Психологические проблемы умирания и смерти

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие психологических проблем, с которыми приходится столкнуться не только умирающему, но и вообще любому человеку, который оказывается перед лицом смерти. В соответствии с целью работы мы поставили следующие задачи:
проанализировать теоретический материал по теме;
рассмотреть ряд факторов, формирующих наше отношение к смерти и умирающим людям;
рассмотреть психологические проблемы, испытываемые людьми во время развития смертельных болезней;
изучить методы работы с психологическими проблемами смерти и умирания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..4
1. Отношение к смерти с точки зрения психологии, культурологии и религии.………………..………………………………………………………………….4
2. Психологические проблемы смерти и умирания……………………………11
3. Психологическая помощь умирающим людям и их родным………………19
Заключение………………………………………………………………….……..26
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Хлопенова В.Н.Возрастная психология.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Все люди, жившие на Земле  до нас, живущие рядом с нами, и  те, кто будут жить после нас, умерли или умрут. Поэтому что это  значит: "Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима"? Мы что - никогда не умрем? Это вряд ли. Значит, нет и повода для беспокойства. Как раз наоборот, какой бы путь мы ни избрали: позитивный (стремление к наслаждению), негативный (избегание страданий), на любом из них мы достигнем желанного результата - умрем. Обязательно. По этому поводу можно даже не переживать. Остается только успокоиться и постараться обеспечить себе процесс качественного умирания на протяжении всей своей жизни, а не оставлять все для последних минут и секунд.

3. Психологическая  помощь умирающим людям и их  родным

Всю жизнь человек  сталкивается с событиями, которые  формируют его отношение к  смерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают  дома и в средствах массовой информации. Аварии, болезни и т.д. Восприятие подобных событий влияет на отношение общества к смерти.

В отношении к смерти людей, смертельно или тяжелобольных  и близких этих людей, велика потребность  в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются в помощи эмоциональной, психологической. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Умереть – значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченными те дела, которые хотелось бы довести до конца.

В последнее время  темы умирания и смерти рассматриваются  в многочисленных книгах, научных работах, журналах, передачах радио и телевидения. Так в  документальном фильме “Еще 16 дней...” рассказывается об одной из пяти лондонских клиник для умирающих, хосписе Святого Христофора. В этой клинике со времени ее открытия в 1967 г. умерли 1600 пациентов. Людям, которых привозят сюда, остается жить только 16 дней – отсюда название фильма.

Это больные, которым  уже не может быть оказана врачебная  помощь. Врачи, сестры, духовные лица и  добровольные помощники, сотрудничающие в клинике, стремятся помочь умирающим: облегчить им умирание, освободить их от боли и страха смерти. Выполнение этой трудной задачи требует большого самопожертвования, терпения и любви. Зрители фильма переживают мирную смерть тяжелобольного – умирающего не в одиночестве, а, напротив, в окружении жены и детей. Члены семьи дают умирающему чувство, что он не оставлен в одиночестве; они помогают ему выстоять в этой жизненной ситуации. Фильм показывает, что помощь при умирании есть последняя помощь в жизни: свою жизнь люди проживают вместе, так же они должны и проводить умирающего в его смерть. Умирающий должен иметь возможность выразить свои чувства; он должен знать, что его не оставили одного. Если члены его семьи и лица, ухаживающие за ним, отказываются помогать ему, понимать его и вместе с ним преодолевать его беспокойство и страх, то они могут оставить больного в полном одиночестве. Умирающий может с глубоким разочарованием заметить, что его начали считать мертвым раньше, чем он в действительности умрет.

Помочь умирающему пациенту часто не удается. Причины этого таковы, что даже стремящийся к помощи человек может не обладать необходимыми предпосылками, которые позволили бы ему быть рядом с умирающим на столь тяжелом этапе его жизни. Уже в школе и затем в христианских общинах следовало бы, поэтому постоянно стремиться подготовить людей к оказанию подобной помощи.

