Психологические проблемы неполной семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:18, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3
Определение понятия “неполная семья”………………………………………………4
Типы неполных семей и источники их формирования…………………………….5
Психологические проблемы, возникающие в неполных семьях…………………..7
Заключение…………………………………………………………………………...12
Библиографический список…………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии семьи.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Социально-психологический  стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и  признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи

Педагогика оценивает  показатель идентификации детей  со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя.

В неполных семьях, где ребёнка воспитывает одна мать, дети очень часто испытывают трудности в общении со сверстниками, особенно с противоположным полом. Это зависит от того, что ребёнок общается только с одним родителем и не имеет возможности наблюдать взаимоотношения в семье мужчины и женщины.

В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Таким образом, воспитание детей в неполных семья, сопровождается множеством негативных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка.

Можно выделить шесть  наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребенок  и проблемы, связанные с ним,  выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстраненность матери  от собственно воспитательного  процесса и чрезмерная ориентация  на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам  ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение  к ребенку, проявляющееся то  в приступах чрезмерной любви,  то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери  сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстраненность матери  от ухода за ребенком и его  воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.

К условиям совершенствования  воспитания детей в неполных семьях можно отнести:

    • авторитет и личный пример матери (отца);
    • педагогический такт матери (отца);
    • культура быта в неполной семье;
    • знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
    • удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью);
    • определение родителями для себя потребности смысла жизни;
    • необходимость определения потребности достижения;
    • необходимость критики реализации определенной системы воспитания;
    • формирование определенных личностных качеств ребенка;

 

 

 

 

 

Заключение

 

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно  является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут  возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом  объективных трудностей, но, тем  не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно

Родителям очень важно  понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться  любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих  усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С 35.
  2. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980
  3. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. № 9.
  4. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я- мамин или папин? М., 1995.
  5. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. — Минск, 1999.
  6. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998
  7. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: учебник - М.: Юристь, 2001.
  8. Целуйко В.М. Неполная семья. — Волгоград, 2000.

 




Информация о работе Психологические проблемы неполной семьи