Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:13, контрольная работа
Психология, как наука получила свое начало, как и многие другие науки, из философии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая – ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явления, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
в г. Пскове
Контрольная работа
по дисциплине: «Психология»
тема: 3 «Формирование психологии как самостоятельной науки»
Выполнила: студентка 1 курса заочного
отделения
гр. 12-310
зачетная книжка №001/12
Тел. № 8-921-5074110
Псков
2012 г.
Психология, как наука получила свое начало, как и многие другие науки, из философии. Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая – ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явления, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Понимание этих и других явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.
Трудность состоит
прежде всего в том, что
Рациональный подход
к познанию мира основывается
на том, что окружающая нас
действительность существует
Так постепенно сложилось представление о различных разрядах явлений, которые стали именовать психически (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями).
Все это и еще
многое – многое другое
Формирование психологии как самостоятельной науки.
В своем развитии
психология прошла несколько
этапов. Донаучный период
Второй, научный период начинается на рубеже VII – VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.
В связи с условностью
периодизации развития
Но в любом случае
необходимо признать, что время
существования психологии как
самостоятельной науки
На протяжении
длительного времени предметом
психологии была душа, однако
в разное время в это понятие
вкладывалось разное
В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная (вносящая порядок) функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма (от лат. Deus – бог) и томизма (от лат. Thomas – Фома) (Авиценны, Ф.Аквинского, Ф.Бэкона и других ученых). Вообще понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.
Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностями поведения – эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек – своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.
Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличается от научных знаний. В чем состоит это отличие?
Во – первых, житейские
психологические знания
Во – вторых, житейские
психологические знания носят
интуитивный характер. Это обусловлено
способом их получения –
В – третьих,
существуют различия в
В – четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Так что же такое психология как наука?
Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Познание, в XVII – XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.
Подробнее рассмотреть этапы развития психологии я предлагаю в таблице №1.
Этап и время |
Предмет психологии, его содержание |
Методы исследования психики |
Основные достижения | |
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э. |
Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций |
Нет |
Общее представление об охранительной и активной роли души | |
Философский, VII – VI вв. до н.э. – конец XVIII – начало XIX в. |
Антич- ная психо-логия |
Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения |
Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания функций души |
Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека |
Психо- Логия Средне- вековья |
Душа, ис-следование видов активности тела и осо-бенностей познания, прежде всего чувственного познания мира |
Появление собственно психологического метода - интроспекции |
Развитие психофизических | |
Психо-логия Возрож-дения и |
Сознание – его содер-жание и пути его формиро-вания |
Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. |
Развитие рационали-стического и сенсуа-листического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное | |
Ассоциани-стическая психология, конец XVIII – начало XIX в. – середина XIX в. |
Сознание, состоящие из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение |
Интроспекция, логика, начало исследования методов естественных наук, в частности методы проб и ошибок (при формировании поведения) |
Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно – научного подхода е изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного | |
Эксперимен-тальная психология, середина XIX – начало XX в. |
Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и закона |
Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов |
Появление экспери-ментальной психо-логогии, первых теорий «психологии народов», новых донных о психических процессах (прежде всего памяти). Появ-ление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса | |
Методоло-гический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10–30-е годы XX в. |
Появление нескольких предметов психологии. Вначале элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) |
Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование позна-вательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) |
Появление первых концепций личности, теории сознания, в том, числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований лич-ности, введение в ее исследование куль-туры и социального окружения как новых парадгм. Развитие отраслей психологии | |
Дальнейшее развитие психоло-гических школ, 40 – 60-е годы XX в. |
Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная пси-хология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) |
Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта |
Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий | |
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. |
Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ |
Совершенствование методов экспери-ментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик |
Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ |
Заключение.
Из всего вышеперечисленного
можно сделать вывод, что
Список использованной литературы.
Информация о работе Психология. Формирование психологии как самостоятельной науки