Психологические свойства и интегральные характеристики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Психология вступает сейчас в тот этап своего развития, когда все более отчетливее становится потребность перехода от аналитического изучения отдельных психических функций, процессов и состояний к синтезу накапливаемых данных, к раскрытию интегральных качеств человека, к пониманию его как целостности.
При этом в изучении человека как целого намечаются различные пути. В одних случаях предпринимаются попытки психические свойства и процессы, которые прежде изучались изолированно, рассмотреть в их взаимосвязях, т.е. представить их как некоторую единую систему. В роли целого здесь выступает индивид; его психологические качества рассматриваются в единстве с биологическими и социальными.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(ЮЗГУ)

Кафедра психологии и педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Психологические свойства и интегральные характеристики человека» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                                                       ст-ка гр. УИ-81

                                                                                                                                Григорьева С.  

Проверила :                                                                                                        проф., к.х.н., д.п.н.

                                                                                                                               Харзеева С. Э. 
 
 
 
 
 

Курск 2010

 

Содержание

 

Введение

 

     Психология  вступает  сейчас в тот этап своего развития, когда все более отчетливее становится потребность перехода от аналитического изучения отдельных психических функций, процессов и состояний к синтезу накапливаемых данных, к  раскрытию интегральных качеств человека, к пониманию его как целостности.

     При этом в изучении человека как целого намечаются различные пути. В одних случаях предпринимаются попытки психические свойства  и процессы, которые прежде изучались изолированно, рассмотреть в их взаимосвязях, т.е. представить их как некоторую единую систему. В роли целого здесь выступает индивид; его психологические качества рассматриваются в единстве с биологическими и социальными.

     В других акцент делается на сравнительном  изучении психологических характеристик  разных типов людей, выявлении различий  между ними и определении специфических  психологических особенностей  каждого. Главной здесь по преимуществу является проблема психологии индивидуальности.

     Наконец, в третьих, подход к выявлению  интегральных качеств человека нацелен  на изучение личности.

     Таким образом, когда речь идет о человеке как целостности, имеются в виду разные ее аспекты: в одних случаях- индивид, в других- индивидуальность ( и тип), в третьих- личность. Конечно, все эти аспекты взаимосвязанны , но не тождественны.

     Важнейшая теоретическая задача состоит в  том, чтобы вскрыть объективные  основания тех интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. 

1. Психологические  свойства психики

1.1 Основные функции психики

 

     Можно выделить 3 основные функции психики:

  1. отражение воздействий окружающего мира;
  2. осознание человеком своего места в окружающем мире;
  3. регуляция поведения и деятельности.
 

     1. Отражение воздействий окружающей действительности.

     Психическое отражение действительности имеет  свои особенности.

     Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

     Во-вторых, при психическом отражении объективной  действительности любое внешнее  воздействие (т. е. воздействие объективной  действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

     В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

     Субъективность  психического отражения, характерное  для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

       2. Регуляция поведения и деятельности.

     Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.1

     3. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

     Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

     С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как  личность, наделенную определенными  индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

1. 2 Структура психики

     Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

     В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических  явлений, а именно:

     1) психические процессы

     2) психические состояния

     3) психические свойства.

     Психические процессы — динамическое отражение  действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

     Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

     В структуре психики различные  процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление  различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

     Под психическим состоянием, входящим в  структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

     Каждый  человек ежедневно испытывает различные  психические состояния; При одном  психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

     Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.),

     Наиболее  изученными являются:

     1) общее психическое состояние,  например внимание, проявляющееся  на уровне активной сосредоточенности  или рассеянности.

     2) эмоциональные состояния или  настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное«печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

     Высшими и устойчивыми регуляторами психической  деятельности являются свойства личности.

     Под психическими свойствами человека следует  понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

     Свойства  личности многообразны, и их нужно  классифицировать в соответствии с  группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

     Психические свойства не существуют вместе, они  синтезируются и образуют сложные  структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

     1) жизненную позицию личности (систему  потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

     2) темперамент (систему природных  свойств личности — подвижность,  уравновешенность поведения и  тонус активности,- характеризующую  динамическую сторону поведения);

     3) способности (систему интеллектуально  волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

     4) характер как систему отношений  и способов поведения.2

 

2. Интегрированные характеристики человека

2.1 Определение темперамента

 

     Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

2.1.2 Учение о темпераменте

 

     Учение  о темпераменте возникло еще в  древности. Врачи Гиппократ, а затем  Гален, сделали попытку объяснить  индивидуальные особенности поведения  людей. Гиппократ (V в. до н.э.) считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить их. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял И.П. Павлов. Он предположил, что темперамент зависит от особенностей высшей нервной деятельности человека. Этими особенностями являются: во-первых, сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, т.е. вырабатывать условные связи; во-вторых, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, их определенный баланс между собой; в-третьих, подвижность - способность нервных процессов быстро сменять друг друга. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств. И.П. Павлов пришел к выводу, что в основе: каждого из четырех видов темпераментов лежит то или иное соотношение данных особенностей, которое было названо типом высшей нервной деятельности. Приведенная таблица выражает принятую классификацию темпераментов с типами высшей нервной деятельности.  
 

     Темперамент - психическое свойство, особенности  которого зависят от условий жизни  и деятельности конкретного человека. Поэтому характеристика не исчерпывается  простым указанием на тип ВНД  свойственного для данного темперамента.

Информация о работе Психологические свойства и интегральные характеристики человека