Психологическое индивидуальное обследование ребенка на предмет готовности к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 11:20, отчет по практике

Краткое описание

Целями учебно-ознакомительной практики являются:
-закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний;
-ознакомление с деятельностью психологов в детских дошкольных учреждениях;
-приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта.
Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..……....3
Основная часть………………………………………………………………….……...5
Заключение…………………………………………………………………….….…....8
Приложение A………………………………………………………………….…..…10
Рисунок 1………………………………………………………………….…………...11
Приложение B…………………………………………………………………….…...12
Приложение C…………………………………………………………………….…...13
Таблица№1 –График результатов……………………………………………………14
Приложение D………………………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

Учебно-ознакомительная практика отчет 1.doc

— 201.00 Кб (Скачать)


 

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

Филиал (представительство)____Петрозаводский___________________________

 

 

Отчет по практике

 

Вид практики _____________учебно-ознакомительная_______________

 

ТЕМА: ____Психологическое индивидуальное обследование ребенка на предмет        готовности к школе_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..……....3

Основная часть………………………………………………………………….……...5

Заключение…………………………………………………………………….….…....8

Приложение A………………………………………………………………….…..…10

Рисунок 1………………………………………………………………….…………...11

Приложение B…………………………………………………………………….…...12

Приложение C…………………………………………………………………….…...13

Таблица№1 –График результатов……………………………………………………14

Приложение D………………………………………………………………………....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учебно-ознакомительная практика проходила в МДОУ Детский сад №8  "Лесовичок".

В детском саду работает 7 основных воспитателей и 3 подменных, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра, логопед. Структура детского сада включает в себя две отдельные группы                                                 ясельного возраста (группа для детей до трех лет); одну младшую (3-4года); одну среднюю группу (4-5лет); две старшие группы (5-6лет, дошкольный возраст) и одну подготовительную группу для детей 6-7 лет.

Современный детский сад – это дошкольное образовательное учреждение,    посещая которое дети осваивают принятые в обществе нормы и правила поведения, овладевают социальными навыками и разнообразными знаниями об окружающем мире, готовятся к поступлению в школу.

Основными видами деятельности  психолога в детском дошкольном учреждении являются: психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В задачи психолога:

Во первых входит непосредственное участие в воспитательном процессе в целом, большое значение отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, организации общения взрослого  с детьми и общения детей между собой.

Вторая группа задач связана с индивидуальной работой с детьми и позволяет определить и оценить индивидуально-психологические качества и уровень умственного развития, а также определение готовности ребенка к школе.

К концу подготовительного периода у детей, должна быть сформирована психологическая, физиологическая и социальная готовность к обучению в школе.

Физиологическая готовность к школе выражается в способности ребенка переносить возросшие интеллектуальные и физические нагрузки, связанные с началом учебной деятельности.

Социальная готовность–это готовность к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав.

Психологическая готовность–это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Целями учебно-ознакомительной практики являются:

-закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний;

-ознакомление с деятельностью психологов в детских дошкольных учреждениях;

-приобретение первичных профессиональных умений, навыков и опыта.

Задачами учебно-ознакомительной практики являются:

-формирование представлений о будущей профессии;

-освоение практических знаний и умений в рамках психологической дисциплины;

-получение первоначальных навыков в решении практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по заранее подготовленной схеме. Предварительно психолог  беседует с воспитателем, выясняет, как он оценивает индивидуальные особенности ребенка - привычный для него темп, уровень утомляемости, колебания мотивации. Затем происходит наблюдение за ребенком в группе – за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима – которое позволяет создать первоначальное общее представление о ребенке.

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком, нельзя приводить его на обследование против воли, принуждать его к выполнению заданий, так как это затруднит ход исследования, диагностические данные не будут получены, а результаты не будут показательными.

Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его отношение к психологу, к ситуации обследования. Поэтому вначале надо дать ребенку возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к обстановке, затем предложить ему поиграть, и, не выходя из игровой ситуации, постепенно предлагать ему задания методик.

Доброжелательное отношение к ребенку, положительная оценка его личности и действий позволяют ребенку в большей степени раскрыть свои интеллектуальные возможности и особенности личности.

Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет важное значение, так как, чем подходящей обстановка тем свободней почувствует себя ребенок.

Перед началом обследования психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, и расположить его так, чтобы он не был виден ребенку. Обследование проводится за маленьким столом, ребенка не нужно сажать лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, рисовать или позаниматься. Выбор отмечается и дается соответствующая методика.

В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они наиболее трудны для детей, и, выполняя эти занятия, ребенок не должен быть уставшим. Для многих детей трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому таким детям словесные задания лучше предлагать в середине обследования, предварительно наладив с ним речевое общение.

