Психология дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:12, реферат

Краткое описание

Детство, как социокультурный феномен, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. На характер и содержание отдельных периодов детства влияют конкретные социально-экономические и этнокультурные особенности общества, где растет ребенок, и в первую очередь — система общественного воспитания. Внутри последовательно сменяющихся видов детской деятельности происходит присвоение ребенком исторически сложившихся человеческих способностей. Современная наука располагает многочисленными данными о том, что складывающиеся в детстве психологические новообразования имеют непреходящее значение для развития способностей и формирования личности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….……..4
1.Социальная ситуация развития личности в дошкольный период……………...………5
2.Ведущая деятельность дошкольника………………………………………………..……8
Заключение………………………………………………………………………………….12
Литература………………………………………………………….……………………….13

Файлы: 1 файл

психология дошкольника.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность — это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность — качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность — способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание — это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности. У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование — детская компетентность. Дошкольный возраст — это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.
Заключение

 

Развитие личности детей дошкольного возраста включает две стороны:

— ребёнок начинает понимать окружающий мир, осознавать своё место в нём;

— развитие чувств и воли обеспечивает действие мотивов поведения.

Изменения в личностном развитии детей дошкольного возраста приводит к появлению следующих психических новообразований: произвольность поведения, самостоятельность, креативность, самосознание, детская компетентность.

Все же основным личностным образованием дошкольного возраста является развитие самосознания ребёнка, что заключается в оценке своих умений, физических возможностей, нравственных качеств, осознание себя во времени. Постепенно дошкольник начинает осознавать свои переживания, эмоциональное состояние.

Эмоциональная сфера помогает внутренней регуляции поведения детей через переживания положительных и отрицательных эмоций. Изменения в эмоциональном развитии связаны с включением речи в эмоциональные процессы. Эмоциональный комфорт активизирует познавательную деятельность ребенка, побуждает к креативности.

Таким образом, в дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, речь, что способствует формированию словесно-логического мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования оценки собственных действий и поведения.


Литература

 

1.         Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /

Л.С. Выготский. — СПб., 1997

2.         Комарова, Т. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. Комарова //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67

3.         Лазарева, М.В. Интегративность и комплексность в образовательной работе с детьми дошкольного возраста / М.В.Лазарева // Сб. научн. ст. — М., 1998

4.         Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — №11. — С. 6—14.

5.         Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников / В.М. Минаева. — М.,1999.

6.         Пеня, Т.Г. Комплекс искусств в формировании художественно-творческих способностей учащихся / Т.Г. Пеня // Начальная школа. — 1987. — №3.

7.         Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн., 2001.

8.         Смиронова, Е.О. Психология ребенка: Учеб. для пед. училищ и вузов / Е.О. Смиронова. — М., 1997.

9.         Глухов, Б.П. Методическое руководство к коррекционной педагогике и психологии / Б.П. Глухов. — М., 1997.

10.     Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева. — М., 1999.

11.     Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М., 1985.

 

 

 

2

 



Информация о работе Психология дошкольника