Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:24, реферат
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение 2
1. Предмет и основные задачи психологии профессионального образования 4
Профессиональное самоопределение 6
Психологические основы профессионального обучения 9
Формирование профессионального мышления 13
2. Место психологии профессионального образования в системе научных знаний 18
Заключение 21
Список литературы 22
- адекватным выражением понятийными средствами и предмета и метода;
возможностью использования знаний в любых ситуациях, обеспечивающих решение задач, относящихся к данной предметной области;
-
знания о предмете наиболее
полно выражают его как
-
системное раскрытие предмета
существенно повышает
Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения системных знаний приобретает рефлексивный характер, поскольку знания становятся для них особым "предметом", функционирующим по своим собственным законам. Усвоенный ими метод приобретения, присвоения знаний становится способом организации мысли о предмете, выражая такое психологическое образование, как базальные оперативные схемы.
Системная
ориентировка в предмете имеет важное
значение для решения эвристических
задач, с помощью которых субъект
может предвосхищать возможный
результат и планировать
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследований. Именно на стыке педагогических наук с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических рекомендаций и предписаний.
Педагогика
профессионального образования заимствует
и интерпретирует применительно к предмету
своего исследования многие идеи других
наук, помогающие глубже проникать в сущность
профессионального воспитания и разрабатывать
его теоретические основы, идеи других
наук служат непосредственной основой
для разработки конкретных профессионально-педагогических
проблем. Педагогика профессионального
образования развивается и совершенствуется,
опираясь на свои связи с философией, социологией,
психологией и другими науками.
К числу наиболее продуктивных факторов
развития педагогической науки следует
отнести ее взаимосвязь с философией.
В ней наука о воспитании находит прежде
всего опорные методологические положения.
Философские категории необходимости
и случайности, общего, единичного и особенного,
законы взаимосвязи и взаимозависимости,
законы развития и его движущие силы. субъективный
и объективный детерминизм педагогических
явлений и многие другие. Способствуют
развитию исследовательского мышления
и такие разделы философии, как материалистическая
диалектика и теория познания (гносеология).
Педагогика органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них — предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное. как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обученности и воспитанности личности.
Степень
продвинутости знаний личности регистрируется
по изменениям памяти, запасов знаний,
оперативным способностям использовать
знания в практических целях, владению
приемами когнитивной деятельности, скорости
воспроизведения знаний, владению терминологией,
навыками переноса знаний в нестандартные
ситуации, приемами предметной эвристики
и многим другим показателям Воспитанность
же фиксируется в мотивированных поступках,
системе сознательного и импульсивного
поведения. стереотипах, навыках деятельности
и суждений.
Межнаучные связи двух отраслей знания
имеют место и в методах исследований
педагогики и психологии. Многие инструменты
психологического научного поиска с успехом
служат решению педагогических исследовательских
задач (психометрия. парное сравнение,
рейтинг, психологические тесты и др.)
Базовые понятия психологии, оказавшись
в педагогической лексике, расширяют её,
захватывают и область образования, воспитания,
науку о них. В структуре социологического
отражения действительности развиваются
и такие специальные отрасли, как, например,
социология образования, воспитания, социология
студенчества, социология города, деревни,
здоровья и т д. Социология рассматривает
специальные вопросы социализации личности.
Конкретно-социологические исследования
дают богатый эмпирический материал, позволяющий
вести процесс профессионального воспитания
и профессионального обучения целенаправленно
и предметно.
К числу партнеров педагогики профессионального образования в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические и фундаментальные науки.
Итак, мы рассмотрели основы психологии профессионального образования как науки.
Основной
задачей психологии профессионального
образования можно назвать
Предметом психологии профессионального образования являются:
Психология профессионального образования тесно связана с философией, социологией, медициной, экономикой, юриспруденцией, статистикой, математикой, историей, информатикой, этнологией, и другими науками, поскольку находится на стыке наук о человеке, его роли в обществе, социальной позиции относительно разных профессий в разных странах, разных социальных группах и собственных физиологических и психологических особенностей.