Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа
Целью работы является раскрытие психологических проблем, с которыми приходится столкнуться не только умирающему, но и вообще любому человеку, который оказывается перед лицом смерти. В соответствии с целью работы мы поставили следующие задачи:
проанализировать теоретический материал по теме;
рассмотреть ряд факторов, формирующих наше отношение к смерти и умирающим людям;
рассмотреть психологические проблемы, испытываемые людьми во время развития смертельных болезней;
изучить методы работы с психологическими проблемами смерти и умирания.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………..4
1. Отношение к смерти с точки зрения психологии, культурологии и религии.………………..………………………………………………………………….4
2. Психологические проблемы смерти и умирания……………………………11
3. Психологическая помощь умирающим людям и их родным………………19
Заключение………………………………………………………………….……..26
Глоссарий………………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………….30
Все люди, жившие на Земле до нас, живущие рядом с нами, и те, кто будут жить после нас, умерли или умрут. Поэтому что это значит: "Программа стать счастливым, к которой нас принуждает принцип удовольствия, неисполнима"? Мы что - никогда не умрем? Это вряд ли. Значит, нет и повода для беспокойства. Как раз наоборот, какой бы путь мы ни избрали: позитивный (стремление к наслаждению), негативный (избегание страданий), на любом из них мы достигнем желанного результата - умрем. Обязательно. По этому поводу можно даже не переживать. Остается только успокоиться и постараться обеспечить себе процесс качественного умирания на протяжении всей своей жизни, а не оставлять все для последних минут и секунд.
Всю жизнь человек сталкивается с событиями, которые формируют его отношение к смерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают дома и в средствах массовой информации. Аварии, болезни и т.д. Восприятие подобных событий влияет на отношение общества к смерти.
В отношении к смерти людей, смертельно или тяжелобольных и близких этих людей, велика потребность в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются в помощи эмоциональной, психологической. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных и близких. Умереть – значит прекратить чувствовать, покинуть любимых людей, оставить незаконченными те дела, которые хотелось бы довести до конца.
В последнее время темы умирания и смерти рассматриваются в многочисленных книгах, научных работах, журналах, передачах радио и телевидения. Так в документальном фильме “Еще 16 дней...” рассказывается об одной из пяти лондонских клиник для умирающих, хосписе Святого Христофора. В этой клинике со времени ее открытия в 1967 г. умерли 1600 пациентов. Людям, которых привозят сюда, остается жить только 16 дней – отсюда название фильма.
Это больные, которым уже не может быть оказана врачебная помощь. Врачи, сестры, духовные лица и добровольные помощники, сотрудничающие в клинике, стремятся помочь умирающим: облегчить им умирание, освободить их от боли и страха смерти. Выполнение этой трудной задачи требует большого самопожертвования, терпения и любви. Зрители фильма переживают мирную смерть тяжелобольного – умирающего не в одиночестве, а, напротив, в окружении жены и детей. Члены семьи дают умирающему чувство, что он не оставлен в одиночестве; они помогают ему выстоять в этой жизненной ситуации. Фильм показывает, что помощь при умирании есть последняя помощь в жизни: свою жизнь люди проживают вместе, так же они должны и проводить умирающего в его смерть. Умирающий должен иметь возможность выразить свои чувства; он должен знать, что его не оставили одного. Если члены его семьи и лица, ухаживающие за ним, отказываются помогать ему, понимать его и вместе с ним преодолевать его беспокойство и страх, то они могут оставить больного в полном одиночестве. Умирающий может с глубоким разочарованием заметить, что его начали считать мертвым раньше, чем он в действительности умрет.
Помочь умирающему пациенту часто не удается. Причины этого таковы, что даже стремящийся к помощи человек может не обладать необходимыми предпосылками, которые позволили бы ему быть рядом с умирающим на столь тяжелом этапе его жизни. Уже в школе и затем в христианских общинах следовало бы, поэтому постоянно стремиться подготовить людей к оказанию подобной помощи.
