредственными желаниями  ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции  на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка.

      Аффективные вспышки лучше всего гасятся  тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности - вообще игнорируют. В противном  случае, особое внимание взрослых действует  как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным - и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

      Развитие  эмоционально- потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице.  Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у ребенка появляется и первичная самооценка – осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда максимально завышена. Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет. 

Кризис 3-х лет 

      Кризис 3 лет - граница между ранним и  дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет:

      1) Первая из них - негативизм. Ребенок  дает негативную реакцию не  на само действие, которое он  отказывается выполнять, а на  требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.

      2) Вторая характеристика кризиса  3 лет - упрямство. Это реакция  ребенка, который настаивает на  чем-то не потому, что ему этого  очень хочется, а потому, что  он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.

      3) Третья характеристика кризиса  3 лет, которая будет присуща  всем последующим переходным  периодам - обесценивание. Обесценивается  то, что было привычно, интересно,  дорого раньше. 3-летний ребенок  может начать ругаться (обесцениваются  старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

      4) строптивость близка к негативизму  и упрямству, но направлена  не против конкретного взрослого,  а против принятых в семье  норм поведения (порядков);

      5) своеволие - т.е. ребенок хочет  делать все сам; но это не  кризис 1-го года, где ребенок стремиться  к физической самостоятельности,  а стремиться к самостоятельности  намерения, замысла. 

      6) протест-бунт, который проявляется  в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" .

      7) деспотизм - диктует свое поведение  (если в семье 1 ребенок), проявляет  деспотическую власть по отношению  ко всему окружающему. Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Информация о работе Раннее детство (от 1 до 3 лет). Развитие личности в раннем детстве. Кризис 3 лет.