Психология как наука: предмет, объект психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма.
Идеалист – философ Платон понимал душу человека как что – то божественное, идеальное, бессмертное, отличающееся от тела, существующее не зависимо от тела.

Оглавление

1.Психология как наука: предмет, объект психологии.
2.Методы психологии: естественный и лабораторный эксперимент; наблюдение; исследование продуктов деятельности человека; метод тестов и анкетирования.
3.Место психологии в системе наук.
4.Научные и прикладные задачи психологии.

Файлы: 1 файл

к.р психология.docx

— 29.99 Кб (Скачать)

План:

1.Психология как наука: предмет,  объект психологии.

2.Методы психологии: естественный  и лабораторный эксперимент; наблюдение; исследование продуктов деятельности  человека; метод тестов и анкетирования.

3.Место психологии в системе  наук.

4.Научные и прикладные задачи  психологии.

 

1.С древнейших времен потребности  общественной жизни заставляли  человека различать и учитывать  особенности психического склада  людей. В философских учениях  древности уже затрагивались  некоторые психологические аспекты,  которые решались либо в плане  идеализма, либо в плане материализма.

Идеалист – философ Платон понимал  душу человека как что – то божественное, идеальное, бессмертное, отличающееся от тела, существующее не зависимо от тела.

Великий философ Аристотель в тракте « О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о существовании  души, находящеюся в единстве с  телом. Идея неразделимости души и живого тела стала основой для развития психологии. Так первоначально психология выступала как наука о душе. Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии.

Основные этапы развития психологии как науки:

I этап - психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Задача – ставить эксперименты и наблюдения за тем, что можно увидеть.

IV этап – психология как наука. Изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы. 1

 

1 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.

Психология. Серия « Учебники, учебные  пособия »- Ростов н/д: «Феникс»,2000

 

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых и неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все  мы живем среди людей и волей  обстоятельств должны понимать, учитывать  психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. 2

Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его  организма, прежде всего центральной  нервной системы, она обеспечивает возможность существования и  развития человека.

 Люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения человека.  За долго до того, как психические процессы стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге .Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению.3

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика  человека и животных, включающая в  себя многие субъективные явления. С  помощью одних, таких, например, как  ощущения и восприятие, внимание и  память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Кроме того, психология изучает человеческое общение  и поведение, их зависимость от психических  явлений и, в свою очередь, зависимость  формирования и развития психических  явлений от них.

Человек не просто проникает в мир  помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью  удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает  определенные поступки.

Отличия психологии от других наук:

- человек в психологии одновременно  является и субъектом и объектом  исследования;

- предмет исследований этой  науки – наиболее сложная субстанция  из всех, известных человечеству;

- в настоящее время в психологии  нет общепризнанных представлений,  и эта наука состоит из многочисленных  научных школ и течений, по  разному трактующих психологические  явления;

-психология одновременно является  и гуманитарной и естественной  наукой.

Что касается объекта психологии, то в его определении мы сталкиваемся с определенными трудностями. Обычно считается, что объектом науки являются носители тех явлений и процессов, которые данная наука исследует. Таким образом, объектом психологии нужно признать человека. Однако, согласно этическим нормам отечественной  методологии человек не может  быть объектом, так как является субъектом познания. Чтобы выйти  из этого терминологического противоречия можно обозначить объект общей психологии как процесс взаимодействия человека и окружающего мира.

2. Методы психологии  нужно рассматривать  в историческом аспекте, поскольку  они претерпевают столь же  значительные исторические изменения,  как и ее предмет. Особый  характер предмета психологического  исследования не мог не привести  к мысли о неоходимости его  особых методов.

Изучая деятельность человека, мы получаем возможность судить о психических процессах.

Как показывают исследования, правильную характеристику своей личности человек  дает не сам, а окружающие его люди. Таким образом, ряд фактов подтверждает, что психология обогащает фонд своих  знаний с помощью объективных  методов.3

Одним из основных методов получения  фактов в психологии является наблюдение.Этот метод, широко распространенный в психологии, заключается в том, что исследователь систематически и планомерно наблюдает за действиями другого человека, его поведением, внешними проявлениями психики ( движениями, речью, мимикой ), его поступками и по ним делает выводы о психических процессах, состояниях и психических свойствах данного человека.