Важными предпосылками  для этого являются:

– наблюдение, что умирающие (кроме тех, кто умирает мгновенной смертью), примиряются с фактом своей смерти на различных стадиях умирания;

– способность вникнуть в мир чувств умирающего пациента и прислушаться к нему, а также

– готовность следить  за собственным поведением при общении  с больным. В данной главе предлагаются избранные тексты, содержащие указания, которые могут помочь при сопровождении умирающего.

Помощь умирающему человеку – его поддержка. Когда в жизнь человека входит смерть одного из его близких людей, большинство людей испытывают беспомощность и отчаяние. Как можно помочь умирающему больному? Достаточно ли помощи врача и квалифицированного ухода медицинской сестры? Какую роль играет при этом вера? Как человек, называющий себя христианином, может помочь другому человеку умереть достойно? Информация по этим вопросам содержится в книге митрополита Антония Сурожского "Жизнь, болезнь, смерть".

Формы помощи умирающему.

Одна из первых форм помощи умирающему человеку состоит в хорошем уходе за ним. При этом имеется в виду не только профессиональная и техническая сторона дела.

Наряду с профессионализмом речь идет о человеческих аспектах такого ухода. Нередко от тех, кто ухаживает за больными, приходится слышать, что они хотели бы посвятить этой стороне дела больше времени и внимания, но времени на это у них не хватает... Человеческие аспекты ухода чаще по-настоящему воплощаются именно тогда, когда больной находится у себя дома, хотя домашний уход может быть не столь профессиональным. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется: как заметила Э. Кюблер-Росс, "пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице..."

Второй способ помощи умирающему человеку состоит в преодолении физических страданий и боли. С помощью медикаментов врач может преодолеть или значительно ослабить практически любую боль, и это очень важно для больного... Еще более мучительными, чем физическая боль, могут быть эмоциональные страдания, вызванные предстоящим прощанием и расставанием с любимыми людьми. Поэтому очень важной формой помощи умирающему больному является попытка в, возможно, большей степени уловить и принять на себя эти страдания, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности. Менее правильной является такая форма помощи умирающему, когда его “защищают”, скрывая от него печальную правду о его состоянии.

Четвертая форма помощи состоит в назначении врачом психотропных (успокоительных или возбуждающих) средств. Их применение позволяет в дальнейшем перейти к действительно глубокому, внутреннему преодолению эмоциональных проблем, перед которыми больной стоит на последнем этапе своей жизни. Бывает, что помощь умирающему требует отказа от попыток продлить его жизнь на еще некоторое время. В некоторых случаях процесс умирания длится очень долго, так долго, что возникает опасность, что больной будет уже не в состоянии справиться с таким положением из-за утомительности процесса. В такой ситуации может оказаться вполне этичным (нравственным) взять на себя ответственность и отказаться от борьбы с одним из периодически возникающих смертельно опасных осложнений в ходе болезни, следствием чего будет приближение смерти больного. Как мы еще увидим, в интересах больного может быть разрешено и даже сочтено необходимым дать больному умереть от

одного из таких осложнений.

Применение пассивной  эвтаназии

(а речь идет именно  о ней) в опре-

деленных случаях может  считать-

ся одной из форм помощи умира-

ющему.

Поддержка умирающего

...Психологическая поддержка  умира-

ющего как оптимальная  форма помо-

щи состоит в том, что

1. с больным говорят  о смертельном

характере его болезни  и связанных с

этим чувствах неуверенности, стра-

ха, упрямства, одиночества и скорби;

2. создаются такие  взаимоотноше-

ния с больным, при  которых с ним ве-

дется честный, открытый разговор,

благодаря которому мы оказываемся

в состоянии помочь больному на лич-

ностном, прежде всего  эмоциональ-

ном уровне справиться со своим уми-

ранием и умереть  своей собственной

смертью;

Многие придерживаются мнения, что

если больной пытается обойти про-

блему своей смерти, то его отчужде-

ние и глубокое одиночество  усилива-

ются.

