Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотреть внимание как психический процесс и способы развития внимания.
Задачи:
1. Изучить психологическую литературу по теме «воображение»;
2. Показать, что внимание играет весомую роль в жизни человека;
Объект исследования: внимание как психический процесс.
Предмет – внимание и его способы развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
I Основная часть 5
1.1 Общие понятия о внимании 5
1.2 Основные функции внимания 6
1.3 Теории внимания 8
1.4 Физиологическая основа внимания 10
1.5 Виды внимания 14
1.6 Основные свойства внимания 17
1.8 Отвлекаемость внимания 21
1.9 Рассеянность 22
II Развитие внимания и внимательности 23
Заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Курсовая работа
По дисциплине «Общая психология»
ВНИМАНИЕ
Красноярск, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I Основная часть 5
1.1
Общие понятия о внимании
1.2
Основные функции внимания
1.3 Теории внимания 8
1.4 Физиологическая основа внимания 10
1.5 Виды внимания 14
1.6
Основные свойства внимания
1.8 Отвлекаемость внимания 21
1.9 Рассеянность 22
II Развитие внимания и внимательности 23
Заключение 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”. Так что же такое внимание?
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида [4].
Возникновение внимания (непроизвольного) определяется физическими, психофизическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта.
Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное, самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством - новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания.
Целью данной работы является: рассмотреть внимание как психический процесс и способы развития внимания.
Задачи:
1.
Изучить психологическую
2. Показать, что внимание играет весомую роль в жизни человека;
Объект исследования: внимание как психический процесс.
Предмет – внимание и его способы развития.
I Основная часть
1.1 Общие понятия о внимании
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1)
концентрация внимания
2)
устойчивость характеризуется
3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
4)
распределение - способность одновременного
выполнения нескольких
5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.
Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.
Таблица 1.1 Формы проявления внимания
Внимание
направлено на: | |
движение | моторное |
мышление | интеллектуальное |
восприятие | сенсорное |
Таблица 1.2 Параметры внимания
концентрация |
устойчивость |
объем |
распределение |
переключение |
Таблица 1.3 Типы внимания
характеризуется | |
непроизвольное | отсутствием целенаправленного волевого акта |
произвольное | наличием целенаправленного волевого акта |
послепроизвольное | целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий |
Психическая
деятельность не может протекать
целенаправленно и продуктивно,
если человек не сосредоточится на
том, что он делает. Возьмем человека,
увлеченного рисованием. Он целиком
углублен в свою работу, сосредоточен
на ней, обдумывает, какой цвет выбрать,
как расположить предметы на листе. При
этом он может не слышать о чем говорят
присутствующие, не откликаться, если
его позовут. В этом случае говорят, что
он сосредоточил внимание на том, что делает,
отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует,
что человек не может одновременно думать
о разных вещах и выполнять разнообразные
работы. Поэтому в каждый отдельный момент
его сознание направляется на те предметы
и явления, которые являются для него наиболее
важными и значительными.
1.2 Основные функции внимания
Возьмем
такой пример: я нахожусь на каком-нибудь
празднестве и поглощена
Под
направленностью следует
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он ( этот предмет ) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание
обычно выражено в мимике, в позе,
в движениях. Внимательного слушателя
легко отличить от невнимательного.
Но иногда внимание направлено не на окружающие
объекты, а на мысли и образы, находящиеся
в сознании человека. В данном случае говорят
об интеллектуальном внимании, которое
несколько отличается от внимания сенсорного
(внешнего ). В некоторых случаях, когда
человек проявляет повышенную сосредоточенность
на физических действиях, имеет смысл
говорить о моторном внимании. Все
это свидетельствует о том, что внимание
не имеет своего собственного познавательного
содержания и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.
1.3 Теории внимания
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под “объемом сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.
4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.
5.
Внимание как особая активная
способность духа. Некоторые психологи
принимают внимание за
6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.
7.
Теория нервного подавления
Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем:
1)
внимание является одним из
моментов ориентировочно-