Научное наблюдение отличается от обычных  житейских наблюдений, которые часто  носят случайный, неорганизованный, неплановый характер. В процессе научного наблюдения надо быть особо внимательным и точным, не допускать никаких искажений наблюдаемого объекта. Очень важно также уметь правильно объяснять поведение человека. Не всегда можно полагаться на внешние показатели психического состояния (например, выражение лица).

 

Особенности метода

Наблюдение  применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями наблюдения являются:

- непосредственная связь  наблюдателя и наблюдаемого объекта;

- пристрастность (эмоциональная  окрашенность) наблюдения;

- сложность (порой –  невозможность) повторного наблюдения.

В  естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый  процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя  и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие  исследователя оказывает влияние  на его поведение.

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

  1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
  2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  4. выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).2

Различают два вида наблюдения –  сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и т.д)

Следует особо остановиться на так  называемом методе самонаблюдения. Правильно  понимаемое самонаблюдение играет в  жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем  самонаблюдения установить: «Я забыл  сделать то-то». Но самонаблюдение не дает ему ответа на вопросы: «Почему  забыл?», «В чем сущность памяти?». Поэтому  самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным  и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений. Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, чтобы в нем оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях. 3 Эксперимент многократно проводиться с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент нашел и находит широкое применение в возрастной и педагогической психологии, в педагогике и методике обучения отдельным предметам. Его проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди  не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например,скрытой камерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.2

"Архивный метод"  или изучение продуктов деятельности. Это такой метод, когда психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д..В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для  клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется  в особенностях текстов, рисунков, поделок  больных.

Методы, о которых шла речь до сих пор, являются исследовательскими – с их помощью ученный может  установить важные для научного познания факты, открыть наличие тех или  иных закономерностей. Другими словами, предмет исследований, осуществляемых посредством этих методов, совпадает  с предметом психологии как науки.

Психологические методы могут быть использованы не только для целей  исследования, но и для целей испытания.  . Методами, с помощью которых психолог стремиться выявить определенные психологические качества личности, являются тесты.

Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой  специальное задание или систему  заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют не только для  получения каких-либо новых психологических  данных и закономерностей, но чаще для  оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в  сравнении со средним уровнем (установленной  нормой или стандартом). Тесты применяют  при исследовании способностей, уровня умственного развития учащихся, Навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.  
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (час то это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.

Существует не менее  распространенный опросный метод, анкетирование. Метод обычно проводиться с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют несколько основных типов анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление  осознаваемых качеств испытуемых. Между  этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они  являются лишь различными модификациями  метода анкетирования.

Главным достоинством психологического метода анкетирования является быстрое  получение массового материала, что позволяет проследить ряд  общих изменений в зависимости  от характера учебно – воспитательного  процесса и т.п. Анкетирование –  это средство первой ориентировки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских  методов, а также проводить повторные  анкетирования.

Не все методы психологии нужны  руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые  наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической  науки можно решать целый ряд  важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию  методов подходить творчески, с  учетом специфики деятельности.

 

3. В истории науки существовало много точек зрения на место психологии в системе наук. Ее определяли то как естественную, то как общественную, то как смешанную биосоциальную и социобиологическую науку

Психология  возникла много веков назад в  недрах философии как ее составная  часть. По происхождению и основным понятиям психология тесно связана  с философией. Некоторые разделы  философии, например, теория познания, изучает закономерности процесса познания и основные его этапы (чувственное и логическое познание), связанные с психическими процессами. Этика как учение о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о личности, об эмоциях и чувствах. Эстетика - учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторах, которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично - материя или сознание - по своему существу является также психологическим.

Психология  тесно связана с педагогическими  науками по своим целям: оптимальная реализация возможностей человека, его формирование, воспитание. Задача сохранения психического здоровья человека связывает психологию теснейшим образом с медицинскими науками: психогигиеной, неврологией, психиатрией, педиатрией, общей терапией и др.

Информация о работе Психология как наука: предмет, объект психологии