Важными предпосылками для этого являются:
– наблюдение, что умирающие (кроме тех, кто умирает мгновенной смертью), примиряются с фактом своей смерти на различных стадиях умирания;
– способность вникнуть в мир чувств умирающего пациента и прислушаться к нему, а также
– готовность следить за собственным поведением при общении с больным. В данной главе предлагаются избранные тексты, содержащие указания, которые могут помочь при сопровождении умирающего.
Помощь умирающему человеку – его поддержка. Когда в жизнь человека входит смерть одного из его близких людей, большинство людей испытывают беспомощность и отчаяние. Как можно помочь умирающему больному? Достаточно ли помощи врача и квалифицированного ухода медицинской сестры? Какую роль играет при этом вера? Как человек, называющий себя христианином, может помочь другому человеку умереть достойно? Информация по этим вопросам содержится в книге митрополита Антония Сурожского "Жизнь, болезнь, смерть".
Формы помощи умирающему.
Одна из первых форм помощи умирающему человеку состоит в хорошем уходе за ним. При этом имеется в виду не только профессиональная и техническая сторона дела.
Наряду с профессионализмом речь идет о человеческих аспектах такого ухода. Нередко от тех, кто ухаживает за больными, приходится слышать, что они хотели бы посвятить этой стороне дела больше времени и внимания, но времени на это у них не хватает... Человеческие аспекты ухода чаще по-настоящему воплощаются именно тогда, когда больной находится у себя дома, хотя домашний уход может быть не столь профессиональным. Нехватка профессионализма в этом случае компенсируется: как заметила Э. Кюблер-Росс, "пара ложек давно знакомого домашнего супа может быть полезней для больного, чем инъекция в больнице..."
Второй способ помощи умирающему человеку состоит в преодолении физических страданий и боли. С помощью медикаментов врач может преодолеть или значительно ослабить практически любую боль, и это очень важно для больного... Еще более мучительными, чем физическая боль, могут быть эмоциональные страдания, вызванные предстоящим прощанием и расставанием с любимыми людьми. Поэтому очень важной формой помощи умирающему больному является попытка в, возможно, большей степени уловить и принять на себя эти страдания, создавая вокруг умирающего атмосферу дружелюбия и сердечности. Менее правильной является такая форма помощи умирающему, когда его “защищают”, скрывая от него печальную правду о его состоянии.
Четвертая форма помощи состоит в назначении врачом психотропных (успокоительных или возбуждающих) средств. Их применение позволяет в дальнейшем перейти к действительно глубокому, внутреннему преодолению эмоциональных проблем, перед которыми больной стоит на последнем этапе своей жизни. Бывает, что помощь умирающему требует отказа от попыток продлить его жизнь на еще некоторое время. В некоторых случаях процесс умирания длится очень долго, так долго, что возникает опасность, что больной будет уже не в состоянии справиться с таким положением из-за утомительности процесса. В такой ситуации может оказаться вполне этичным (нравственным) взять на себя ответственность и отказаться от борьбы с одним из периодически возникающих смертельно опасных осложнений в ходе болезни, следствием чего будет приближение смерти больного. Как мы еще увидим, в интересах больного может быть разрешено и даже сочтено необходимым дать больному умереть от
одного из таких осложнений.
Применение пассивной эвтаназии
(а речь идет именно о ней) в опре-
деленных случаях может считать-
ся одной из форм помощи умира-
ющему.
Поддержка умирающего
...Психологическая поддержка умира-
ющего как оптимальная форма помо-
щи состоит в том, что
1. с больным говорят о смертельном
характере его болезни и связанных с
этим чувствах неуверенности, стра-
ха, упрямства, одиночества и скорби;
2. создаются такие взаимоотноше-
ния с больным, при которых с ним ве-
дется честный, открытый разговор,
благодаря которому мы оказываемся
в состоянии помочь больному на лич-
ностном, прежде всего эмоциональ-
ном уровне справиться со своим уми-
ранием и умереть своей собственной
смертью;
Многие придерживаются мнения, что
если больной пытается обойти про-
блему своей смерти, то его отчужде-
ние и глубокое одиночество усилива-
ются.
