Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:32, реферат
Психическое развитие ребенка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства. Овладение действиями с предметами - ведущее направление психического развития в раннем возрасте. К концу года жизни он уже умеет обращаться с некоторыми игрушками: может нанизать колечко пирамидки на ее стержень, положить кубик на кубик, покатать машинку и пр. Общение ребенка со взрослыми в раннем возрасте имеет специфические особенности.Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Этапы
развития личности
Для
раннего возраста характерны яркие
эмоциональные реакции, связанные
с непосредственными желаниями
ребенка. В конце этого периода,
при приближении к кризису 3 лет,
наблюдаются аффективные
Аффективные
вспышки лучше всего гасятся
тогда, когда взрослые достаточно спокойно
на них реагируют, а по возможности
- вообще игнорируют. В противном
случае, особое внимание взрослых действует
как положительное
Развитие
эмоционально- потребностной сферы ребенка
тесно связано с зарождающимся в это время
самосознанием.
Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать
себя в зеркале. Узнавание себя -
простейшая, первичная форма самосознания.
Новый этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя - сначала
по имени, в третьем лице. Потом, к трем
годам, появляется местоимение "я".
Более того, у ребенка появляется и первичная
самооценка – осознание не только своего
"я", но того, что "я хороший",
"я очень хороший", "я хороший и
больше никакой". Это чисто эмоциональное
образование, не содержащее рациональных
компонентов (поэтому трудно назвать его
самооценкой в собственном смысле этого
слова). Оно основывается на потребности
ребенка в эмоциональной безопасности,
принятии, поэтому самооценка всегда максимально
завышена. Сознание "я", "я хороший",
"я сам" и появление личных действий
продвигают" ребенка на новый, уровень
развития. Начинается переходный период
- кризис 3 лет.
Кризис
3-х лет
Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет:
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2)
Вторая характеристика кризиса
3 лет - упрямство. Это реакция
ребенка, который настаивает
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4)
строптивость близка к
5)
своеволие - т.е. ребенок хочет
делать все сам; но это не
кризис 1-го года, где ребенок стремиться
к физической
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" .
7)
деспотизм - диктует свое поведение
(если в семье 1 ребенок), проявляет
деспотическую власть по