Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:57, контрольная работа
целью контрольной работы является изучение психологии народа. Мы рассмотрим национальный характер и его черты, этнические стереотипы, а также условия, факторы формирования психологического склада народа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.Национальный характер. Черты национального через анализ народного искусства и языка, специфические сочетания преобладающих типов темпераментов……………………………………
4
2. Этнический стереотип. Понятия и причины возникновения, а также возможные последствия…………………………………………………….
8
3. Условия, факторы формирования психологического склада народа. Влияние географических условий, исторически сложившихся экономических условий жизни, религия и др…………………………….
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
Не следует забывать и о национальном сознании различных этнических общностей, представляющем собой сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.
Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности [3].
Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так негативный оттенок [3].
Национальные
традиции и привычки – сложившаяся
на основе длительного опыта
Однако в содержании системообразующего компонента психологического склада народа, во-первых, присутствуют разнопорядковые элементы. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных, так и мотивационных черт. Во-вторых, главным этнодифференцирующим признаком является динамика национально-психологических феноменов. Поэтому наряду с системообразующим необходимо исследовать еще и динамический компонент.
Принято считать,
что в структуру динамического
психологического склада народа входят
мотивационно-фоновые, интеллектуально-
Мотивационно-фоновые
национально-психологические
Эмоционально-волевые
национально-психологические ос
Национально-психологические
особенности имеют определенные
свойства, отражающие своеобразие закономерностей
их проявления. Во-первых, они, концентрирования
в своем содержании национальную
специфику психологических
Во-вторых, важнейшим
свойством национально-
В-третьих, неотъемлемым
свойством национально-
Существуют также принципы изучения и анализа психологического склада народа. Важнейшими из них являются: принцип учета исторических условий развития; принцип анализа национальной психики в единстве с психологией социальных классов, других групп общества; принцип учета многообразия проявления национально-психологических особенностей; принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей.
Принцип учета исторических условий развития этнической общности при анализе психологического склада народа – это анализ экономической, общественно-политической, духовной жизни. Национальная психология – продукт истории, экономической, политической и духовной жизни и даже, в известной мере, природных условий в которых живет данная нация на протяжении длительного времени. Только при строго историческом подходе к анализу социальных условий можно правильно определить национально-психологические особенности того или иного народа. Национальные черты психики – результат длительного исторического развития; психологический склад нации формируется под преимущественным влиянием социальных условий [3].
В формировании национальной психологии определенную роль играет и естественная среда. На развитие психологических черт людей, их традиций и обычаев влияют через социально-экономическое развитие климат, флора, фауна, протяженность территории и другие геодезические факторы. В особенностях истории экономического развития страны кроется понимание причин возникновения тех или иных национальных особенностей народа.
Так, исторический анализ в значительной степени делает понятным такие черты японцев, как трудолюбие, сплоченность. В сельском хозяйстве Японии основной производительной единицей традиционно была деревенская община. Условия сельско-хозяйственного производства объективно требовали объединенного труда. В самом деле, лишь 1/7 часть территории Японии пригодна для сельскохозяйственного производства. При этом требовалось совместное строительство дамб, укрепление склонов гор, строительство дорог в труднодоступной местности и т.д. И все эти совместно построенные объекты периодически разрушались в результате землетрясений, наводнений, тайфунов, цунами и т.д. В массовом масштабе гибли люди, разрушались результаты их совместного труда. Но тем не менее, заново в короткое время отстраивались дома, дамбы, дороги, и не одним семейством, а всей общиной. Труд был основой основ выживания [3].
В силу наличия множества островов, гор, трудностей связей между отдельными селениями родственные связи традиционно не были столь крепкими, как в других странах. Но зато был очень крепок общинный дух – седзи, чувство добрососедства. Данный факт отражен и в японских пословицах: «Близкий сосед лучше далекого родственника». Этот дух стал национальной чертой народа. Так, не только в деревне, но и в городе, и даже в ресторане при принятии пищи принято использовать общий котел – набэ. Мясо из своей тарелки японец опускает в общий котел с кипящей водой.
Исторический анализ экономического, социально-политического развития делает более понятным эти, а также многие другие национально-психологические черты как японцев, так и представителей других наций и народностей.
Необходимо учитывать и принцип анализа психологического склада народа на основе четко обоснованных и достоверных критериев. Четко обоснованные и достоверные показатели означают, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе учета своеобразия проявления тех психологических феноменов, которые составляют их содержание и функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности.
Сравнение и сопоставление значимых и равнозначимых величин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей этих наций, так как форма проявления и сущность вещей в ряде непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить и обобщающие характеристики явлений и их функционирования в исследуемой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национально-психологические особенности каждого отдельного народа очень своеобразны. Они проявляются в танцах, искусстве, народном творчестве, интонациях и т.д. Все это многообразие имеет большое значение для практики взаимоотношений между людьми различных наций, народностей
Во-первых, какими бы ни были национально-психологические особенности у представителей тех или иных народов, они не могут выступать причиной межнациональных трений и тем более конфликтов. В межличностных отношениях между людьми различных национальностей доминируют прежде всего общечеловеческие нормы общения и взаимодействия.
Во-вторых, основа
для какого-либо дискомфорта во взаимоотношениях
между представителями
В-третьих, у каждого субъекта межнационального общения должно стать правилом поведение, суть которого состоит в соблюдении уважения к тем чертам психологии народов, которые на первый взгляд кажутся отжившими и смешными. Эти черты не являются случайностью, а представляют собой результат долголетнего пути нации, которая приобрела их в процессе преодоления жизненных невзгод, борьбы с вековыми природными трудностями и т.п.
И, в-четвертых,
на проявление психологического склада
народа в настоящее время
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с.
2.Андриенко Е.В. социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
3. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для вузов / Крысько В.Г. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2010. – 688с.
4.Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс / Дэвид Майерс. – 4-е международное издание. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.
5.Стефаненко Т.Г. социальные стереотипы и межличностные отношения //Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987