Психология детей с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Оно обеспечивает приобщение детей к общественно-историческому опыту человечества, через его посредство происходит обмен знаниями, способами, результатами деятельности, воплощенными в материальные и духовные культурные ценности. Кроме того, первичное эмоциональное общение ребенка с взрослыми является первоисточником развития речи.

Файлы: 1 файл

контрольная псих нар речи.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

сенсорных и  моторных функций;

вербальной  коммуникации;

невербальной  коммуникации;

эмоционально-волевой  сферы;

формирование  черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Помочь ребёнку  максимально реализовать потенциальные  возможности и скорректировать  имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической  и последовательной логопедической работы. Логопедические занятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и учителем – логопедом, на развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Логопедические занятия должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения. Основой для построения общения в процессе занятий должна выступать предметно-практическая деятельность детей по освоению и познанию окружающего мира, а также их учебная деятельность. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств. У детей с заиканием, дизартрией, ринолалией, алалией, нарушениями артикуляции, голоса, дыхания и ритма ограничены коммуникативные возможности. Коррекционно-развивающая и формирующая работа на логопедических занятиях в специальном коррекционном учреждении должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией. В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются следующие типы коммуникативных упражнений: индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. На логопедических занятиях учителя-логопеды могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

упражнения  для совершенствования невербальных способов общения;

тренинг навыков  конструктивного взаимодействия с  собеседником;

упражнения  для совершенствования психологических, логических и этических умений.

 

Учителя-логопеды могут включать в логопедическое занятие различные упражнения для  совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные  состояния окружающих, адекватно  использовать невербальные способы  общения для эффективного взаимодействия с людьми. В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие  виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Неозвученная беседа», «Говорящие руки». Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

 

Поведение человека в ситуациях, которые кажутся  одинаковыми, бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те же вопросы человек отвечает по разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в логопедической работе разнообразные упражнения «Тренинга навыков конструктивного взаимодействия с собеседником». Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

  1. Функция речи.

Опыт показал, что наиболее трудным для анализа  коммуникативного поведения ребенка  оказывается речевой параметр. Дело в том, что анализ речи с целью  выяснения ее коммуникативности существенно отличается от изучения средств русского (или другого) языка, которые используются ребенком в процессе общения (лексико-грамматические, синтаксические особенности). Поэтому рассмотрению подвергаются прежде всего не языковые единицы, а коммуникативные, которыми являются целые высказывания, а затем уже проводится лингвистический анализ используемых средств. Надо отметить, что бедность словарного запаса не сильно влияет на качество коммуникативного поведения человека. Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи — диалогической. Данное исследование посвящено изучению особенностей общения, его активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и разработке наиболее эффективных путей коррекционной работы по его развитию. Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности (Ю.Ф.Гаркуша, Е.М.Мастюкова, С.А.Миронова и др.). Существует и обратная зависимость - при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется (Л.Г.Галигузова, И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, и др.). Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями. Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М. Мастюкова), психолингвистическом (В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Собатович, Л.Б Халилова), психолого-педагогическом (Ю.Ф. Гаркуша, Е.П. Глухов, Г.С. Гуменная, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно. Знакомство с работами этих авторов дает основание считать, что исследователи преимущественно останавливают внимание на изучении и развитии языковых средств общения. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К. Воробьева, О.Е. Грибова, Г.С. Гуменная, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская). Есть и данные, показывающие, что несформирован-ность языковой базы как важнейшей предпосылки общения затрудняет его протекание. Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.К .Усольцева), смешении иерархии цели общения (О.Е. Грибова), снижении потребности в нем (Б.М. Гриншпун, О.С. Павлова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия между детьми, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г. Соловьева, Е.А. Харитонова). Вместе с тем, в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте коммуникативных особенностей до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Недостаточно исследований, показывающих зависимость характера общения от степени сформированности речевых средств, не рассматриваются вопросы взаимосвязи активности поведения и процесса общения детей дошкольного

возраста  с общим недоразвитием речи, не создана система специальных  занятий, ориентированная на формирование у них коммуникативных умений. Это подчеркивает актуальность и  значимость исследования и свидетельствует  о необходимости, поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Влияние общения  в форме его положительного воздействия  прослеживается во всех сферах психической  жизни ребенка. Общение – решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. Речь развивается только в  процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Вместе с тем потребность  в общении и характер отношений  зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две  сферы общения - с взрослым и со сверстником. Решающим фактором становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, формирования его личности. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие умения общаться или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов между детьми этого возраста.

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика, под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  2. Бодалев А.А. Психология общения: Избр. психол. труды. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 254 с.
  3. Ветрова В.В.., Смирнова Е.О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94 с.
  4. Ветрова В. В. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми , под ред.  М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1985. – 123 с.

 

  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. – 350 с.
  2. Грибова О.Е. Что делать, если ребенок не говорит?-  М.: Айрис-пресс, 2004.
  3. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной способности дошкольников с общим недоразвитием речи.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М.: МГГУ, 2009.
  4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: монография.  – Н.Новгород. : НГПУ, 2004. – 258с.
  5. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников.–М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
  6. Зимняя И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач ., под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. – М. : Просвещение, 1980. – 134 с.
  7. Ковылова Е.В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск. : Фетра Системс, 2000. – 431 с.
  8. Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе.-  Минск, Фетра Системс 1969. – 238 с.
  9. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005. – 48 с.
  10. Капитовская О.А., Плохотнюк О.Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями.-  М.: Айрис-пресс, 2004. – 110 с.
  11. Ковылова Е.В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск. : Фетра Системс, 2000. – 431 с.
  12. Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе.-  Минск, 1969. – 238 с.
  13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, под ред. А.Г. Рузской. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384с.
  14. Поваляева, М. А. Справочник логопеда. – Ростов на Дону. : Феникс, 2003. – 157 с.
  15. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное

 пособие– М. : Академия, 2000. – 112 с.

20.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. Учебное          пособие– М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 124с

 

 

 

 

 

Содержание.

  1. Введение.
  2. Коммуникативная функция речи.
  3. Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
  4. Коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи.
  5. Формирование коммуникативной компетентности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
  6. Функция речи.
  7. Заключение.
  8. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГ БОУ  «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева».

 

Кафедра «Возрастной и специальной психологии».

 

Контрольная работа

По психологии детей с  нарушением речи на тему:

«Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с  речевой патологией»

 

                                                              

                                                                 Выполнил:

                                                                        Студент 2 курса

                                                                               Заочного обучения

                                                                     Ф-та ДиКПиП

                                                                        Спец. СДПиП 1С

                                                           Земсков

                                                                                    Федор Валентинович

                                                                              Домашний адрес:

                                                                              ЧР, город Алатырь,

                                                                                                Улица Котовского, д.21.

                                                                  Проверила:

 

 

 

Чебоксары 2011-2012.

 

 

                                                      

 

Чебоксары 2011-12

 

 

 


Информация о работе Психология детей с нарушением речи