Психология народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

целью контрольной работы является изучение психологии народа. Мы рассмотрим национальный характер и его черты, этнические стереотипы, а также условия, факторы формирования психологического склада народа.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.Национальный характер. Черты национального через анализ народного искусства и языка, специфические сочетания преобладающих типов темпераментов……………………………………


4
2. Этнический стереотип. Понятия и причины возникновения, а также возможные последствия…………………………………………………….

8
3. Условия, факторы формирования психологического склада народа. Влияние географических условий, исторически сложившихся экономических условий жизни, религия и др…………………………….


17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Не следует  забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальный  характер – это исторически сложившаяся  совокупность устойчивых психологических  черт представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности [3].

Национальные  чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так негативный оттенок [3].

Национальные  традиции и привычки – сложившаяся  на основе длительного опыта жизнедеятельности  нации и прочно укоренившаяся  в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью [3].

Однако в  содержании системообразующего компонента психологического склада народа, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующим необходимо исследовать еще и динамический компонент.

Принято считать, что в структуру динамического психологического склада народа входят мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.

Мотивационно-фоновые  национально-психологические особенности  характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или  иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; интеллектуально-познавательные – определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности, модели и схемы способов достижения результатов.

Эмоционально-волевые  национально-психологические особенности обуславливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Коммуникативно-поведенческие – охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения представителей конкретных народов, показывают их отличие, поскольку у этнической общности существуют свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

Национально-психологические  особенности имеют определенные свойства, отражающие своеобразие закономерностей  их проявления. Во-первых, они, концентрирования в своем содержании национальную специфику психологических процессов и состояний, а также национальное своеобразие взаимодействия, взаимоотношений и общения людей, обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность. Каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и многолетний опыт национального развития.

Во-вторых, важнейшим  свойством национально-психологических особенностей является невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю, хотя для более четкого выражения специфики национально-психологических особенностей можно было бы взять психологию и формы ее проявления у представителей какой-либо национальной общности в качестве своеобразного эталона для сравнения. Однако исследования россий ских и зарубежных ученых показывают, что практически это сделать невозможно. Методологически же отдавать приоритет в психологическом развитии представителям конкретного этноса просто неверно.

В-третьих, неотъемлемым свойством национально-психологических  особенностей является их многообразие. У каждой конкретной общности национальная специфика психологических процессов  и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеет свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие изучение и осмысление. Задача этнопсихологии состоит в том, чтобы находить закономерные зависимости и связи в отношении оценки своеобразия проявления национально-психологических характеристик представителей конкретной нации и видеть их отличие от им подобных у представителей других общностей.

Существуют  также принципы изучения и анализа психологического склада народа. Важнейшими из них являются: принцип учета исторических условий развития; принцип анализа национальной психики в единстве с психологией социальных классов, других групп общества; принцип учета многообразия проявления национально-психологических особенностей; принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей.

Принцип учета  исторических условий развития этнической общности при анализе психологического склада народа – это анализ экономической, общественно-политической, духовной жизни. Национальная психология – продукт истории, экономической, политической и духовной жизни и даже, в известной мере, природных условий в которых живет данная нация на протяжении длительного времени. Только при строго историческом подходе к анализу социальных условий можно правильно определить национально-психологические особенности того или иного народа. Национальные черты психики – результат длительного исторического развития; психологический склад нации формируется под преимущественным влиянием социальных условий [3].

В формировании национальной психологии определенную роль играет и естественная среда. На развитие психологических черт людей, их традиций и обычаев влияют через  социально-экономическое развитие климат, флора, фауна, протяженность территории и другие геодезические факторы. В особенностях истории экономического развития страны кроется понимание причин возникновения тех или иных национальных особенностей народа.

Так, исторический анализ в значительной степени делает понятным такие черты японцев, как трудолюбие, сплоченность. В сельском хозяйстве Японии основной производительной единицей традиционно была деревенская община. Условия сельско-хозяйственного производства объективно требовали объединенного труда. В самом деле, лишь 1/7 часть территории Японии пригодна для сельскохозяйственного производства. При этом требовалось совместное строительство дамб, укрепление склонов гор, строительство дорог в труднодоступной местности и т.д.  И все эти совместно построенные объекты периодически разрушались в результате землетрясений, наводнений, тайфунов, цунами и т.д. В массовом масштабе гибли люди, разрушались результаты их совместного труда. Но тем не менее, заново в короткое время отстраивались дома, дамбы, дороги, и не одним семейством, а всей общиной. Труд был основой основ выживания [3].

В силу наличия  множества островов, гор, трудностей связей между отдельными селениями  родственные связи традиционно  не были столь крепкими, как в  других странах. Но зато был очень крепок общинный дух – седзи, чувство добрососедства. Данный факт отражен и в японских пословицах: «Близкий сосед лучше далекого родственника». Этот дух стал национальной чертой народа. Так, не только в деревне, но и в городе, и даже в ресторане при принятии пищи принято использовать общий котел – набэ. Мясо из своей тарелки японец опускает в общий котел с кипящей водой.

Исторический  анализ экономического, социально-политического  развития делает более понятным эти, а также многие другие национально-психологические черты как японцев, так и представителей других наций и народностей.

Необходимо  учитывать и принцип анализа  психологического склада народа на основе четко обоснованных и достоверных  критериев. Четко обоснованные и достоверные показатели означают, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе учета своеобразия проявления тех психологических феноменов, которые составляют их содержание и функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности.

Сравнение и  сопоставление значимых и равнозначимых  величин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей этих наций, так как форма проявления и сущность вещей в ряде непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить и обобщающие характеристики явлений и их функционирования в исследуемой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национально-психологические  особенности каждого отдельного народа очень своеобразны. Они проявляются  в танцах, искусстве, народном творчестве, интонациях и т.д. Все это многообразие имеет большое значение для практики взаимоотношений между людьми различных наций, народностей

Во-первых, какими бы ни были национально-психологические особенности у представителей тех или иных народов, они не могут выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми различных национальностей доминируют прежде всего общечеловеческие нормы общения и взаимодействия.

Во-вторых, основа для какого-либо дискомфорта во взаимоотношениях между представителями различных  этнических общностей появляется тогда, когда они не понимают или сознательно не хотят учитывать национальную специфику поведения, восприятия человека человеком, национальное своеобразие отношения людей к деятельности и т.д.

В-третьих, у  каждого субъекта межнационального общения должно стать правилом поведение, суть которого состоит в соблюдении уважения к тем чертам психологии народов, которые на первый взгляд кажутся отжившими и смешными. Эти черты не являются случайностью, а представляют собой результат долголетнего пути нации, которая приобрела их в процессе преодоления жизненных невзгод, борьбы с вековыми природными трудностями и т.п.

И, в-четвертых, на проявление психологического склада народа в настоящее время накладываются  негативные результаты тех сложных  политических, социально-экономических  и национальных процессов, которые имели место в прошлом в истории развития тех или иных народов. По этой причине каждый человек обязан досконально разобраться в психологии оппонента, принадлежащего к другой этнической общности, принять национальную специфику его поведения и на этой основе строить свое отношение к нему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.

2.Андриенко  Е.В. социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.

3. Крысько В.Г.  Социальная психология: учебник  для вузов / Крысько В.Г. –  3-е изд. перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 688с.

4.Майерс Д.  Социальная психология. Интенсивный  курс / Дэвид Майерс. – 4-е международное  издание. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.

5.Стефаненко Т.Г. социальные стереотипы и межличностные отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психология народов