Психологические теории Зигмунда Фрейда, объясняющие девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:16, доклад

Краткое описание

Впервые понятие «влечение» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности». Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов без участия сознательного размышления. Они представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: позитивно-экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос).

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный институт психологии и социальной работы


Факультет прикладной психологии

 

 

 

 

 

Доклад по дисциплине:

Психологическое консультирование личностей  с девиантным поведением

на тему:

Психологические теории Зигмунда Фрейда, объясняющие

девиантное поведение

 

 

 

 

 

                                     

                                             Выполнила студентка 4 курса

                                                                           Дневной формы обучения

Карева Анастасия Михайловна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Теория влечений, структурная теория и теория защит

Зигмунда Фрейда


 

Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни.

Впервые понятие «влечение» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности». Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов без участия сознательного размышления. Они представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: позитивно-экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос). Эти две энергии, которые Фрейд также называет «Инстинктом жизни» и «Инстинктом смерти», стараются реализовать себя, не взирая ни на какие внешние обстоятельства.

Основной мотивационной  доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Влечение к  жизни – понятие, обозначаемое термином «Эрос», – комплекс влечений, включающий сексуальные влечения и влечения к самосохранению (Инстинкт самосохранения).

В теории влечений Фрейд противопоставил влечения к жизни – влечению к смерти.

Влечение к смерти (Инстинкт смерти) – понятие для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением.

Представления Фрейда о  конфликтной, агрессивной природе  человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Ид», «Эго» и «Супер-Эго»).

Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» - наиболее ранняя структура  личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в  расчет окружающих людей.

Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и  Танатоса, которая обусловливает  сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком  энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

«Сверх-Я» - это своеобразное отражение  социального мира в психике человека, вместилище социальных правил и норм, моральных запретов и религиозных  установлений. Три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

В то время как «Оно» рождается  вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается  постепенно путем воспитания (формируясь на основе ценностей родителей). «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).

Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я». «Я» формируется уже тогда, когда ребенок начинает отделять себя от общей среды и ощущать собственное тело. «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога). Функция «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире, при этом «Я» старается примирить «Оно» и «Сверх-Я», т.е. примирить желания и моральные нормы.

Еще одна важная функция  «Я» – механизм психологической  защиты, посредством которой слишком  строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет  достигнуто без чувства вины.

Психологическая защита – это система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

Защитные механизмы  обладают двумя очень важными  чертами:

  • отрицают, искажают или разрушают реальность;
  • действуют бессознательно, т.е. автоматически и молниеносно.

Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд выделял: «вытеснение» (подавление влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательного), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных представлений, желаний, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «замещение» (направление энергии влечения на более безопасный объект), «рационализацию» (стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную).

Фрейд рассматривал человека, как существо, стремящееся к снятию напряжения, и утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и каждый время от времени прибегает к ним. В тех случаях, когда с помощью защит не удается снизить напряжение, возникают неврозы – расстройства нормальной психической деятельности. Отсюда могут вытекать различные негативные последствия: агрессивное, суицидальное, зависимое поведение, сексуальные отклонения. Всё это называется девиантным поведением.

Девиантное поведение  возникает в результате конфликта  между  «Сверх-Я» и «Оно» или «Я» и «Оно».

Как правило, «Я» оказывается слабее «Оно», поэтому «Я» преобразовывает желания «Оно» в действия так, как будто эти желания являются его собственными желаниями. Агрессия, анормальное поведение возникают, когда «Сверх-Я» – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами «Оно». Этот конфликт разрушает защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание.

Также подавление, вытеснение либидо ведет к изменениям обычного поведения человека. Если он не способен сублимировать сексуальные и агрессивные энергии в социально-приемлемые формы активности, например, в творчество, то эти бессознательные инстинкты выливаются в девиации.

 Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, и когда поведение, маскирующее тревогу, является (само)- и разрушительным в широком смысле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008
  2. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2006

Интернет-источники:

  1. http://psyera.ru/zigmund-freid-bio.htm
  2. http://www.psychologos.ru/Зигмунд_Фрейд
  3. http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2109/p7.php
  4. http://psyera.ru/zigmund-freid-bio.htm

 

 


Информация о работе Психологические теории Зигмунда Фрейда, объясняющие девиантное поведение