Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:41, доклад
В ЮП психология преступной деятельности является одним из основополагающих понятий. С точки зрения психологии любое правонарушение рассматривается как особый вид деятельности, определенной социальной активности человека, проявляющейся в специфических формах противоправного поведения, в котором выражаются отношение субъекта к социальным ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологических свойств, мотивационная сфера личности, психическое состояние.
ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В ЮП психология преступной деятельности
является одним из основополагающих понятий.
С точки зрения психологии любое правонарушение
рассматривается как особый вид деятельности,
определенной социальной активности человека,
проявляющейся в специфических формах
противоправного поведения, в котором
выражаются отношение субъекта к социальным
ценностям, особенности его психики, индивидуально-психологических
свойств, мотивационная сфера личности,
психическое состояние.
Поэтому изучая преступное поведение
необходимо опираться на такие фундаментальные
психологические понятия как деятельность,
поведение, действия, мотивы и цели деятельности.
Деятельность обычно сознательна и целенаправленна,
а значит, по своей природе предметна и
глубоко социальна.
Поведение – это внешнее проявление деятельности
человека, процесс его взаимодействия
с окружающей средой, опосредованный его
внешней (двигательной) и внутренней (психической)
активностью. В поведении выражается отношение
человека к нравственным, моральным, правовым
нормам и традициям общества. По поведению
судят о личностных особенностях.
Единицей поведения человека является поступок. Осознание субъектом предстоящей
деятельности называется интериоризацией. Вн
Преступное
поведение отличается от обычного тем,
что вступает в конфликт с принятыми нормами
права.
Неотъемлемой частью любой деятельности
является потребность, которая служит источником
активности человека, предваряющей деятельность.
Потребность,
приобретшая побудительную силу, направляющую
деятельность, становится мотивом.
Деятельности без мотива не бывает, «немотивированная»
деятельность – это деятельность с субъективно
или объективно скрытым мотивом. Чтобы
активность приобрела характер деятельности,
перед человеком должна стоять цель и сформирован
образ будущего результата деятельности.
Важным условием выбора цели является
такое личностное образование как уровень
притязаний. Завышенный уровень притязаний,
неадекватная самооценка личности способствуют
формированию недостижимых целей.
Нарушение процессов целеобразования
свидетельсвуют о психической незрелости
человека, его инфантильности и даже о
возможных нарушениях психики.
Единицей деятельности является действие, совокупность действий формирует
вид деятельности. В основе деятельности
лежат побуждения в виде различных потребностей,
интересов, которые становятся мотивом,
как только появляется цель. Поэтому в
мотивах отражаются и побуждения.
В уголовном законе (ст. 14 УК РФ) употребляется
специфический термин – «деяние». С точки зрения уголовного права
– это поведение
или поступок человека в «форме действия
или бездействия». А под действием понимается
общественно опасное, волевое, активное
поведение.
По тому, как человек управляет своими
действиями, как контролирует их, можно
выделить следующие:
Инстинктивные
действия – инициируются органическими
импульсами и осуществляются вне сознательного
контроля. Обычно они наблюдаются в раннем
детском возрасте, у лиц с психическим
недоразвитием, деградацией. Рефлекторные
или действия-реакции – совершаются рефлекторно,
не подвергаются сознательной регуляции
(отдергивание руки от источника тока,
горячих предметов и др.). Данные действия
редко представляют интерес с правовой
точки зрения, и подробно в ЮП не рассматриваются.
Импульсивные
или импульсивно-аффективные действ
Волевые
действия четко осознаются и регулируются
субъектом. Они целенаправленны. Их совершению
предшествуют выбор цели, процессы мотивации,
принятия решения. Прогнозируются результаты,
вносятся определенные поведенческие
коррективы по мере их совершения. Однако
в зависимости от ситуации, уровня эмоционально-волевой
устойчивости субъекта волевые действия
могут перерастать в импульсивно-аффективные,
необходимые для аффективной разрядки,
снятия эмоционального напряжения.
Если схематически представить себе процесс
формирования и проявления преступного
поведения субъекта, умышленно совершившего
преступление, то такой процесс условно
можно разделить на два основных этапа.
1 этап – мотивационный.