Такой взгляд подробно разработан в

“Смерти Ивана Ильича”  Л. Н. Толсто-

го. Больные часто ощущают  себя от-

чужденными от семьи, если семья не

говорит им правды – правды, которая

придаст им мужества. Такие  врачи,

как Вайсман и Хакетт из Гарвардско-

го университета считают, что челове-

ческая близость и  тепло – единствен-

ное лекарство для  умирающего, по-

скольку умирание – труд, который

совершается в одиночестве.

Всем этим мы вовсе  не хотим сказать,

что врач должен в откровенной  фор-

ме заявить больному, что он болен

смертельной, неизлечимой  болезнью

и что он будет “освобожден” в тече-

ние месяца. У правды много  лиц; каж-

дое из них выступает  тогда, когда оно

нужно. Правда при таких  обстоятель-

191

ствах не должна лишать больного

последнего луча надежды. Надежда

на улучшение никогда  не исчезает со-

всем, даже тогда, когда излечение не-

возможно... Правда и надежда  не ис-

ключают друг друга...

Вайсман и Хакетт считают, что боль-

ной, даже не узнавая ничего нового,

часто замечает, что его  семья неиск-

ренна с ним, вследствие чего ему при-

ходится затрачивать  значительную

часть своей энергии  на защиту чувств

своих близких, вместо того чтобы по-

ложиться на их поддержку. Если зна-

ния о смерти полностью  отстранены

от больного, это лишает его напол-

ненных смыслом отношений  к себе

самому, к своей семье  и другим лю-

дям, которые что-либо значат для

него.

Если больной не знает  правды и не

разделяет это знание с другими людь-

ми, посещающими его, у  него не мо-

жет возникнуть с ними чувства общ-

ности. Большинству из нас уже при-

ходилось переживать ситуации, в ко-

торых умирающий больной не знал

правду о своем состоянии  и наши от-

ношения к нему могли  иметь только

поверхностный характер.

Л. Н. Толстой поднял эту  проблему в

“Смерти Ивана Ильича”: “Главное

мучение Ивана Ильича была ложь –

... то, что не хотели  признаться в том,

что все знали и он знал, а хотели лгать

над ним по случаю его  ужасного по-

ложения и его самого заставляли при-

нимать участие в  этой лжи... И жить

так на краю погибели надо было од-

ному, без одного человека, который

бы понял и пожалел  его.”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Депрессия

болезненное состояние  тоски, подавленности, безысходного отчаяния, свойственное ряду психических заболеваний. Нередко депрессия возникает как реакция на тяжёлую жизненную ситуацию.

2

Жизнь

высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, возникающая при определённых условиях в процессе развития этой материи.

3

Клиническая смерть

состояние организма, характеризующееся  отсутствием внешних признаков  жизни (сердечной деятельности и дыхания). Во время клинической смерти функции центральной нервной системы угасают, однако в тканях ещё сохраняются обменные процессы.

4

Отрицание реальности

психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что  различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им.

5

Протест

(от латин. protesto - букв. гласно заявляю). Категорическое возражение против чего-либо, решительное заявление о несогласии с чем-нибудь, о нежелании чего-нибудь.

6

Реинкарнация

(лат. reincarnation «повторное  воплощение»). Религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое

7

Смерть

прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни.

8

Смирение

такое состояние человека, при котором он принимает все происходящее вне себя без всякой критики, не пытаясь что-либо изменить

9

Старение

закономерно возникающие  в процессе развития особи возрастные изменения, начинающиеся задолго до старости и приводящие к постепенно нарастающему сокращению приспособительных возможностей организма.

10

 

 

Страх

эмоция, возникающая в  ситуациях угрозы биологическому или  социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

11

Сублимация

(от лат. sublimo – возвышаю) – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные) объекты.

12

Танатология

(от греч. thánatos - смерть  и... логия), раздел медико-биологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти, клинико-морфологические проявления и динамику умирания (танатогенез).

13

Умирание

Процесс перехода материи  из живого состояние в неживое.

Информация о работе Психологические проблемы умирания и смерти