Психология управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:30, доклад

Краткое описание

Долгосрочные стратегические цели, определяемые в соответствии с философией организации как совокупности смыслов и ценностей ее существования, должны отражать наряду с другими вопросами и стратегию подготовки и обучения персонала. Основной смысл организации — выживание и развитие. Само выживание, как известно, немыслимо без необходимости быть востребованным и полезным для общества.

Файлы: 1 файл

обучение.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Психология  управления персоналом

Батаршев  А.И., Лукьянов А.О.

Психологические особенности обучения персонала

      Долгосрочные  стратегические цели, определяемые в  соответствии с философией организации как совокупности смыслов и ценностей ее существования, должны отражать наряду с другими вопросами и стратегию подготовки и обучения персонала. Основной смысл организации — выживание и развитие. Само выживание, как известно, немыслимо без необходимости быть востребованным и полезным для общества. Если организация замыкается только на себя, на собственные ценности, она теряет жизненность и сходит со сцены «под влиянием конкурентных действий организаций, более чувствительных к идее создания общественной полезности».

      Одной из особенностей обучения персонала в организации является многообразие видов и форм обучения.

      К основным видам обучения можно отнести:

      обучение  на рабочем месте

      обучение  вне организации

      внутрифирменное обучение

      стажировка.

      Обучение  на рабочем месте. Организационными формами обучения на рабочем месте являются инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

      Инструктаж  представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов и способов работы непосредственно на рабочем месте. Выполняется опытным рабочим (сотрудником) или подготовленным инструктором, Для развития и закрепления несложных навыков эта форма обучения является достаточно эффективной.

      Ротация представляет собой метод обучения, при котором сотрудник перемещается на другую должность, происходит регулярная сменяемость кадров в соответствии с принципом «найти нужному работнику нужное место». При ротации характер работы может в корне меняться, формируется работник широкого профиля.

      Наставничество  – это форма взаимодействия более  опытного сотрудника – наставника с менее опытным – обучаемым  сотрудником, которая отличается от обычного индивидуального обучения на рабочем месте тем, что одновременно с обучением обучаемому даются дополнительные права и ответственность. Обучение при этом идет параллельно с процессом расширения обязанностей обучаемого сотрудника.Обучение вне организации

      Обучение  вне организации

      Включает все виды обучения за пределами самой компании и строится на использовании традиционных и активных методов обучения. 
Основными видами обучения вне организации являются: 
- лекции; 
- семинары; 
- самообучение; 
- деловые (ролевые) игры; 
- тренинги.

      Внутрифирменное обучение

      При внутрифирменном обучении обучение организуется только для сотрудников  данной компании, и направлено оно  на получение специальных знаний, которые связаны с деятельностью  данной компании. Обучение в данном случае может проводить  сторонний преподаватель, либо внутренний преподаватель. Внутренний преподаватель – это либо высококвалифицированный специалист компании, прошедший соответствующую подготовку.

Стажировка  Стажировка осуществляется с целью повышения уровня теоретических и практических знаний работников, совершенствования профессиональных умений и навыков, освоения передового опыта.

Другой  психологической  особенностью обучения персонала является необходимость учета психофизиологических требований, особенно к рабочим профессиям системы «человек — техника». Правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих способностей и особенностей высшей нервной деятельности работников (а следовательно, и силу их чувств, степень эмоциональной возбудимости, энергичности, скорость принятия ими решений, быстроту смены настроений и т. п.) позволяют еще на стадии профессионального отбора (подбора) правильно распределить их по группам профессий.

      Третьей психологической  особенностью профессиональной подготовки персонала является необходимость разработки мер противодействия стрессогенным факторам. Это относится к подготовке как менеджеров управленческих звеньев, так и операторов сложных систем «человек — машина».

      В управленческой деятельности (особенно в среднем звене управления) на менеджеров ложатся большие нагрузки, оказывают большое воздействие различные экстремальные ситуации (стрессоры); высокая информационная нагрузка, информационная неопределенность, факторы ответственности и времени, межличностные конфликты и др.

      Информационная  нагрузка весьма разнообразна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Объем информации, который менеджер должен осмыслить и реализовать в своей деятельности, находится в противоречии с психологическими возможностями человека. В результате в работе менеджера возникает повышенная напряженность, приводящая к эмоциональному срыву.

      Информационная неопределенность и избыточная информация могут чередоваться друг с другом. С одной стороны, самой разнообразной информации иногда бывает чрезвычайно много. С другой стороны, наиболее важной информации в конкретный момент зачастую не хватает. В таких случаях менеджер действует в условиях неопределенности, то есть в ситуации риска, который сам по себе является сильным стрессогенным фактором.

      Фактор  ответственности. В управленческой деятельности мера ответственности чрезвычайно велика (ответственность за результат, ответственность за других, ответственность за себя и свои действия). Руководитель организации вынужден аккумулировать в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

      Фактор дефицита времени. Объем задач и функций, которые необходимо решить и выполнить в жестких временных рамках, также является сильным стрессором в управленческой деятельности руководителя.

      Межличностные конфликтыпостоянный спутник управления персоналом, вызывающий наиболее сильные стрессовые состояния. Такие состояния усиливаются, если одновременно с негативными межличностными отношениями развивается и так называемый маргинальный ролевой конфликт.

Информация о работе Психология управления персоналом