Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:07, доклад
То, что принято понимать под мужественностью, есть не более чем болезненная
реакция ранимой души мальчика на такое, по своей сути, травмирующее и
пагубное воспитание, в процессе которого мальчику вну¬шают, что он только
тогда будет любимым, когда без особых волнений преодолеет боль, физическую и
ду¬шевную. Мужчины обязаны быть героями и творить свою жизнь как борцы-
одиночки. Мужчины поставле¬ны перед необходимостью доказывать свою силу, свою
стойкость, свою целеустремленность.
17
То, что принято понимать под мужественностью, есть не более чем болезненная
реакция ранимой души мальчика на такое, по своей сути, травмирующее и
пагубное воспитание, в процессе которого мальчику внушают, что он только
тогда будет любимым, когда без особых волнений преодолеет боль, физическую и
душевную. Мужчины обязаны быть героями и творить свою жизнь как борцы-
одиночки. Мужчины поставлены перед необходимостью доказывать свою силу, свою
стойкость, свою целеустремленность.
Необходимость преодоления пугает мужчин. Подавляющее большинство их обречено
на проигрыш, поскольку, в мужском понимании, добиться успеха могут лишь
немногие. Проигравшие ищут компенсацию в стремлении властвовать над
женщинами, детьми или подчиненными. Отчаяние и тайные страхи проигравших,
боящихся не оправдать ожиданий родителей, своего повседневного окружения и
женщин, вынуждают их становиться агрессивными и оставаться в мужской
изоляции — в заколдованном круге страхов перед новыми возможными неудачами.
Жесткость по отношению к себе и к окружающим мужчины считают добродетелью, а,
Актуальность темы работы обусловлена следующим. Психология женщин, психология мужчин - новые отрасли психологии, предметом изучения которых являются: 1) особенности психофизического, личностного, когнитивного развития представителей разных полов; 2) психологические проблемы, возникающие вследствие асимметрии гендерной социализации, полоролевых стереотипов, в связи с особенностями возрастного развития и физиологических функций. Гендер означает социальный пол (в отличие от биологического), то есть те полоролевые ожидания и отношения, которые различаются для мужчин и женщин и под влиянием которых формируется человек.
Знание биологических и психологических особенностей развития мужчин и женщин, использование симбиоза их способностей и возможностей помогают человечеству прогнозировать такие пути развития человеческого сообщества, при которых можно будет нормализовать социально-политическую ситуацию в мире, снизить уровень негативного антропогенного воздействия на живые организмы, предотвратить саморазрушение человеческого организма. Человек не рождается мужчиной или женщиной, а становится ими, причем в этом процессе важную роль играют социальные и культурные факторы.
Цель данной работы – исследовать психологические особенности мужчин. Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- рассмотреть биологические и социальные факторы, определяющие психологические особенности мужчин;
- исследовать гендерные исследования особенностей мужской психологии.
При написании работы использовались учебная и методическая литература, другие публикации по теме исследования.
Физиологическая разница между мужчиной и женщиной проявляется в момент зачатия. На этом этапе отличие между мужским и женским эмбрионом заключается в том, что женский эмбрион содержит две Х-хромосомы, а мужской - хромосомы X и У. Первичное соотношение полов (на уровне зачатия) таково: на 100 особей женского пола приходится 120-170 плодов мужского пола. Мужской плод менее жизнестоек, легче инфицируется, что обнаруживается уже в первые 3 месяца беременности. Вторичное соотношение полов (при рождении) составляет уже 103-107 особей мужского пола на 100 плодов женского пола [12].
В течение первых 6 недель беременности мужской и женский эмбрионы развиваются совершенно одинаково. На шестой неделе в мужском эмбрионе начинает работать У-хромосома, побуждающая организм плода вырабатывать гормон тестостерон. Благодаря тестостерону, плод в матке меняется, у него развиваются мужские признаки.
После рождения ребенка тестостерон вырабатывается в основном яичками, но небольшое его количество производится и надпочечниками. Яички есть только у мужчин, а надпочечники имеются и у мужчин, и у женщин, т. е. тестостерон вырабатывается у тех и у других, разница - в количестве.
