Психология болезни и инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Истощаемость психической деятельности - наиболее легкая форма негативных расстройств. Повышенная психическая истощаемость сочетается с замедленным восстановлением сил, признаками раздражительной слабости, гиперестезией. Иногда глубина и стойкость психической истощаемости не соответствуют сравнительно небольшой умственной или физической нагрузке.

Оглавление

1. Истощаемость психической деятельности.
2. Снижение энергетического потенциала личности.
3. Психический маразм.
4. Гипердинамический синдром.

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии болезни.docx

— 25.08 Кб (Скачать)

Шифр______________

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №______

 

По предмету_____Психология болезни и инвалидности___

Студента ОЗО __4г__ группы Стерлитамакского института

              физической культуры ( филиал ) ФГОУ ВПО «УГУФК»

__________ Бархатова Гульнара Викторовна________________

Дата и номер регистрации  работы_____________________

Работу проверил преподаватель______Хуснутдинова А.Ю.____

Дата проверки «____»_______________________20___ г.

Оценка__________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

  1. Истощаемость психической деятельности.
  2. Снижение энергетического потенциала личности.
  3. Психический маразм.
  4. Гипердинамический синдром.
  5.  

Истощаемость психической  деятельности

Истощаемость психической деятельности - наиболее легкая форма негативных расстройств. Повышенная психическая истощаемость сочетается с замедленным восстановлением сил, признаками раздражительной слабости, гиперестезией. Иногда глубина и стойкость психической истощаемости не соответствуют сравнительно небольшой умственной или физической нагрузке.

Более тяжелые негативные расстройства - субъективно ощущаемые больными изменения склада своей личности, но эти изменения объективно не обнаруживаются. При углублении негативных расстройств возникают и объективно констатируемые изменения личности. В одних случаях это гипертрофия черт, свойственных личности, чаще всего заострения психопатических черт, в других - изменяется темперамент, весь склад личности с появлением несвойственных ей прежде психастенических, истерических, ипохондрических, параноических сторон.

Дисгармония личности вариабельна.  
 
  I.  Нажитая шизоидизация - оторванность от окружающего, эгоцентризм, рефлексия, интравертированность, парадоксальность эмоциональных реакций и поведения; обеднение эмоциональности, сочетающееся с хрупкостью чувств («дерево и стекло»), утрата эмоционального резонанса, невозможность адекватной реакции на события; схематичность мышления, его отрыв от реальности; однообразие поведения, парадоксальная педантичность, отсутствие гибкости, падение активности и пассивная подчиняемость. Иногда имеется парадоксальное сочетание бездеятельности и пассивности с незаурядными достижениями в каких-либо областях благодаря своеобразию и оригинальности мышления и идей.  
 
  II.  Постоянное чувство недовольства окружающим, раздражительность, чрезмерная истощаемость, беспричинно подавленное настроение, снижение продуктивности мышления; легкость и поверхностность в суждениях, эгоцентризм, сужение круга интересов. Незначительные жизненные затруднения вызывают у больных затяжные состояния растерянности, беспомощности.  
 
  III.  Психопатоподобные изменения личности могут клинически проявляться также стойким повышенным настроением с эйфорией, беспечностью, бездеятельностью, чрезмерной, часто неуместной и не соответствующей ситуации, общительностью, фамильярностью, утратой чувства дистанции.

Падение психического энергетического потенциала - свидетельство более глубокого изменения личности, выражающегося редукцией психической активности, продуктивности, невозможностью активно пользоваться имеющимся объемом знаний.

Снижение уровня личности - следующий этап развития негативных изменений. Обычно оно выражается в стойком падении активности и работоспособности, в резком сужении круга интересов, побледнении черт, присущих индивидуальности, повышенной утомляемости, раздражительной слабости, нерезко выраженных диемнестических расстройствах. Дальнейшее углубление изменения личности приводит к ее регрессу.

Регресс личности - более тяжелая степень изменений личности. Имеет различные клинические формы. В одних случаях отмечаются взрывчатость, брутальность, аффективная лабильность, резкое снижение адаптации, кверулянтские тенденции. В других - на первый план выступают эйфория с беспечностью, благодушием, бестолковость, отсутствие критики, невозможность осмысления простых ситуаций, расторможение влечений. Регресс поведения может проявляться аспонтанностью, резким сужением круга и утратой прежних интересов, полным безразличием к окружающему.

 

Снижение энергетического  потенциала личности.

Снижение активности (редукция энергетического потенциала - РЭП) проявляется в постоянном снижении работоспособности, целенаправленности и побуждений к деятельности, интеpесов, вплоть до полной бездеятельности и утраты учебных и игровых интересов. Наиболее тяжелой формой редукции энергетического потенциала является шизофренический апатоабулический дефект, который выражается в отсутствии воли, желаний и побуждений к любому виду деятельности в сочетании с эмоциональным безразличием не только к окружающим, но и к самому себе, вялостью, а иногда и обездвиженностью. Впрочем, апатоабулический дефект крайне редок при начале шизофрении в детском возрасте; во многих случаях при мягком течении снижение энергетического потенциала отсутствует, а иногда постпроцессуальная энергия больного производит впечатление даже повышенной в связи с узким приложением активности только к сфере сверхценных интересов и сужением круга других интересов, свойственных сверстникам. 
 
