Психология воров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:38, реферат

Краткое описание

Воровство с точки зрения психологических основ — явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать базальтные участки головного мозга, ответственные за инстиктивное поведение. Но это уже больше из области фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических механизмов воровства, эффективно бороться с ним. нельзя. Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют

Файлы: 1 файл

психология воров. япончик.docx

— 19.82 Кб (Скачать)

Психология воровства  (7849)

вор, психология, преступление, охрана  

Воровство с точки  зрения психологических основ —  явление комплексное. Воровали всегда и, наверное, будут воровать еще очень  долго, если, конечно, когда-нибудь человечество не проникнет в тайны человеческой психики и не сможет раз и навсегда заблокировать базальтные участки головного мозга, ответственные за инстиктивное поведение. Но это уже больше из области фантастики, чем из научной сферы. Не поняв психологических механизмов воровства,  эффективно бороться с ним. нельзя. Воры сходны с корыстно-насильственными преступниками, но их психологические особенности имеют значительно меньшую степень выраженности. Они более социально адаптированы, менее импульсивны, обладают меньшей ригидностью и стойкостью аффекта. Их отличает более высокая гибкость поведения, которое отличается сравнительно низким уровнем тревоги. Они наиболее общительны, с хорошо развитыми навыками общения и в большей степени стремятся к установлению межличностных контактов. Их агрессивность значительно ниже, и они в большей степени могут контролировать свое поведение. Для них менее характерно самообвинение за ранее совершенные асоциальные действия.

 Воровство, как  скрытое присвоение чужого, относится  к тем формам социального поведения  человека, которые являются прорывом  инстинктов сквозь заграждения  общественных запретов в человеке: права, морали, религии. Это как  агрессивность и насилие в  разнообразных формах и проявлениях,  полигамия в сексуальных отношениях, инцест, эгоизм и некоторые другие. Какие же инстинкты являются  первоосновой воровства? 

1. Стремление удовлетворить  свои потребности. В основе  любой активности человека (в  том числе и воровства) лежат  неудовлетворенные потребности  человека. Материальная нужда (с  точки зрения этологии (биологической  науки, изучающей поведение животных  в естественных условиях) она  может быть обозначена, как комплекс  реакций инстинкта самосохранения) — очень сильный, стабильный  и болезненный возбудитель человеческой  активности. Обычно человек удовлетворяет  свои потребности, добывая необходимое. Однако в широком контексте труд — это тяжелое, необходимое занятие. Возможно, правы были классики, утверждая, что труд создал человека. Но труд всегда был и во многом остается необходимостью, а не радостью. Это не значит, что человек не получает удовольствия от труда. Деятельность, особенно творческая и высокопрофессиональная, может приносить удовлетворение, может становиться своеобразным наркотиком, без которого человек не мыслит жизни. Здесь же мы имеем в виду труд как необходимость, не всегда желаемый процесс. Именно в этом аспекте воровство является проявлением стремления избавиться от этой необходимости и получить необходимые ресурсы, пускай чужие, без труда в привычном понимании.

 То, что воровство  является естественным (с точки  зрения психологических механизмов, а не права или морали!) стремлением  в поведении человека, наглядно  демонстрирует поведение малолетних  детей. Ребенок поступает естественно,  в соответствии со своими желаниями,  когда забирает чужую игрушку  и прячет в карман. Для него  это спонтанное действие —  просто взять и пользоваться, особенно если у него такой  игрушки нет. Это потом взрослые  ему объяснят, почему так нельзя  делать. Вначале ребенок никак  не может понять, «почему нельзя». 

 З. Фрейд, основатель психоанализа, писал: «деление психики на сознательное и бессознательное дает возможность понять важные патологические процессы в душевной жизни». Несомненно, человек имеет власть над своим побуждением к движению, поведению, однако есть потребности, которые являются основными и которые человек стремится удовлетворить любым способом. Воровство, конечно же, не является потребностью (мы не учитываем сейчас клептоманию — патологическое стремление воровать, присваивать чужие вещи, которые человеку даже не нужны), но оно имеет под собой основу — потребность человека, которая, осознаваясь, становится мотивом его поведения. В соответствии с феноменом окультуривания человеческих инстинктов, обстоятельства, которые сопутствуют этому процессу на протяжении истории развития общества, приводят к образованию воли к произволу или непроизволу. Другими словами, если человек участвует в обмене меновыми стоимостями (не просто продуктами труда, обмена, а продуктами, имеющими для него определенную ценность), у него образуется воля в виде произвола, проявляющаяся в криминальном, аморальном поведении, в поведении, не соответствующем этическим, правовым нормам. Повторимся, это точка зрения З.Фрейда, и, несмотря на такую линейную причинность воровства как антинормативного поведения, здесь есть рациональное зерно, как бы это парадоксально это не звучало о теории З. Фрейда. И далее, в зависимости от того, каким является этот эффект окультуривания, человек становится избирательно восприимчив к тем или иным средствам достижения своей цели, возможностям, которые ему открываются. Поэтому корни воровства, как вида произвола, следует искать в самом начале истории развития общества, в механизмах социально-психологических отношений.