Такой взгляд подробно разработан в
“Смерти Ивана Ильича” Л. Н. Толсто-
го. Больные часто ощущают себя от-
чужденными от семьи, если семья не
говорит им правды – правды, которая
придаст им мужества. Такие врачи,
как Вайсман и Хакетт из Гарвардско-
го университета считают, что челове-
ческая близость и тепло – единствен-
ное лекарство для умирающего, по-
скольку умирание – труд, который
совершается в одиночестве.
Всем этим мы вовсе не хотим сказать,
что врач должен в откровенной фор-
ме заявить больному, что он болен
смертельной, неизлечимой болезнью
и что он будет “освобожден” в тече-
ние месяца. У правды много лиц; каж-
дое из них выступает тогда, когда оно
нужно. Правда при таких обстоятель-
191
ствах не должна лишать больного
последнего луча надежды. Надежда
на улучшение никогда не исчезает со-
всем, даже тогда, когда излечение не-
возможно... Правда и надежда не ис-
ключают друг друга...
Вайсман и Хакетт считают, что боль-
ной, даже не узнавая ничего нового,
часто замечает, что его семья неиск-
ренна с ним, вследствие чего ему при-
ходится затрачивать значительную
часть своей энергии на защиту чувств
своих близких, вместо того чтобы по-
ложиться на их поддержку. Если зна-
ния о смерти полностью отстранены
от больного, это лишает его напол-
ненных смыслом отношений к себе
самому, к своей семье и другим лю-
дям, которые что-либо значат для
него.
Если больной не знает правды и не
разделяет это знание с другими людь-
ми, посещающими его, у него не мо-
жет возникнуть с ними чувства общ-
ности. Большинству из нас уже при-
ходилось переживать ситуации, в ко-
торых умирающий больной не знал
правду о своем состоянии и наши от-
ношения к нему могли иметь только
поверхностный характер.
Л. Н. Толстой поднял эту проблему в
“Смерти Ивана Ильича”: “Главное
мучение Ивана Ильича была ложь –
... то, что не хотели признаться в том,
что все знали и он знал, а хотели лгать
над ним по случаю его ужасного по-
ложения и его самого заставляли при-
нимать участие в этой лжи... И жить
так на краю погибели надо было од-
ному, без одного человека, который
бы понял и пожалел его.”
Заключение
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Депрессия |
болезненное состояние тоски, подавленности, безысходного отчаяния, свойственное ряду психических заболеваний. Нередко депрессия возникает как реакция на тяжёлую жизненную ситуацию. |
2 |
Жизнь |
высшая, по сравнению с физической и химической, форма существования материи, возникающая при определённых условиях в процессе развития этой материи. |
3 |
Клиническая смерть |
состояние организма, характеризующееся отсутствием внешних признаков жизни (сердечной деятельности и дыхания). Во время клинической смерти функции центральной нервной системы угасают, однако в тканях ещё сохраняются обменные процессы. |
4 |
Отрицание реальности |
психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им. |
5 |
Протест |
(от латин. protesto - букв. гласно заявляю). Категорическое возражение против чего-либо, решительное заявление о несогласии с чем-нибудь, о нежелании чего-нибудь. |
6 |
Реинкарнация |
(лат. reincarnation «повторное воплощение»). Религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое |
7 |
Смерть |
прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни. |
8 |
Смирение |
такое состояние человека, при котором он принимает все происходящее вне себя без всякой критики, не пытаясь что-либо изменить |
9 |
Старение |
закономерно возникающие в процессе развития особи возрастные изменения, начинающиеся задолго до старости и приводящие к постепенно нарастающему сокращению приспособительных возможностей организма. |
10
|
Страх |
эмоция, возникающая в
ситуациях угрозы биологическому или
социальному существованию |
11 |
Сублимация |
(от лат. sublimo – возвышаю) – переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные) объекты. |
12 |
Танатология |
(от греч. thánatos - смерть и... логия), раздел медико-биологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти, клинико-морфологические проявления и динамику умирания (танатогенез). |
13 |
Умирание |
Процесс перехода материи из живого состояние в неживое. |
Информация о работе Психологические проблемы умирания и смерти