Происходящее резко или за достаточно четко ограниченный отрезок времени изменение личности (в результате шизофренического процесса) с появлением новых, не свойственных ей прежде черт и/или значительной нивелировкой последних и/или их гротескным усилением определяет постпроцессуальный личностный сдвиг. В первую очередь происходят изменения базисных свойств личности  —структуры эмоциональности и уровня активности, с широким спектром переходов от полюса синтонности к полюсу эмоциональной тупости и от более высокого энергетического потенциала к более низкому. Однако следует иметь в виду, что личностный  сдвиг может выглядеть как проявление “положительной” личностной динамики или как преформирование индивидуальных личностных черт, в том числе напоминающее “возрастную” динамику личности. К примеру, уменьшение замкнутости (при преморбидных аутистических чертах) может быть следствием сглаживания гиперестетического полюса психестетической пропорции, сдвига этой пропорции в сторону эмоционального уплощения, снижения эмоционального резонанса. Об этом же могут свидетельствовать изменения, трактуемые больным или его родными как “повзросление” в связи с преобладанием рационально-рассудительного реагирования над чувственным. Или появление в пубертате психопатических (психопатоподобных в действительности) признаков истерического, возбудимого круга может быть результатом несостоятельности вследствие снижения энергетического потенциала при одновременном углублении психестетической пропорции. В результате шизофренического личностного сдвига социализация больного может не только не снижаться, а порой и повышаться, в частности, при формировании дефекта типа “гиперстенического”.

 

Психический маразм

Психический маразм (греч. marasmos - истощение, угасание, упадок сил, изнурение) является наиболее тяжелым видом негативных расстройств (психического дефекта) и отличается от предшествующих ему негативных психопатологических синдромов следующими признаками: 
• полным распадом психической деятельности; 
• утратой возможности контакта с окружающими;  
• полным исчезновением интересов и побуждений к деятельности. 
 
При психическом маразме сохранны лишь пищевой и половой инстинкты: прожорливость (вплоть до булимии), попытки есть несъедобные вещи, грубая сексуальная расторможенность, иногда сопровождающаяся онанизмом. Часто больные теряют навыки простейшего самообслуживания, не в состоянии самостоятельно передвигаться и поэтому прикованы к постели. Постоянно наблюдаются те или иные нарушения речи. Нередко речевые реакции проявляются в форме криков, стонов, всхлипываний, возникая или спонтанно, или в ответ на физические раздражители. Могу наблюдаться оральные и хватательные автоматизмы, насильственный смех и плач. Постоянна неопрятность мочой и калом. Такое состояние обычно сочетается с признаками общего маразма – физическое истощение, трофические расстройства (вплоть до кахексии), появление пролежней, дистрофии внутренних органов. Но при многих психических болезнях, в частности ослабоумливающих процессах позднего возраста, психический маразм наступает раньше физического маразма. 
 
Как правило, маразм является заключительной стадией грубо прогредиентных ослабоумливающих процессов (терминальное слабоумие). В таком случае ему предшествуют другие формы деменции, особенности которых на этом уровне сглаживаются. Маразм свойствен терминальным состояниям нелеченного прогрессивного паралича, старческих психозов, некоторых форм сосудистых психозов и других тяжелых органических поражений мозга. 
 
Возможности медикаментозного воздействия крайне ограничены (применяется симптоматическое лечение). Важное место занимают обеспечение соответствующего надзора, питания, ухода и других гигиенических мероприятий. Необходимо обеспечить максимальную активность пациента в течение всего дня, что препятствует развитию легочной патологии, ограничению подвижности в суставах, потере аппетита, появлению пролежней.

 

Гипердинамический синдром 
 
Гипердинамический синдром - синдром психомоторной расторможенности - возникает преимущественно в возрасте от 3 до 7 лет и проявляется чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, суетливостью, несобранностью, приводящими к нарушению адаптации. 
 
Ведущие симптомы: слабость торможения, двигательная расторможенность, неусидчивость, повышенная возбудимость, слабость торможения. Обязательные симптомы: неустойчивость внимания, отвлекаемость, повышенная истощаемость, различной степени выраженности нарушение целенаправленной деятельности. Дополнительные симптомы: тики и другие гиперкинезы, импульсивные действия, проявления инфантилизма, задержки моторного и психического развития. 
 
Данный синдром является специфическим для психомоторного уровня патологического нервно-психического реагирования. Встречается в несколько раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Первые признаки данного синдрома проявляются в дошкольном возрасте, однако до поступления в школу их порой бывает трудно распознать вследствие разнообразных вариантов нормы. Только крайние уровни гиперактивности должны вести к диагнозу у детей дошкольного возраста. Чрезмерная активность приводит к слабо дифференцированному поведению, нарушению внимания и отсутствию упорства при выполнении задач. Эти нарушения должны выявляться более, чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в больнице). 
 
Гипердинамический сиидром чаще всего встречается при резидуально-органических нервно-психических заболеваниях. Считается также, что конституциональные нарушения играют решающую роль в генезе этих проявлений, но данные о специфической этиологии пока отсутствуют. Острое начало гиперактивного поведения у ребенка может встречаться при некоторых видах реактивных состояний, маниакальных расстройств, шизофрении или неврологической патологии. Последствием гипердинамического синдрома может быть задержка психического развития.

 

 

 

 

 

Литература.

 

  1. Психология болезни и инвалидности : учебно-методическое пособие для вузов / сост. С. Б. Нарзулаев [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск : STAR, 2005. - 102 с.
  2. Психолого-педагогическая  диагностика : учебное пособие для вузов / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 5-е изд. , стереотип. - М. : Академия, 2008. - 318 с. : табл.
  3. Психолого- педагогическая диагностика : учебное

пособие для вузов / И. Ю. Левченко [и др.] ; под ред. : И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной.-3-е изд. , - М. : Академия, 2006. - 318 с. :табл.

  1. Специальная  психология : учебное пособие для вузов /

 авт. : В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 5-е изд., - М. : Академия, 2007. - 460 с.


Информация о работе Психология болезни и инвалидности