На данном этапе у субъекта под воздействием
возникшей потребности формируется весьма
активное потребностное
состояние, которое может перейти в мотив
противоправного поведения. Это происходит в тех случаях,
когда возникшая потребность не может
быть реализована законным способом. На
данном этапе нередко наблюдается борьба
мотивов, активизируются процессы целеобразования,
выбора объекта, на который субъект планирует
направить свои преступные действия. Первоначально
мотивы и цели могут и не совпадать, но
затем происходит своеобразный сдвиг
мотивов на цель.
Завершением данного этапа является прогнозирование и при
Сердцевиной мотивационного этапа является формирование
мотивации преступного поведения. Оно имеет многоплановый характер.
Здесь можно выделить следующие наиболее
важные составляющие:
- появление
потребности как источника активности
личности;
- переход
потребности в мотив противоправного
поведения.
Вначале формируется потребность, которая может существовать
без связи с объектом преступления. Затем
потребность приобретает свою предметность,
а воспринимаемый предмет – свою побудительную
и направляющую функцию, т.е. становится мотивом.
В результате переживания субъектом возникшей
потребности как своей личностно значимой,
появляется особое, актуальное для субъекта потребностное
состояние. Оно все с большей силой оказывает
влияние на отношение субъекта к объектам
(предметам), способным удовлетворить
эту потребность. В последующем при значительном
расхождении потребностного состояния
с возможностями удовлетворения потребности
могут появится отрицательные эмоции,
которые могут стать предпосылками конфликтного
противоправного поведения.
В личностном развитии потребности претерпевают
внутреннюю перестройку. Их искажение
ведет к формированию двух систем потребностей: дисгармоничных
и деформированных. Первая предполагает
доминирование одних потребностей над
другими, а вторая – гипертрофию или извращение
отдельных потребностей.
Сама по себе потребность, например в материальном
достатке, не может оцениваться отрицательно.
Но когда она под воздействием негативных
влияний среды и антиобщественного мировоззрения
деформируется, то может привести к формированию
преступного поведения.
Потребностная
сфера большинства правонарушителей
характеризуется нарушением равновесия
между различными видами потребностей
и способами их удовлетворения, преобладанием
в ее структуре духовно обедненных, асоциальных
потребностей, которые в случае борьбы
мотивов могут отрицательно повлиять
на выбор цели и средств деятельности
– привести к противоправным действиям.
Переход
потребности в мотив противоправного
поведения. Одна и та же потребность
в сознании различных людей оценивается
по разному. В зависимости от того, какое
значение придает ей конкретный человек,
она либо становится побудительной силой
(мотивом), либо постепенно утрачивает
свое актуальное значение. Поэтому в понимании
этого процесса и кроется секрет «загадочных»
мотивов преступления, который предусматривает
выявление интересов и потребностей, удовлетворяемых
с помощью преступления, круга лиц, причастных
к его совершению, что обоснованно формирует
версии о подозреваемых.
Преступник всегда старается скрыть свои
истинные потребности и их личностный
смысл. Он не заинтересован раскрывать
их низменный характер даже тогда, когда
личность его известна следственным органам.
Это – своеобразная психологическая защита,
которая предусматривает перенос ответственности
за происшествие на потерпевшего, приписывание
себе благородных мотивов, якобы, стремление
к справедливости.
Так, при изучении группы расхитителей
(корыстные преступления), были получены
данные, свидетельствующие о том, что они
высоко оценивали себя по таким качествам
как «бескорыстность» и «щедрость». А
хулиганы и убийцы (насильственные преступления)
характеризовали себя как «вежливые»,
«предупредительные», «доброжелательные»
люди. Подобные самооценки, прикрывающие
низменные мотивы, были установлены и
других группах преступников, которые
считали себя «борцами за справедливость».
На процесс преобразования потребности
в мотив преступного поведения, помимо
личностного смысла, серьезное влияние
оказывает конкретная жизненная ситуация, которая способна преобразовать
потребность в мощный, побуждающий фактор.
Поэтому в процессе образования мотива
формируется своеобразный треугольник:
потребность – личностный смысл - ситуация,
в котором происходит«ситуативное
развитие мотивации».
Ситуация
перед совершением преступления – это обычно ситуация морального
выбора, где объективные обстоятельства
и личное решение взаимообусловлены. Для
человека, имеющего высокие нравственные
установки, факт отсутствия постоянного
контроля практически не имеет значения.
Субъект с антиобщественной направленностью
может явиться важным составным элементом
криминогенной ситуации. Но каждый человек
включается в ту жизненную (или формирует
ее сам), которая более всего соответствует
структуре и направленности его личности.
