Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:50, реферат
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Введение
1. Понятия личность, индивид, индивидуальность
2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.
Заключение
Список используемой литературы
Личность
в норме находится в состоянии
своего непрерывного развития, самоусовершенствования
и самореализации, постоянно открывая
для себя новые горизонты на своем человеческом
пути, испытывает "радость завтрашнего
дня", изыскивает возможности актуализации
своих способностей. В трудных условиях
- толерантна, способна к адекватным действиям.
Психически
уравновешенный индивид устанавливает
доброжелательные отношения с другими
людьми, проявляет чуткость к их
потребностям и интересам.
В построении
своих жизненных планов стабильная
личность исходит из реальных возможностей,
избегает завышенных притязаний. Развитая
личность обладает высокоразвитым чувством
справедливости, совести и чести. Она решительна
и настойчива в достижении объективно
значимых целей, но не ригидна - способна
к коррекции своего поведения. На сложные
требования жизни она способна реагировать
тактической лабильностью без психических
надломов. Источником своих удач и неудач
она считает себя, а не внешние обстоятельства.
В сложных условиях жизни она способна
взять ответственность на себя и пойти
на оправданный риск. Наряду с эмоциональной
устойчивостью, она постоянно сохраняет
эмоциональную реактивность, высокую
чувствительность к прекрасному и возвышенному.
Обладая развитым чувством самоуважения,
она способна посмотреть на себя со стороны,
не лишена чувства юмора и философского
скепсиса.
Сознание
своей обособленности позволяет
индивиду быть свободным от произвольных
преходящих социальных условий, диктата
власти, не терять самообладание в
условиях социальной дестабилизации и
тоталитарных репрессий. Ядро личности
связано с ее высшим психическим качеством
- духовностью. Духовность - высшее проявление
сущности человека, его внутренняя приверженность
человеческому, нравственному долгу, подчиненность
человека высшему смыслу его бытия. Духовность
личности - ее сверхсознание, неугасимая
потребность стойкого отвержения всего
низменного, беззаветная преданность
возвышенным идеалам.
Автономность
личности - это ее обособленность от
недостойных побуждений, сиюминутной
престижности и псевдосоциальной активности.
Заключение
Личность
является конечным и, следовательно, наиболее
сложным объектом психологии. В известном
смысле она объединяет в одно целое
всю психологию, и нет в этой
науке такого исследования, которое
не вносило бы вклад в познание
личности. Каждый, кто изучает личность
не может игнорировать другие области
психологии. Подходов к изучению личности
огромное множество. Это абсолютно естественно
в области, где каждый эксперимент относится
лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому
сложности самого объекта. Можно рассматривать
личность через структуру, можно с точки
зрения физиологических реакций, можно
через связь физических и психических
аспектов личности. В своей работе я постарался
не опираться на какой-то конкретный подход
к рассмотрению личности, но попытался
обобщить все те мысли, что возникли у
меня при изучении самых различных методик.
Вполне вероятно, что мой подход был изначально
неверен, возможно, что я неверно понял
проблему, но тем не менее, для себя я пришел
к определенным выводам и они выглядят
примерно следующим образом: изначально-рождающийся
индивид, имеющий лишь натуральные психические
функции, постепенно, посредством вхождения
в общество (начиная с родных, близких)
социализируется, т.е. становится личностью.
При этом социокультурная среда является
как бы источником, питающим развитие
личности, прививает ему общественные
нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец,
личность, которая сама начинает воздействовать
на общество является индивидуальностью.
Вхождение индивида в общество и становление
его там как личности, можно назвать "выживанием"
или адаптацией. В зависимости от того
насколько легко индивиду удается преодолеть
трудности адаптационного периода, мы
получаем личность уверенную в себе, либо
конформную. На этом этапе происходит
выбор личностью мотивации и ответственности,
ее локус контроль становится либо внешним
либо внутренним. Если в этот период индивид,
предъявляя референтной для него группе
личностные свойства, характеризующие
его индивидуальность, не находит взаимопонимания,
это может способствовать формированию
агрессивности, подозрительности (в противном
случае - доверия и справедливости).
Список используемой
литературы
2. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
3. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981.
4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно - педагогических институтов и индустриально - педагогических техникумов. Екатеринбург : Издательство «Деловая книга», 1996 г.