Психология личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Ранняя зрелость: близость – изоляция. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и "устройство". Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к близким отношениям с другим человеком как в социальном, так и в половом плане. До этого времени большинство проявлений полового поведения индивидуума были мотивированы поиском самоотождественности Я.

Оглавление

14.1 Психосоциальные стадии развития личности по Э.Эриксону: ранняя зрелость, средняя зрелость, поздняя зрелость.

14.2 Предложите методы психологической коррекции на стадии «Ранняя зрелость» в случае неуспешного разрешения кризисов предыдущих стадий.

15.
15.1 Теория трансакционного анализа Э.Берна: сущность теории, её значение для понимания поведения людей. Модель ЭГО-состояний, её формирование, функциональный анализ ЭГО-состояний.

15.2.Опишите 5 идентификационных признаков собственного ЭГО-состояния: а) «Критикующий родитель», «Воспитывающий родитель», «Взрослый», «Адаптивное дитя», «Свободное дитя».

Ответ 14.1

Файлы: 1 файл

Психология личности 2012 2 семестр.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

В основе психодрамы может  быть разыгрывание расправы с пугающими  объектами. При этом используется либо смена ролей – ребенок играет поочередно роли нападающего и жертвы нападения, либо создание ситуации подвига и подключение эмоционального сопереживания объектам нападения. Кроме того, драматизироваться или «оживляться» могут мысленные картинки, составленные детьми, или предложенные ведущим терапевтические сказки. Достаточно интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации, т. е. разыгрывание только пальцами этюдов или сказок.

В ролевых ситуациях  учащийся сталкивается с ситуациями, релевантными тем случаям, которые  характерны для его реальной (и  значимой для него) деятельности, и  ставится перед необходимостью изменить свои установки. Тем самым создаются условия для формирования новых, более эффективных коммуникативных навыков.

 

Ответ 15.1

 

  Трансакционный анализ представляет собой теория личности, объясняющую  особенности  развития  и изменения личности.

Основой трансакционного  анализа  является модель  ЭГО-состояний  Э.Берна. Эта модель похожа на модель личности З.Фрейда, компонентами которой  являются состояния Ид (Оно), ЭГО (Я), Суперэго (Сверх Я).

Но Ид, ЭГО и Суперэго – это чисто теоретические концепции, которые  не наблюдаются: трудно сказать, в каком состоянии находится человек. Главное отличие модели  Берна заключается в том, что каждое из описанных им ЭГО-состояний определяется в терминах наблюдаемых человеческих штампов.

ЭГО-состояние – это совокупность связанных между собой мыслей, чувств и поведенческих паттернов (комплекса поступков), присущих личности в данный момент. Модель описывает три различные ЭГО-состояния. Между поведением, мыслями и чувствами каждого ЭГО-состояния существует надёжная связь.

 

                               Модель ЭГО-состояний.  

Р- ЭГО-состоянию «Родитель» (Р) присущи мысли, чувства и поведение, которые мы в детском возрасте копируем , подражая родителям  или людям их заменявшим.

В- ЭГО-состояние «Взрослый» (В)-это совокупность мыслей, чувств и поступков по принципу  «здесь и теперь» как реакция на то, что происходит вокруг нас.

Д- ЭГО-состояние «Ребёнок» (Д-Дитя)-это поведение, мысли и чувства, которые были нам присущи в детстве и к которым мы возвращаемся время от времени.

 

                            Функциональный анализ ЭГО-состояний.

Если структурная модель показывает, что из себя представляет каждое Эго-состояние, то функциональная модель позволяет понять, как  мы их используем.

 

Ответ 15.2

 

Функции контролирующего родителя: долженствование, контроль, критика, запрет, доминирование, покровительство и т.п.

Позитивный  контролирующий родитель. Наши «родительские» директивы по отношению к другим людям направлены на их защиту, поддержание их здоровья, на монологичную передачу готовых знаний и сведений. Пример: «Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!»

Негативный  контролирующий родитель игнорирует другого человека: «Вы опять сделали ошибку!»

Функции воспитывающего родителя: забота, поддержка, защита, доброе волшебство, покровительство и т.п.

Позитивный  воспитывающий родитель заботится и помогает, уважая человека, которому оказывает помощь: «Если тебе будет нужна помощь, дай знать»; «Молодчина, у тебя получается!»

Негативный  воспитывающий родитель оказывает помощь с позиции превосходства, игнорируя желания другого человека. Например, говоря «Дай, я помогу тебе», берет работу и делает сам, не доверяя другому человеку.

Взрослый выполняет функции, связанные с объективными информационными процессами: наблюдение, познание внешнего мира, рациональность, анализ, экспертиза.

Функции ребёнка: натуральность, интимность, азарт, вовлечённость, интерес, самозабвенность, спонтанность, принуждение, злое волшебство и т.п.

Адаптивный ребёнок в нас копирует то детское состояние, когда мы в течении длительного времени приспосабливались к требованиям наших родителей. Мы научились быть вежливыми с соседями, были сдержаны, как это нравилось отцу, и веселы, как это нравилось матери. Став взрослым, мы продолжаем проигрывать эти способы поведения, чтобы оправдать ожидания людей, с которыми мы общаемся. Главная функция - адаптации.

Позитивный адаптивный ребёнок следует правилам о том, как жить и быть принятым в этом мире. Придерживаясь этих правил, мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других  людей, сохраняя большое количество энергии.

Негативный  адаптивный ребёнок повторяет детские способы поведения, которые более не  соответствуют нашей взрослой ситуации: дуемся, в надежде получить желаемое; «не высовываемся» перед другими людьми, потому что в детстве решили, что это небезопасно; боимся публичного выступления; продолжаем говорить: «я больше никогда так не буду…», когда это нам  удобно.

Позитивный свободный  ребёнок означает, что мы вели себя в детстве, не обращая внимания на родительские правила и ограничения. Иногда это может быть полезным для взрослого человека, например при самостоятельном планировании собственного времени или при искреннем выражении испытываемых чувств, а не их утаивании. Позитивный свободный ребёнок не вредит окружающим.

Негативный свободный  ребёнок демонстрирует отрицание общепринятых норм и правил, иногда подвергая опасности себя и других людей. В гневе он становится эгоистичным: «Хочу, чтобы ты была со мной!»

 

 

 

 

Литература:

 

 

1. Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди,  которые играют в игры.- М., 2002

2. Врейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М., 2001

3. Стюарт Я. и др. Транзактный анализ- М., 1997.

4. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. и др. Психология воздействия (проблемы теории и практики). – М., 1989.

5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.:

Академия, 2002. – 416 с.

6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 248.


Информация о работе Психология личности