Количество вырабатываемого тестостерона индивидуально, но, в целом, у мужчин его естественно больше, чем у женщин. Ежедневное измерение тестостерона у 20 молодых взрослых мужчин в течение двух месяцев показало, что его уровень (в плазме крови) существенно колеблется изо дня в день от 14 до 42%. Средний уровень андрогенов (группа гормонов, к которой относится тестостерон) у женщин составляет 6% максимального мужского уровня [10].
На самом деле, гормоны всех трех групп - андрогены (мужские гормоны), эстрогены (женские гормоны) и прогестины (прогестерон - гормон родительского инстинкта) - присутствуют у того и другого пола, различаясь пропорциями и биологическим воздействием на организм.
Доказано, что андрогены усиливают агрессивное поведение индивидуума [10]. Гормон эстроген вызывает у женщин ощущение удовлетворенности и благополучия. Поскольку в организме мужчин по сравнению с женским содержание тестостерона всегда намного выше, считается, что мужчина биологически предрасположен к непоседливости, враждебности и предприимчивости. От количества тестостерона в крови зависит еще сексуальная активность мужчины, его оволосение (к примеру, рост бороды), леворукость, склонность к перемене мест, к захвату новых территорий, его способность ориентироваться в пространстве и потребность доминировать в отношениях [12].
По данным научных исследований, за последние 50 лет уровень тестостерона снижается у мужчин и мужчина становится менее воинственным. Напротив, постоянное использование противозачаточных таблеток (содержащих большое количество тестостерона) медленно, но верно влияет на развитие агрессивности и сексуальности женщин [12].
При назревании конфликтной ситуации 74% мальчиков стремятся решить вопрос насилием, а 78% девочек уговорами или устранением от решения [9].
Данным эпизодом далеко не исчерпывается весь спектр влияния биологических факторов на природу психологических различий мужчин и женщин. Нет никаких психологических персональных признаков, которые исключительно присутствуют у одного пола и исключительно отсутствуют у другого. Речь всегда пойдет о мере. Одни и те же черты будут проявляться и у мужчин, и у женщин, но в разной степени.
Другой фактор, существенно определяющий психологические различия мужчин и женщин, - это влияние среды. Различия между женщинами и мужчинами в значительной степени объясняются тем, в какую эпоху жили их предки и в каком обществе они сами родились и живут. В примитивном обществе обязанности мужчины заключались в выполнении работы, требующей большого физического напряжения (охота, земледелие, война, ручной труд). Обязанности женщины фокусировались вокруг домашнего очага (приготовление пищи, рукоделие, уход за детьми). Деятельность мужчины на протяжении многих поколений способствовала развитию размашистых движений, что обеспечивало им несомненное превосходство в крупной моторике, а деятельность женщины в большей степени влияла на развитие мелких движений пальцев и рук. Современная система подготовки в школу большое внимание уделяет именно развитию мелкой моторики руки, так как развитие мелкой моторики руки самым благоприятным образом сказывается на укреплении внимания, памяти и речи ребенка.
История уходит в небытие, оставляя вместо себя тендерные стереотипы. Тендерные стереотипы (или полоролевые установки) устойчивы во времени (передаются из поколения в поколение) и не имеют ограничений по охвату. Транслируются общественные полоролевые установки преимущественно семьей и ближайшим окружением ребенка. Анализ особенностей воспитания детей в 110 этнических сообществах показал, что в большинстве из них (87%) мальчиков призывают быть более активными и самостоятельными, а от девочек требуют большего послушания (35% культур), большей честности и ответственности (61% культур) [15].
Любопытное наблюдение сделал Дж. Хардинг, который просил женщин-матерей посидеть с незнакомым ребенком. Если ребенок был одет как мальчик, то они играли с ним и заставляли проявлять большую инициативу, а если ребенок был одет как девочка, то, наоборот, старались успокоить, больше держали на руках и ласкали [9]. Таким образом, взрослые, определив анатомический пол младенца, начинают внушать ему правила, как следует вести себя там или тут.
Родители изо дня в день ориентируют ребенка на ценности его же пола. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девчонка». И он учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по деревьям, положи Мишку спать, покорми куклу». Нет смысла останавливаться на воспитательной роли игрушек, как и других предметов материальной культуры. Следует лишь добавить, что игры и игрушки для девочек в большей степени способствуют развитию чуткости, а игры и игрушки для мальчиков формируют исследовательский подход к решению задач, обеспечивают лучшее понимание пространственных отношений.
