Психологическое заражение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Данной сообщение раскрывает суть психологического заражения и как оно влияет на окружающих людей

Файлы: 1 файл

Психологическое заражение.doc

— 31.50 Кб (Скачать)


                    Психологическое заражение

Что это такое?

Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой.

Эффект толпы

Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.

 

Заражение представляет собой способ воздействия, определенным образом  на интегрирующие массы людей. Оно связано с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы.

Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Феномен заражения изучался уже давно и именно на примере стихийных больших групп как масса и толпа. Основательно изучал массы Гюстав Лебон (1841-1931) – французский ученый социальный психолог.

В массе у индивидов появляются новые качества, которыми они до этого не обладали . Причины этого Лебон видит в трех различных моментах:

 

 

 

 

1 Индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющим ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздать.

 

2 Заражаемость. В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство.

 

3 Внушаемость.

Отличительные признаки индивида в массе:

1 Исчезновение сознательной личности

2 Преобладание бессознательной личности

3 Ориентация мыслей и чувств в одном направлении.

4 Тенденции к безотлагательному осуществлению появившихся идей.

 

Типичные черты поведения в массе:

1 Обезличивание

2 Резкое преобладание чувств над интеллектом

3 Утрата интеллекта

4 Утрата личной ответственности.

 

Заражение является феноменом массы, которое настолько сильно, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тотже самый эффект.

 

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния. В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика ( кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем). Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха)

Факторы возникновения массовой паники:

1. Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут

             

 

 

 

быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д.

 

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков.

 

3. Общепсихологические факторы : неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

 

4.Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

 

Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора. Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение). Речь идет о доверии, авторитетность, зависимость и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е. учитывается уровень аргументованости, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

 

 

 

 

 



Информация о работе Психологическое заражение