 Итак, с одной  стороны, у нас имеются потребности  отдельного человека, его ценностные  ориентации, будущие, еще нереализованные,  результаты, на достижение которых  он ориентируется. С другой  стороны, у нас есть ценности  окружающего мира, которые диктуют  правила поведения, нормы, которыми  человек должен руководствоваться,  есть потенциальные возможности,  предоставляемые окружающим миром,  а также есть наличное, имеющееся  у человека в данный момент:

человек ← потребностные отношения → окружающий мир (ценности)

 В результате  категории человека (желаемое) могут  соответствовать либо не соответствовать  предоставляемым ему категориям (реально возможное). Чем больше  рассогласование между необходимым  и наличным, чем важнее для  человека недостигнутая цель, тем  выше напряжение человека и  тем сильнее выражена ориентация  на достижение необходимого результата. Как следствие, человек будет  искать большее количество путей  решения проблемы, ослабляя какие-то  сдерживающие ранее его границы.  То есть, потребность — это  внутренняя программа жизнедеятельности  человека, которая должна быть  и будет приведена в действие. Другими словами, если необходимость приобретает доминирующий характер, для человека «все средства хороши».

2. Воровство как  агрессивное поведение. Второй  аспект психологического генезиса  воровства, не менее значимый чем выше рассмотренный, — это агрессивность человека. Ведь по своей сути воровство — это скрытая, косвенная агрессия. Если ребенок не осознает, что он наносит вред владельцу, без разрешения взяв (т.е. украв) чужую игрушку, то взрослый, как правило, это прекрасно осознает. Присваивая с помощью насилия, нанося ущерб, многие люди испытывают удовольствие от воровства, как от победы, успеха как такового. Кроме того, часто целью воровства в организациях и на производстве является нанесение ущерба компании в целом или ее отдельным руководителям.

3. Стремление к  накопительству. Существует и третий  элемент первопричины воровства.  Это стремление к собирательству. В животном мире известно множество  примеров такого поведения, когда  животные собирают запасы, значительно  превосходящие их потребности,  т.е. запасаются впрок. У людей  это часто реализуется по формуле:  «хоть у меня уже есть, но  вот это же лежит без контроля, поэтому возьму, авось пригодится». 

 Этим инстинктом  можно объяснить те факты воровства,  которые совершаются далеко не  бедными и не голодными людьми. Одно дело — воровство голодного,  другое — накопительская страсть  человека, «сытого по горло» и  «обеспеченного по гроб жизни».

 В этологической  литературе можно найти указание  на то, что генетическая подкладка  накопительской психологии (в том  числе и за чужой счет) заключена  в собирательском инстинкте, унаследованном  нами от наших давних прародителей. В определенной мере с этим  можно согласиться. По крайней  мере, применительно к увлечению  многих людей коллекционированием  или применительно к склонности  некоторых делать по всякому  поводу и без повода запасы  на черный день. Конечно, воровство  и коллекционирование — не  тождественные понятия. Второе  — это цивилизованная форма  накопительства. Но связь между  этими явлениями с точки зрения  эволюции поведения безусловна.

 Однако все  же одними неудовлетворенными  потребностями или собирательским  инстинктом нельзя объяснить,  скажем, то, почему стремление своровать  так часто пересиливает соображения  безопасности даже у весьма  умных и дальновидных людей.  Они идут на риск, самоутверждаясь.

4. Стремление к  самоутверждению. Иногда воровство  позволяет человеку удовлетворить  свое честолюбие, свои амбиции.  Честолюбиво-престижный, а не всегда  потребительский характер переживаний, связанных с обладанием ворованной ценностью, обычно фиксируется у воров, работающих «по-крупному». Успешное воровство рассматривается, как удачное приобретение, успешная операция. Человек может самоутверждаться не трудом или своими способностями, а через присвоение чужого.  

Кроме психологической  характеристики, воровство необходимо рассматривать и как явление  в системе социальных отношений. Коррупция, вседозволенность, слабость судебной власти, несовершенство законов, упущения в системе воспитания и  другие негативные факторы социального  плана, несомненно, будут продуцировать  воровство как социальное явление.

Вор в законе Вячеслав Кириллович Иваньков.

Уголовные клички: Япончик, Японец, он же Дед, он же Ассирийский зять. 

Ранее Иваньков был  неоднократно судим: в 1974 году по ст. 196 ч. 2.3 УК РСФСР; в 1976 году по ст. 145 ч. 2, ст. 191 ч. 2 УК РСФСР с направлением на принудительное лечение в психиатрическую  больницу тюремного типа в Смоленске; в 1982 году по ст. 146 ч. 2 п. а, б; ст. 218 ч. 1; ст. 196 ч. 1 УК РСФСР на 14 лет лишения свободы с отбытием наказания в колонии усиленного режима. Уже в колонии был осужден в 1986 году по ст. 193 ч. 2 УК РСФСР и в 1988 году по ст. 110 УК РСФСР. 

Статьи в Уголовном  кодексе обозначают следующее. Иваньков был судим за использование заведомо подложного документа; грабеж, соединенный с насилием; посягательство на жизнь сотрудника милиции; разбой с применением оружия, совершенный по предварительному сговору с группой лиц; незаконное ношение оружия; угрозу насилием в отношении гражданина, выполняющего общественный долг; умышленное тяжкое телесное повреждение. Коронован в воры в законе в 1974 году в Бутырской тюрьме.

Информация о работе Психология воров