Не только современное семейное воспитание в известной степени способствует сохранению половых различий. В формировании стереотипных половых ролей также участвует школа и активная учительская позиция (отношение преподавателей). Девочку в школе не стимулируют на интенсивный интеллектуальный поиск. Мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, а девочек, обычно, сажают писать протокол. Мальчикам вообще уделяется на 20% больше внимания и времени, чем девочкам. В тех случаях, когда не хватает пособий и приборов, их скорее получат мальчики, чем девочки.
Установлено, что учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, особенно там, где требуется абстрактное мышление, и более высоко оценивают их работу. Девочек же хвалят за соблюдение правил, аккуратность и точность выполнения задания. Вследствие такого отношения, девочки превосходят мальчиков в решении стандартизированных примеров и задач, а у мальчиков формируется положительная математическая Я-концепция.
Девочки и мальчики по выходе из школы различно оценивают свои успехи в области точных и естественных наук. Уже в средних классах девочки привыкают к мысли, что математика и физика - не их сфера деятельности и что вряд ли им здесь удастся добиться какого-либо успеха. Установлено, что при высоких показателях в тестах математических способностей мальчики считают, что так и должно быть, а девочки объясняют свои успехи случайными факторами (например, везением). Наоборот, в случае неудачи, мальчики чаще ссылаются на внешние обстоятельства, а девочки объясняют неуспех недостатком способностей [7].
Систематическая обработка сознания разнополых детей родителями, учителями и другими взрослыми приводит к закономерному результату: девочки вдвое реже из тех, кто бы мог (30% против 60%), избирают карьеру ученого-исследователя. По данным норвежских ученых, 10-летние мальчики считают, что естественные науки не нужны девочкам и что девочки, которые хотят стать учеными, «не такие, как все». Аналогичное мнение высказывают английские студенты, которые не хотят в своем большинстве, чтобы их будущая жена имела естественное или техническое образование [9].
И родители, и учителя, и другие взрослые в большей степени поощряют эмоциональные задатки девочек, называя их достоинством поведение и внешность. Традиционно женскими чертами считаются мягкость, тонкая чувствительность, обостренная интуиция, пассивность, малая агрессивность, склонность к художественному творчеству и театральность поведения.
Мужественный мужчина, напротив, должен обладать набором черт, радикально отличающим его от женщины. Это прежде всего сила, энергия, агрессивность, решительность, умение переживать неприятности, не распускать нюни [8].
В женском коллективном образе достаточно выражено консервативное начало, т. к. основная возложенная на нее обществом функция - вынашивание и воспитание потомства. Мужскому образу свойственен дух авантюризма и инициатива. Так, например, общество благосклонно относится к ориентации девушек на педагогический институт, потому что «у девушек прирожденный талант педагога», «у них сильнее любовь к детям» и «потому что туда легче поступить»! Юноши стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной. Для юноши в профессии учителя отсутствует романтика [15]. Таково, в общих чертах, ожидание социума относительно желательных психологических свойств мужчин и женщин.
Психология пола изучает то, каким образом психологические характеристики личности опосредуют физические различия между мужчинами и женщинами и как это отражается на поведении и отношениях представителей мужского и женского пола. Предметная область психологии пола не имеет четких границ, она включает изучение таких проблем, как психологические различия между людьми разного пола, социальная полоролевая дифференциация и стратификация, культурные стереотипы маскулинности и феминности, особенности социализации мальчиков и девочек, мужчин и женщин, психологическая идентификация личности как представителя определенного пола. Психология пола как специальная дисциплина может быть рассмотрена в качестве одной из научных предпосылок развития гендерной проблематики, и в основном развивалась на стыке таких сфер знания, как психология половых различий и психология семьи и брака.
Психология половых различий - раздел дифференциальной психологии, изучающий различия между индивидами, обусловленные или опосредствованные их половой принадлежностью или ассоциирующиеся с ней. Акцент в работах этого направления делается на выявлении психологических характеристик и особенностей поведения людей разного пола.
Гендерная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определенного пола, обусловленные половой дифференциацией и стратификацией (т.е. иерархией)