В противном случае от исключает себя
из неблагоприятно складывающейся для
него ситуации, чтобы не оказаться в сфере
ее воздействия.
Кроме этого, влияние на формирование
мотивов противоправного поведения оказывает
искаженное восприятие и недооценка правонарушителем
конкретной жизненной ситуации в качестве
криминогенной.
Весьма важное место в процессе формирования
преступных мотивов имеют психологические
механизмы целеобразования. Цель действий
по сравнению с мотивом всегда предметна,
более обнажена и осязаема. Она кумулирует
в сознании человека и его потребности,
и его стремления, и его интересы, и сами
мотивы смещаются на цель деятельности.
2 этап преступного
поведения– реализации решения: совершаются
противоправные действия, наступает противоправный
результат, который может и не совпадать
с ранее намеченной целью. В подобной ситуации
встречаются следующие варианты:
- цель
оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично
не достигнут в силу объективных или субъективных
факторов;
- цель
оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат в ходе
совершения преступных действий превзошел
ранее поставленную цель (например, в результате
разбойного нападения наступила смерть
потерпевшего от полученных телесных
повреждений). Т.е. имел место первоначально
не запланированный результат, который
в ходе совершения преступления виновный
мог или должен был предвидеть, но не сумел
внести коррективы в свои действия, отказаться
от ранее задуманного замысла, будучи
в состоянии избыточной психической напряженности
либо просто из-за рассогласованности
совместных действий (в случае группового
преступления).
Особой разновидностью криминальной ситуации
может быть ситуация с возникновением
побочного результата. Такие противоправные
действия могут носить и неосторожный
характер.
Перечисленные выше процессы завершаются оценкой виновным достигнутого результата, прогнозированием с
Кроме того, нельзя не учитывать и того,
что первоначально возникающие у субъекта
потребности на данном этапе уступают
свое место в иерархии всех его потребностей
– потребности избежать разоблачения
и наказания.
Появление такой в высшей мере значимой
потребности отличает мотивационную сферу
преступника от мотивационной сферы любого
законопослушного гражданина.
В общей мотивационной структуре личности
преступника потребность уйти от наказания
в отдельные периоды занимает прочное,
ведущее положение. Это связано с действием
сильного и эмоционально насыщенного
мотива – страха перед наказанием. Страх
является мощным «мотиватором» и всей
последующей, в том числе противоправной,
деятельности, направленной на достижение
вновь возникающих целей: уничтожить следы
преступления, скрыться от органов правосудия,
укрыть от них нажитые преступным путем
ценности, устранить свидетелей преступления
и т.д.
В этой криминальной ситуации виновный
переживает состояние психической напряженности,
вызванное тем фактором, что достижение
преступной цели, теперь уже выполняет
иную функцию – обусловливает появление
новых побуждений, направленных на избежание
наказания.
В мотивационном профиле личности преступника,
наряду с ведущим мотивом избежать наказание,
выявляется еще одна новая для него потребность,
связанная с ситуацией правовой неопределенности
его положения (недостаточная доказанность
его вины, альтернативы в квалификации
деяния и в назначении меры наказания),
которая затрагивает жизненно важные
для него перспективы. Преступник начинает
испытывать потребность устранить возникшую
ситуацию неопределенности, заполнить
своим активным деятельным участием своеобразный
информационный вакуум. Побуждения, связанные
с этой потребностью, бывают настолько
сильными, что даже такая потребность,
как желание во что бы то ни стало избежать
наказание, уступает ей свое доминирующее
положение. Это объясняется еще и тем,
что ситуация неопределенности нередко
обусловливает появление характерных
эмоциональных явлений: психической напряженности
и страха. Ситуация неопределенности является
объективным фактором, который влияет
на дальнейшие мотивационные процессы
личности правонарушителя, и нередко побуждает
его давать правдивые показания. Важнейшими
факторами преступного поведения являются
особенности и свойства личности преступника:
направленность, мировоззрение, ценностные
ориентации, социальные установки, уровень
правосознания, индивидуально-психологические
особенности, свойства характера. Кроме
этого, воздействие социальной среды на
формирование личности преступника и
его поведения до совершения преступления
и в его процессе также играют очень важную
роль.
Все эти «внешние и внутренние факторы,
влияющие на принятие решения совершить
преступление, находятся в тесном взаимодействии.
Свойства личности, равно как и объем внешней
информации, определяют не только количество,
но и содержание вариантов поведения,
которые корректируются моделями прогнозируемого
будущего».