Психологический облик предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Мотивы предпринимательской деятельности.…………………………5

2.Психологический облик предпринимателя …………………….……7

Заключение………………………………………………………………..9

Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.70 Кб (Скачать)

     Введение……………………………………………………………………3

     1.Мотивы предпринимательской деятельности.…………………………5

     2.Психологический облик предпринимателя …………………….……7   

     Заключение………………………………………………………………..9

     Список  литературы………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

     Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Мотивы предпринимательской деятельности.

     Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская

     деятельность  направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

     С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

     Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира

     предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут  быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

     Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции. 
 
 
 
 
 

     2. Психологический облик предпринимателя

        Первой серьезной попыткой определить  психологический облик предпринимателей  явились работы Дэвида С. Макклелланда. Исследования Макклелланда проходили в три этапа и носили экспериментальный характер, основываясь на концепции мотивации достижения, обусловливающей определенный набор поведенческих характеристик и личностных свойств.    Ситуацию, в которой анализируется агрегированный индекс, Макклелланд охарактеризовал следующим образом:

        – в ней существуют определенные  стандарты качества;

        – исход решения задач оценивается  по этим стандартам;

        – исход решения может быть  успешным или неуспешным;

        – человек воспринимает свою  ответственность за исход.

        В такой ситуации и разворачивается  данный мотивационный процесс,  на который оказывают влияние  ситуационные детерминанты. Людям с мотивом стремления к успеху, по мнению Макклелланда, свойственны следующие особенности:

        – ситуация достижения как  привлекающий фактор;

        – уверенность в успешном исходе;

        – активный поиск информации  для суждения о своих успехах;

        – готовность принять ответственность  и решительность в неопреде-

     ленных  ситуациях;

        – большая настойчивость при  стремлении к цели;

        – получение повышенного удовольствия  от интересных задач;

        – желание делать более или  менее сложную, но реально выполнимую

     работу; отсутствие энтузиазма к сверхсложным или простым задачам;

        – способность не теряться  в ситуациях соревнования или  проверки

     способностей;

        – стремление к разумному риску;

        – средний, реалистический уровень  притязаний;

        – большое упорство при столкновении  с препятствиями;

        – повышение уровня притязаний  после успеха и понимания после неудачи.   

     Второе  направление в изучении важнейших, психологических характеристик предпринимателя было связано с разработанной в 60-е    годыв США методикой Дж. Роттера так называемой шкалой локуса контроля. Теория Дж. Роттера, до сих пор широко применяемая в американской       

     психологии, рассматривала локализацию контроля над значимым для него событием любым  индивидом как экстернальную (внешнюю) или интернальную (внутреннюю). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил – случая, судьбы, “божьей воли”, других людей и т.д. Во втором – он понимает значимые для него события как результат его собственного поведения и относительно постоянных характеристик. Дж. Роттер предполагал, вслед за Д. Макклелландом и Дж. Аткинсоном, что люди с интернальным локусом контроля имеют большую необходимость достижения. Его работы и поздние исследования других психологов определили предпринимателя как интернала с высокой мотивацией достижения.

        Третье основополагающее направление  в психологическом изучении предпринимателей связано с рассмотрением риска. Практически все известные к настоящему моменту определения предпринимателя включают в себя риск. Причем понятие бремени риска предпринимателем долгое время было предметом изучения экономистов. Одним из основных исследователей этого аспекта был Ф. Найт и его знаменитая работа “Риск, неопределенность и прибыль”. Предпринимательская функция, по мнению многих исследователей, изначально содержала измерение риска и принятие риска.    Два из самых важных моментов в принятии решения стать предпринимателем включают в себя понимание степени риска и понимание возможности неудачи, ассоциируемой с финансовым неуспехом предприятия. Становясь предпринимателем, индивид рискует своим финансовым благополучием, возможностями карьеры, семейными отношения- ми и т.д. Более того, неудача в организации предприятия (например,финансовая) становится впоследствии неудачей индивидуальной и тем самым может иметь серьезные эмоциональные последствия разруши тельного характера. Предприниматель анализирует все возможные риски, связанные с его специфическими деловыми предложениями, и потом определяет, хочет ли он взять их на себя.

        Предпринимательский риск имеет,  как правило, три составляющие:

        – общую склонность к риску  предпринимателя;

        – понимание возможности неудачи  специфического предприятия;

        – понимание последствий неудач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Эффективные меры государственного регулирования  экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его. Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего экономических и законодательных) оказались:

     -перевод  капиталовложений и прибыли из  России в зарубежные страны;

     -не  денежные формы расчетов;

     Традиционные  меры государственного воздействия  и российское законодательство оказались в этом отношении неэффективными. Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба — в зачаточном состоянии.

       Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства.

     Далее. Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя существованию сверх монополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны. Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство резервирует за собой следующие важные функции: координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным ресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, что направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов русло);

Информация о работе Психологический облик предпринимателя