В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут. По ходу обследования психолог должен вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые методики и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь. В случае утомления можно сделать перерыв и просто поговорить с ребенком или поиграть с ним и сделать некоторые физкультурные упражнения.

В процессе учебно-ознакомительной практики в МДОУ Детский сад №8  "Лесовичок", было проведено обследование 23-х дошкольников на предмет их готовности к школе.

Целью данного обследования является диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Объектом исследования является уровень интеллектуального развития детей 6-7 лет.

Предметом исследования являются показатели интеллекта, позволяющие прогнозировать школьную успешность будущего школьника.

Задачи обследования.

1.Провести анализ методик изучающих интеллектуальную готовность к обучению в школе.

2.С помощью диагностических методик исследовать интеллектуальную готовность ребенка к школе.

3.По результатам исследования определить интеллектуальную готовность ребенка к школе и по необходимости разработать коррекционные занятия.

Методы исследования.

В работе использовались следующие методики:

"Ориентировочный тест школьной зрелости И. Йирасека″

Тест предназначен для диагностики готовности детей к школьному обучению, позволяющий в сжатой форме получить картину психического развития ребенка. Используется как индивидуально, так и в группе. Тест состоит из трех заданий:

1)     рисование фигуры человека,

2)     срисовывание письменных букв,

3)     срисовывание группы точек.

Все задания данного графического теста направлены на определение:

              •развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки,

•уровня интеллектуального развития ребенка,

•умение подражать образцу,

•способности ребенка сосредоточенно работать, не отвлекаясь, над не очень интересным для него заданием. см. приложение А;В; рисунок 1

"Исследование вербального мышления"

Методика применяется для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при определении его готовности к школьному обучению. Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов. см. приложение C;

Методика "Исключение понятий";

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Испытуемому предлагается из пяти предложенных слов выделить четыре сходных между собой и объединить их одним словом, неподходящее слово исключить.

Методика "Узнавания фигур" и другие.

Методика позволяет определить развитие памяти. Испытуемому предлагаются 10 фигурок, через 30 сек. фигурки убираются, идет перечисление запомненных фигур.

В обследовании приняло участие 23 ребенка, все испытуемые обучались и воспитывались дошкольном учреждении №8 "Лесовичок". Результаты исследования были подвергнуты обработке и интерпретированию. см. таблица№1 – График результатов

 

Заключение.

В процессе учебно-ознакомительной практики теоретические знания были использованы на практике. По результатам проведенного психологического обследования на предмет готовности ребенка к школе выявлен:

- общий уровень знаний, умений и навыков,

- пространственные, цветовые и временные понятия,

- дана оценка общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний, - выявлен уровень развития социального развития качеств, связанных с общей осведомленностью и развитием мыслительных операций,

-оценка зрительной и смысловой памяти,

-мышление.

По итогам исследования сделана комплексная оценка (см. приложение D), которая позволяет получить конкретные результаты, что дало возможность спрогнозировать справится с учебой дошкольник или нет. По выводам даны рекомендации, на что нужно обратить внимание в коррекции готовности ребенка к школе.

Вследствие чего следует обратить внимание, на следующие аспекты, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе:

•Своевременно отмечать новообразования и изменения в психике ребенка соответствующие его возрасту, с целью проведения дальнейших развивающих и коррекционных занятий направленных на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

•Работу по подготовке детей вести опираясь на происхождение и формирование отдельных компонентов учебной деятельности.

•Также стоит уделять внимание умению ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данная способность связываться с навыком овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

•При подготовке будущего школьника необходимо учитывать особенности психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

•Своевременно выявлять детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними дополнительной развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

•Развивать способности детей проявляющих признаки одаренности.

•Распределение будущих первоклассников по классам с программным обучением в соответствии с их уровнем развития – это позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

  Он ел суп

 

 

 

• • •

• • •

• • •

  •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

Приложение B

 

 

 

 

Приложение C

 

1.      Какое животное больше лошадь или собака?

2.      Утром завтракаем, а в полдень…?

3.      Днем светло, а ночью…?

4.      Небо голубое, а трава…?

5.      Черешни, груши, сливы, яблоки…это что?

6.      Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаумы?

7.      Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск?

8.      Который час?

9.      Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …, маленькая овечка - …?

10. Собака больше похожа на кошку или курицу?

11. Почему во всех автомобилях есть тормоза?

12. Чем похожи между собой молоток и топор?

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они были здесь на столе?

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание…это?

Информация о работе Психологическое индивидуальное обследование ребенка на предмет готовности к школе