Психология. Формирование психологии как самостоятельной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:13, контрольная работа

Краткое описание

Психология, как наука получила свое начало, как и многие другие науки, из философии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая – ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явления, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность.

Файлы: 1 файл

Психология2.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования 

«Санкт-Петербургский государственный  университет экономики и финансов»

в г. Пскове

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология»

тема: 3 «Формирование психологии как самостоятельной науки»

 

 

                                                    Выполнила: студентка 1 курса заочного

                                                         отделения

           гр. 12-310

           зачетная книжка №001/12

                                                         Корныльева Екатерина Александровна

           Тел. № 8-921-5074110

                     

 

                                                         Проверил:  преподаватель

                                                         Максименкова Л.И.

 

Псков

2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Психология, как наука получила свое начало, как и многие другие науки, из философии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая – ее размеры  и форму. Выяснение специфических особенностей явления, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Понимание этих и других явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

      Трудность состоит  прежде всего в том, что явления,  изучаемые психологией, издавна  выделялись человеческим умом  и отграничивались от других  проявлений жизни как особые. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие ноутбука – это нечто совершенно особое и отличное от самого ноутбука, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание играть в боулинг; мое мечтание о встрече Нового года – это нечто отличающееся от того, что реально происходит в Новый год, и т.п.

      Рациональный подход  к познанию мира основывается  на том, что окружающая нас  действительность существует независимо  от нашего сознания, может быть  исследована опытным путем, а  наблюдаемые явления вполне объяснимы  с научных позиций.

      Так постепенно сложилось представление о различных разрядах явлений, которые стали именовать психически (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями).

      Все это и еще  многое – многое другое изучает  психология. Но в данной контрольной работе я рассмотрю вопрос о формирование психологии как самостоятельной науки.

Формирование психологии как самостоятельной  науки.

      В своем развитии  психология прошла несколько  этапов. Донаучный период заканчивается  примерно в VII – VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функции. В этот период представление о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

      Второй, научный период  начинается на рубеже VII – VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

      В связи с условностью  периодизации развития психологии, естественно практически для  любого исторического исследования, возникают некоторое разночтение при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологией. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознанием независимости своего предмета, уникальности своего положение в системе наук – как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутреннее и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII – начале XIX века. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной  науки именно с этого периода, относятся к середине XIX века, становление экспериментальной психологии.

      Но в любом случае  необходимо признать, что время  существования психологии как  самостоятельной науки значительно  меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменились и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

      На протяжении  длительного времени предметом  психологии была душа, однако  в разное время в это понятие  вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первоосновой мира, основным кирпичиком, из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых – психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

      В эпоху Средневековья  душа была предметом изучения, прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная (вносящая порядок) функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма (от лат. Deus – бог) и томизма (от лат. Thomas – Фома) (Авиценны, Ф.Аквинского, Ф.Бэкона и других ученых). Вообще понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

      Уже в раннем  детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

      Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностями поведения – эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

      Однако житейские  психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличается от научных знаний. В чем состоит это отличие?

      Во – первых, житейские  психологические знания конкретны,  привязаны к конкретным ситуациям,  людям, задачам. Научная же  психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

      Во – вторых, житейские  психологические знания носят  интуитивный характер. Это обусловлено  способом их получения – случайным  опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

      В – третьих,  существуют различия в способах  передачи знаний. Как правило.  Знания житейской психологии  передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт «отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

      В – четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

      Так что же такое  психология как наука?

      Слово «психология»  в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Познание, в XVII – XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

      Подробнее рассмотреть  этапы развития психологии я  предлагаю в таблице №1.

 

Этап и время

Предмет психологии, его  содержание

Методы исследования психики

Основные достижения

Донаучный, до VII – VI вв. до н.э.

Душа – без раскрытия ее конкретного  содержания и функций

Нет

Общее представление об охранительной  и активной роли души

Философский, VII – VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в.

Антич-

ная психо-логия

Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания функций души

Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека

Психо-

Логия

Средне-

вековья

Душа, ис-следование видов активности тела и осо-бенностей познания, прежде всего чувственного познания мира

Появление собственно психологического метода - интроспекции

Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс

Психо-логия Возрож-дения и Нового времени

Сознание – его содер-жание  и пути его формиро-вания

Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д.

Развитие рационали-стического и сенсуа-листического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное

Ассоциани-стическая психология, конец XVIII – начало XIX в. – середина XIX в.

Сознание, состоящие из ощущений, представлений  и чувств. Таким образом, предмет  психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого  периода) поведение

Интроспекция, логика, начало исследования методов естественных наук, в частности методы проб и ошибок (при формировании поведения)

Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно – научного подхода е изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного

Эксперимен-тальная психология, середина XIX – начало XX в.

Элементы психики, отождествляемой  главным образом с сознанием, их связи и закона

Экспериментальный метод, а также  интроспекция и анализ результатов  творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление  первых тестов

Появление экспери-ментальной психо-логогии, первых теорий «психологии народов», новых донных о психических процессах (прежде всего памяти). Появ-ление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса

Методоло-гический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10–30-е  годы XX в.

Появление нескольких предметов психологии. Вначале элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)

Появление новых методов, важнейшие  из которых – психоанализ и  проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование позна-вательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология)

Появление первых концепций личности, теории сознания, в том, числе и  измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич-ности, введение в ее исследование куль-туры и социального окружения как новых парадгм. Развитие отраслей психологии

Дальнейшее развитие психоло-гических школ, 40 – 60-е годы XX в.

Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная пси-хология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)

Появление опросников, новых экспериментальных  методов изучения интеллекта, в том  числе и искусственного интеллекта

Дальнейшее развитие теоретических  концепций в русле основных проблем  психологии, развитие и совершенствование  психотерапевтических технологий

Современная психология, 60-е годы –  конец XX в.

Развитие предмета психологии в  рамках отдельных психологических  школ

Совершенствование методов экспери-ментального  исследования психики, появление разнообразных  диагностических методик

Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ


 

     

 

 

Заключение.

      Из всего вышеперечисленного  можно сделать вывод, что становление  психологии как науки было  довольно таки сложным и долгим. Но спустя, много десятилетий, и нескольких тысячелетий, психология стала распространенной наукой широкого использования. В России услуги психологов не так распространенно как, например, в Америки, там население привыкло в случае возникающих внутренних проблем обращаться к специалистам, но с каждым годом данные специалисты становятся все более востребованными. Как наука, в том числе и медицинская, психология необходима человечеству. Особенно в нынешнее время, когда в суете современной жизни и постоянном стрессе на работе и высокой конфликтности в современных коллективах, очень тяжело обойтись без консультаций у современных психологов. Ведь зачастую, самостоятельно, человеку бывает очень сложно разобраться в проблемах возникающих как внутри него, так и в общении с людьми. Конечно, причиной возникновения этих проблем может быть и сам человек и жизненные обстоятельства, и еще многое другое. Я не могу представить, чтобы было с миром, человечеством и человеком в отдельности, если бы не было такой науки как психология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000, Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс. – 2-е издание, СПб.: Питер, 2005,- 640 с.
  2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – 2-ое изд. Стереотип. – М.: Аквадемия, 2000 – 512 с.
  3. Марциновская Т.Д. История психология. –М.: Аквадемия, 2002 – 544 с.

 






Информация о работе Психология. Формирование психологии как самостоятельной науки