Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 04:02, реферат
1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав.
2. Классификация толпы.
3. Психологические свойства толпы.
4. Психологические особенности индивида в толпе.
5. Поведение толпы
6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой
Различные импульсы,
которым повинуется толпа, могут
быть, смотря по обстоятельствам (а
именно по характеру возбуждений), великодушными
или злыми, героическими или трусливыми,
но они всегда настолько сильны,
что никакой личный интерес, даже чувство
самосохранения, не в состоянии их подавить.
Сила чувств
толпы еще более увеличивается
из-за отсутствия ответственности. Уверенность
в безнаказанности (тем более
сильная, чем многочисленнее толпа)
и сознание значительного (хотя и временного)
могущества дают возможность скопищам
людей проявлять такие чувства и совершать
такие действия, которые просто немыслимы
и невозможны для отдельного человека.
Экстремизм. Силы
толпы направлены лишь на разрушение.
Нормальное состояние толпы, наткнувшейся
на препятствие, — это ярость. Толпа никогда
не дорожит своей жизнью во время возмущения.
Особенность толпы
состоит и в специфике
У толпы отсутствует
критическое отношение к себе и присутствует
«нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем
виноваты «они». «Они» отливаются в образ
врага. Толпа считается только с силой,
и доброта ее мало трогает, для толпы доброта
— одна из форм слабости.
Мотивация. Личный
интерес очень редко бывает могущественным
двигателем в толпе, в то время как у отдельного
человека он стоит на первом месте. Хотя
все желания толпы бывают очень страстными,
они все же продолжаются не долго, и толпа
так же мало способна проявить настойчивую
волю, как и рассудительность.
Безответственность.
Она порождает нередко
В темпераменталъной
сфере психологические
Физическая активность.
Стремление немедленно превратить в действия
внушенные идеи — характерный признак
толпы.
Диффузность. Возбудители,
которые действуют на повинующуюся
им толпу, весьма разнообразны — этим
объясняется ее чрезвычайная изменчивость.
Мнение толпы непостоянно.
Отсутствие ясных
целей, отсутствие или диффузность(
В моральной сфере
психологические особенности толпы чаще
всего обнаруживаются в моральности и
религиозности.
Моральность. Толпа
может иногда демонстрировать очень
высокую нравственность, очень возвышенные
проявления: самоотверженность, преданность,
бескорыстие, самопожертвование, чувство
справедливости и др.
Религиозность.
Все убеждения толпы имеют
черты слепого подчинения, свирепой
нетерпимости, потребности в самой
неистовой пропаганде, что присуще
религиозному чувству.
Толпа нуждается в религии, так как все верования усваиваются ею лишь в том случае, если они облечены в религиозную оболочку, не допускающую оспаривания. Верования толпы всегда имеют религиозную форму.
4.
Психологические
особенности индивида
в толпе
В толпе индивид
приобретает ряд специфических психологических
особенностей, которые могут быть ему
совершенно не свойственны, если он пребывает
в изолированном состоянии. Эти особенности
оказывают самое непосредственное влияние
на его поведение в толпе.
Человека
в толпе характеризуют
следующие черты.
Анонимность. Немаловажная особенность самовосприятия индивида в толпе — это ощущение собственной анонимности.
Инстинктивность.
В толпе индивид отдает себя во
власть таким инстинктам, которым
никогда, будучи в иных ситуациях, не
дает волю. У него уменьшается способность
к рациональной переработке воспринимаемой
информации. Способность к наблюдению
и критике, существующая у изолированных
индивидов, полностью исчезает в толпе.
Бессознательность.
В толпе исчезает, растворяется сознательная
личность.
Состояние единения
(ассоциации). В толпе индивид чувствует
силу человеческой ассоциации, которая
влияет на него своим присутствием. Воздействие
этой силы выражается либо в поддержке
и усилении, либо в сдерживании и подавлении
индивидуального поведения человека.
Г. Лебон отмечает
самый поразительный факт, наблюдающийся
в толпе: каковы бы ни были индивиды,
составляющие ее, их образ жизни, занятия,
характеры, ум, одного их превращения
в толпу достаточно для того, чтобы
у них образовался род
Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков.
Ощущение неодолимой
силы. Индивид в толпе приобретает
сознание неодолимой силы, благодаря
одной только численности. Это сознание
позволяет ему поддаться
Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы.
Аморфность. В
толпе полностью стираются
Безответственность.
В толпе у человека полностью
утрачивается чувство ответственности,
практически всегда являющееся сдерживающим
началом для индивида.
Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии.
Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.
5.
Поведение толпы
В поведении
толпы проявляются как
Совместные чувства,
воля, настроения оказываются эмоционально
и идеологически окрашенными и многократно
усиленными.
