Психология в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Психология (от-греч — душа) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3-4
Зарождение социальной психологии как науки в России……………4-7
Особенности развития отечественной социальной психологии……..7-8
Первая дискуссия вокруг социальной психологии как начальный этап её развития………………………………………………………………8-11
Соотношение уровня развития социальной психологии за рубежом и в России………………………………………………………………….11-13
Второй этап развития социальной психологии в России…………..13-16
Заключение……………………………………………………………16-17
Список литературы…………………………………………………...17-18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word Ольги.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Сейчас можно точно  утверждать, что термин "перерыв" лишь отчасти характеризует развитие отечественной социальной психологии: перерыв действительно был, но лишь в "самостоятельном" существовании этой дисциплины, в то время как отдельные исследования, социально-психологические по своему предмету, продолжали осуществляться, в частности, в рамках философии (Г.В.Плеханов), педагогики (Макаренко, 1963; Залужный, 1930), общей психологии.

Особое место здесь  занимают работы Л.С.Выготского, чья  роль в подготовке самостоятельного существования социальной психологии хорошо известна. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Выгодский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации процесса их развития. Широко известны его гипотезы об опосредованном характере психических функций и о происхождении внутренних психических процессов из деятельности, первоначально "интерпсихической" (Выгодский, 1983).

В рамках психологии были и другие, довольно неожиданные, "приближения" к социально-психологической проблематике. Это, прежде всего, разработка проблем  психотехники (И.Н.Шпильрейн, С.Г.Геллерштейн, И.Н.Розанов). Судьба самой психотехники складывалась не просто, в частности, из-за ее "связей" с педологией, но в период относительно благополучного существования психотехнические исследования в определенном смысле смыкались с социально-психологическими. Разрабатывая проблемы повышения производительности труда, психологической и физиологической основ трудовой деятельности, психотехники широко использовали арсенал методических приемов, свойственный социальной психологии, - тестирование, анкетные опросы и т.д.

Все это позволяет  говорить о том, что абсолютного "перерыва" в развитии социальной психологии в СССР, даже и в годы ее запрета, не было. Что касается сопутствующей  всем этим начинаниям идеологической критики, то она, увы, была достаточно типичной и для других отраслей знания. Предание социальной психологии анафеме (как "буржуазной науки"), к счастью, не разрушило научный потенциал, понемногу накапливавшийся в отдельных смежных областях.

 

 

 

Второй этап развития социальной психологии в России.

В конце 50-х - начале 60-х  гг. развернулся второй этап дискуссии  о предмете социальной психологии и  вообще о ее судьбе в советском  обществе. Этому способствовало два  обстоятельства.

1.     Все расширяющиеся запросы практики. Решение экономических, социальных и политических проблем требовало более пристального анализа их психологической стороны.

2.     Произошли изменения и в общей духовной атмосфере общества. Некоторое смягчение идеологического пресса и начавшаяся "оттепель" позволили снять клеймо "буржуазности" с социальной психологии (также, впрочем, как и с социологии) и обсуждать ее дальнейшую судьбу.

Немаловажно и то, что  установились контакты с зарубежной наукой, и это обусловило знакомство ученых с ситуацией в области  мировой социальной психологии.

Разброс мнений в дискуссии  был связан с участием в ней  как психологов, так и социологов. Несмотря на недоказанность многих мнений, новая дискуссия имела огромное значение для дальнейшего существования  и развития социальной психологии. В целом дискуссия положила начало конструированию социальной психологии как относительно самостоятельной дисциплины. На первых порах она приобрела свое место в составе психологическом науки и по целой совокупности причин стала институциализироваться как психологическая дисциплина. Она заняла прочное место в структуре научных международных конгрессов по психологии (начиная с 1963 г.).

В 1962 г. в Ленинградском  университете открылась первая в  стране лаборатория социальной психологии, а в 1968 г. - кафедра с таким же названием (в МГУ такая кафедра была создана в 1972 г.). Обе кафедры возникли на факультетах психологии по той простой причине, что социологических факультетов тогда не было.

В то же время были организованы многочисленные социально-психологические  лаборатории и центры при психологических учреждениях или непосредственно "в практике", например, на промышленных предприятиях.

Поскольку социальная психология "проходила" по рубрике психологических  дисциплин, ее взаимоотношения с  марксизмом строились по иной модели, чем в социологии. Марксистский подход здесь не выступал как прямой идеологический диктат, но заявлял о себе преимущественно как некоторый философский принцип, преломленный в общепсихологической теории. Это не означало, что идеологические "вкрапления" отсутствуют в проблематике социальной психологии. Наиболее ярко они проявлялись при оценке западных школ социальной психологи», но не как прямые политические обличения, а скорее как критика "ложной методологии".

Гораздо важнее опосредованное "проникновение" марксизма в социальную психологию через философские основания общей психологии. Психологическая теория деятельности, созданная на основе учения Л.С.Выготского о культурно-исторической детерминации психики и разработанная в трудах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, была принята большинством представителей психологической науки в СССР, хотя и в ее различных вариантах.

Принятие деятельности как важнейшего методологического  принципа в значительной степени  обусловило весь "образ" советской  социальной психологии. Во-первых, был сделан акцент на исследование не лабораторных, а реальных групп, поскольку лишь в них присутствовали "живые" социальные связи и отношениям; во-вторых, определилась логика построения предмета социальной психологии, охватывающего практически все традиционные области этой дисциплины. Ее специфика проявляется лишь в такой трактовке и последовательности изложения этих проблем, которые продиктованы принятием принципа деятельности.

Таким образом, итогом второго  этапа дискуссии о социальной психологии стало полное признание ее права на существование как особой "маргинальной" дисциплины, что уравняло ее статус у нас с тем, который характерен для всего мирового сообщества.

Завершение дискуссий  означает новый этап развития социальной психологии в нашей стране, новый этап ее истории. Исследование этого этапа представляется особенно необходимым, ибо он приходится на период радикальных преобразований в России, что не может не высветить новых граней в развитии всех дисциплин, так или иначе связанных с анализом положения человека в обществе. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Заключение

Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась  первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания.

Социальная  психология - это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.

Это важный компонент  подсистемы наук о духовной жизни

общества. Духовная сфера общественной жизни, связанная  с производством

общественного сознания, его распространением, усвоением  духовных ценностей,

обуславливает потребность в познании такого компонента сознания общества, как общественная психология, в выявлении общественных механизмов всей духовной

сферы, а следовательно, и в разработке социальной психологии как науки.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 1997.

2.  Артемов В.А. Введение в социальную психологию. - М., 1927.

3.  Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии.- Л., 1967.

4.  Петровский А.В. История советской психологии.- М., 1967.

5.  Социальная психология./Под ред. П.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. - М., 1975.

6.  Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории», Москва 1971

4.  Шибутани Т. «Социальная психология», Москва, 1999

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Психология в России