Психология профессионального образования: предмет, задачи, связь с другими науками

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:24, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.

Оглавление

Введение 2
1. Предмет и основные задачи психологии профессионального образования 4
Профессиональное самоопределение 6
Психологические основы профессионального обучения 9
Формирование профессионального мышления 13
2. Место психологии профессионального образования в системе научных знаний 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

ИН2рефянв08.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

      - адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;

      возможностью  использования знаний в любых  ситуациях, обеспечивающих решение  задач, относящихся к данной предметной области;

      - знания о предмете наиболее  полно выражают его как качественно  определенную систему;

      - системное раскрытие предмета  существенно повышает мировоззренческий  аспект предметных знаний. Изучаемая  система выступает не сама  по себе, а в совокупности существенных  связей с другими системами.

      Познавательная  деятельность учащихся в процессе усвоения системных знаний приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым "предметом", функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете, выражая такое психологическое образование, как базальные оперативные схемы.

      Системная ориентировка в предмете имеет важное значение для решения эвристических  задач, с помощью которых субъект  может предвосхищать возможный  результат и планировать достижение цели со значительным сокращением пути к ней. Под творческой задачей обычно понимается задача, способ решения которой субъекту неизвестен и ее решение обычно связывают с исходным (еще до начала обучения) уровнем познавательной активности, оригинальностью мышления. Всякая задача представляет объект в системе отношений, их многообразие и определяет степень сложности задачи. При этом "ключевое" отношение в нестандартной задаче, как правило, выступает в опосредованных связях, недоступных простому поиску закономерностей. Продуктивность, присущая творческому мышлению, выступает результатом воспитанности мышления определенным образом исследовать объект, отражая в нем системные связи и отношения.

 

      2. Место психологии профессионального образования в системе научных знаний

 

      Педагогическая  отрасль человеческих знаний не развивается  изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются  в результате межнаучного подхода  к объектам исследований. Именно на стыке педагогических наук с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности  практических рекомендаций и предписаний.

      Педагогика  профессионального образования заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования многие идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность профессионального воспитания и разрабатывать его теоретические основы, идеи других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных профессионально-педагогических проблем. Педагогика профессионального образования развивается и совершенствуется, опираясь на свои связи с философией, социологией, психологией и другими науками.  
    К числу наиболее продуктивных факторов развития педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с  философией. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы. субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология).

      Педагогика  органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них — предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное. как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обученности и воспитанности личности.

      Степень продвинутости знаний личности регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многим другим показателям Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения. стереотипах, навыках деятельности и суждений.  
     Межнаучные связи двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия. парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.) Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, расширяют её, захватывают и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные отрасли, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Конкретно-социологические исследования дают богатый эмпирический материал, позволяющий вести процесс профессионального воспитания и профессионального обучения целенаправленно и предметно.

      К  числу  партнеров педагогики профессионального образования в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются  и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография,  информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история,   технические и фундаментальные науки.

 

      Заключение

 

      Итак, мы рассмотрели основы психологии профессионального  образования как науки.

      Основной  задачей психологии профессионального  образования можно назвать изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.

      Предметом психологии профессионального образования  являются:

    1. возрастные и индивидуальные особенности личности в системе профессионального образования;
    2. человек как субъект профессиональной деятельности;
    3. психологические основы профессионального обучения;
    4. психологические аспекты профессиональной деятельности.

      Психология  профессионального образования  тесно связана с философией, социологией, медициной, экономикой, юриспруденцией, статистикой, математикой, историей, информатикой, этнологией, и другими науками, поскольку находится на стыке наук о человеке, его роли в обществе, социальной позиции относительно разных профессий в разных странах, разных социальных группах и собственных физиологических и психологических особенностей.

 

      Список литературы

 
    1. Буланова-Топоркова  М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.
    2. Зеер Э. Психология профессионального образования: Учебное пособие для студентов, аспирантов, педагогов. - М., 2006.
    3. Красникова Е.А.Этика и психология профессиональной деятельности.
    4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1997.
    5. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.

Информация о работе Психология профессионального образования: предмет, задачи, связь с другими науками