Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 02:16, доклад
Впервые понятие «влечение» Фрейд использовал в «Трех очерках по теории сексуальности». Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов без участия сознательного размышления. Они представляют собой сочетание двух базовых психических «энергий»: позитивно-экспансивных (Эрос) и разрушительных (Танатос).
Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Факультет прикладной психологии
Доклад по дисциплине:
Психологическое консультирование личностей с девиантным поведением
на тему:
Психологические теории Зигмунда Фрейда, объясняющие
девиантное поведение
Выполнила студентка 4 курса
Карева Анастасия Михайловна
Санкт-Петербург
2012
Теория влечений, структурная теория и теория защит
Зигмунда Фрейда
Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни.
Впервые понятие «влечение» Фрейд испол
Основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.
Влечение к жизни – понятие, обозначаемое термином «Эрос», – комплекс влечений, включающий сексуальные влечения и влечения к самосохранению (Инстинкт самосохранения).
В теории влечений Фрейд противопоставил влечения к жизни – влечению к смерти.
Влечение к смерти (Инстинкт смерти) – понятие для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением.
Представления Фрейда о конфликтной, агрессивной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Ид», «Эго» и «Супер-Эго»).
Вместилищем первичных (врожденных) влечений является «Оно» - наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.
Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.
«Сверх-Я» - это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил и норм, моральных запретов и религиозных установлений. Три функции «Сверх-Я»: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.
В то время как «Оно» рождается вместе с ребенком, «Сверх-Я» развивается постепенно путем воспитания (формируясь на основе ценностей родителей). «Оно» эгоистично, «Сверх-Я» ориентировано на общество. «Оно» и «Сверх-Я» пребывают в постоянном напряженном конфликте, который отражает конфликт общества и индивида (чтобы жить в обществе, человеку приходится ограничивать себя во многих желаниях).
Однако ни «Оно», ни «Сверх-Я» не могут проявить себя непосредственно. Свое объективное существование они получают через «Я». «Я» формируется уже тогда, когда ребенок начинает отделять себя от общей среды и ощущать собственное тело. «Я» находится под давлением как «Оно» (что проявляется в желаниях, вспышках агрессии, невротических симптомах), так и «Сверх-Я» (чувство вины, депрессия, тревога). Функция «Я» заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире, при этом «Я» старается примирить «Оно» и «Сверх-Я», т.е. примирить желания и моральные нормы.
Еще одна важная функция «Я» – механизм психологической защиты, посредством которой слишком строгое «Сверх-Я» может быть обмануто, а удовлетворение потребностей будет достигнуто без чувства вины.
Психологическая защита – это система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.
Защитные механизмы обладают двумя очень важными чертами:
Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд выделял: «вытеснение» (подавление влечений и переживаний, создающих угрозу для самосознания и вытеснение их в сферу бессознательного), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных представлений, желаний, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «замещение» (направление энергии влечения на более безопасный объект), «рационализацию» (стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную).
Фрейд рассматривал человека, как существо, стремящееся к снятию напряжения, и утверждал, что защитные механизмы действуют на подсознательном уровне, и каждый время от времени прибегает к ним. В тех случаях, когда с помощью защит не удается снизить напряжение, возникают неврозы – расстройства нормальной психической деятельности. Отсюда могут вытекать различные негативные последствия: агрессивное, суицидальное, зависимое поведение, сексуальные отклонения. Всё это называется девиантным поведением.
Девиантное поведение возникает в результате конфликта между «Сверх-Я» и «Оно» или «Я» и «Оно».
Как правило, «Я» оказывается слабее «Оно», поэтому «Я» преобразовывает желания «Оно» в действия так, как будто эти желания являются его собственными желаниями. Агрессия, анормальное поведение возникают, когда «Сверх-Я» – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами «Оно». Этот конфликт разрушает защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание.
Также подавление, вытеснение либидо ведет к изменениям обычного поведения человека. Если он не способен сублимировать сексуальные и агрессивные энергии в социально-приемлемые формы активности, например, в творчество, то эти бессознательные инстинкты выливаются в девиации.
Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации. Фрейд в более поздних работах рассматривал психопатологию как состояние, при котором защиты не работают, когда тревога ощущается, несмотря на привычные средства борьбы с ней, и когда поведение, маскирующее тревогу, является (само)- и разрушительным в широком смысле.
Список литературы:
Интернет-источники:
Информация о работе Психологические теории Зигмунда Фрейда, объясняющие девиантное поведение