Обстановка массовой
истерии служит фоном, на котором
развертываются нередко самые трагические
действия.
Как уже говорилось,
одним из видов поведения толпы
является паника. Паника — это эмоциональное
состояние, возникающее как следствие
либо дефицита информации о какой-то пугающей
или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного
избытка и проявляющееся в импульсивных
действиях.
Факторы,
особо сильно влияющие
на поведение толпы,
следующие.
Суеверие — упрочившееся
ложное мнение, возникающее под влиянием
страха, пережитого человеком. Впрочем,
может иметь место суеверный страх, причины
которого не осознаются. Многие суеверия
связаны с верой во что-либо. Им подвержены
самые разные люди, вне зависимости от
уровня образования и культуры. По большей
своей части суеверие основано на страхе
и оно многократно усиливается в толпе.
Иллюзия — разновидность
ложного знания, закрепившегося в общественном
мнении. Она может быть результатом обмана
органа чувств. В данном же контексте речь
идет об иллюзиях, относящихся к восприятию
социальной действительности. Социальная
иллюзия — своего рода эрзац-подобие реальности,
создаваемое в воображении человека взамен
подлинного знания, которое он почему-то
не приемлет. В конечном счете, основа
иллюзии — незнание, которое может дать
самые неожиданные и нежелательные эффекты,
когда проявляется в толпе.
Предрассудки —
ложное знание, превратившееся в убеждение,
точнее, в предубеждение. Предрассудки
активны, агрессивны, напористы, отчаянно
сопротивляются подлинному знанию. Это
сопротивление до такой степени слепо,
что толпа не приемлет никаких аргументов,
противоречащих предрассудку.
6.
Лидер в толпе
и механизмы управления
толпой
Часто поведение
толпы определяется наличием или
отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе
может объявиться в результате стихийного
выбора, а нередко — и в порядке самоназначения.
Самозваный лидер обычно подлаживается
под настроения и чувства людей толпы
и сравнительно легко может побудить участников
ее к поведению определенного типа.
Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог.
Люди в толпе
теряют свою волю и инстинктивно обращаются
к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая
восстать против слабой власти, толпа
раболепствует и преклоняется перед властью
сильной. Предоставленная самой себе,
толпа скоро утомляется своими собственными
беспорядками и инстинктивно стремится
к рабству.
Толпа столь
же нетерпима, сколь и доверчива
в отношении авторитета. Она уважает
силу и мало поддается воздействию доброты,
означающей для нее лишь своего рода слабость.
Она требует от героя силы и даже насилия,
хочет, чтобы ею владели, ее подавляли.
Она жаждет бояться своего властелина.
Власть вожаков очень деспотична, но именно
этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.
В толпе людей
вождь часто бывает только вожаком,
но, тем не менее, роль его значительна.
Его воля — это ядро, вокруг которого
кристаллизуются и объединяются
мнения. Роль вожаков состоит главным
образом в том, чтобы создать веру, все
равно какую. Именно этим объясняется
их большое влияние на толпу.
Чаще всего
вожаками бывают психически неуравновешенные
люди, полупомешанные, находящиеся
на грани безумия. Как бы ни была
нелепа идея, которую они объявляют
и защищают, и цель, к которой они стремятся,
их убеждения нельзя поколебать никакими
доводами рассудка. Есть и еще одно качество,
которым обыкновенно отличаются вожаки
толпы: они не принадлежат к числу мыслителей
— это люди действия.
Класс вожаков подразделяется
на две категории:
- люди энергичные, с сильной, но появляющейся у них лишь на короткое время волей;
- люди, обладающие
сильной и в то же время
стойкой волей (встречаются
Один из важных
факторов, определяющих влияние лидера
на толпу, — это его обаяние. Обаяние —
вид господства какой-нибудь идеи или
личности над умом индивида. Оно может
складываться из противоположных чувств,
например, восхищения и страха, и быть
двух видов: приобретенное и личное. Личное
обаяние отличается от искусственного
или приобретенного и не зависит ни от
титула, ни от власти. Оно основывается
на личном превосходстве, на военной славе,
на религиозном страхе, но не только на
этом. В природе обаяния участвует множество
различных факторов, но одним из самых
главных всегда был и остается успех.
Управление толпой
имеет двойственную природу, ибо
толпа практически всегда — объект
управления двух сил: с одной стороны,
ею руководят лидеры, вожаки; с другой
— толпой занимаются силы охраны общественного
порядка, властные административные структуры.
Возможности управления
толпой существенно различаются
в зависимости от того, кто стремится
быть в ней лидером — демагог
или интеллигент. Как говорят
на Востоке, тот, кто хочет управлять
толпой, пытается оседлать тигра. Тем не
менее, управлять личностями много сложней,
чем толпой.
Механизмами массового
поведения может