Психологические особенности управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:50, реферат

Краткое описание

Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно
осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения,
работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе
способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен
иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере
психологии.

Оглавление

1.Введение.-стр.1
2. Место психологии в процессе управления.-стр.2
3. Психология управления и её предмет изучения.-стр.2
4.Психолгический анализ управленческой деятельности.-стр.3
5.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору.-стр.5
6.Характер исполнителей и его формирование
руководителем.-стр.6
7.Заключение.-стр.10
8.Список дитературы.-стр.11

Файлы: 1 файл

Психологические особенности управленческой деятельности.docx

— 36.49 Кб (Скачать)

уточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех  или  иных

качеств  человека  в  его  работе.  Полезны  также  беседы  с   людьми,   не

добившимися успеха в данной профессии,  и  лицами,  только  приступившими  к

овладению  специальностью.  Они  помогают   выявить   особенности   процесса

формирования  умений  и  навыков,  а  также  трудности,  которые  при   этом

возникают.

 

 

      4.Психологические  требования, предъявляемые к руководителю  как к

                                организатору.

    Одно из первейших  требований к качествам  руководителя  составляет  его

умение создавать коллектив. От того, каким  будет  созданный  тем  или  иным

руководителем коллектив,  будут  зависеть  и  успехи  в  его  управленческой

деятельности. В связи  с  этим  к  руководителю  предъявляются  определённые

психологические требования.

      Руководитель  должен  обладать  творческим  мышлением,   богатым,   но

реальным воображением.

      Умение  руководителя  определить  в   каждом  работнике  ту   структуру

качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности,  составляет

важное условие правильного  подбора и расстановки кадров.

       Формирование  коллектива связано с решением  проблемы  психологической

совместимости. Это требует  от руководителя, чтобы  он  знал  психологические

особенности работников  и  умел  их  учитывать  при  формировании  отдельных

звеньев  коллектива.   Такой   подход   позволит   ему   воздействовать   на

формирование лучшего  социально –психологического  климата  в  коллективе.  А

как показывают американские и японские исследования  в  области  менеджмента

стабильных результатов  добиваются фирмы, в которых царит  спокойная морально-

психологическая обстановка.

      Важнейшим   моментом  в  управленческом  процессе   является   принятие

управленческого  решения.  Каждый  руководитель  должен   видеть   проблемы,

которые выдвигаются условиями  руководимой им системы.  Каждому  руководителю

надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать,  из

бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.

      Систематизация  чужого опыта и готовых идей  с целью  использования   их,

когда это необходимо, является существенным  условием  организации  научного

труда руководителя.

      Другим качеством,  характеризующим хорошего руководителя  при  изучении

того или иного решения,  является  чувство  ответственности,  с  которым  он

должен относиться к данному  решению.

      Для выяснения  и выбора самого правильного  подхода к  решению  проблемы

большое   значение   имеет   умение   руководителя   советоваться.    Умение

руководителя советоваться в значительной  степени  определяет  эффективность

его деятельности. Не менее  важно и умение руководителя анализировать  мнения

людей.

      Оперативность  принятия решения  и  его   качество  зависят  от  степени

продуктивности умственной  деятельности,  умения  использовать  и  применять

имеющиеся  знания  и  накопленный  опыт.   Поэтому   и   гибкость   ума,   и

оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого  руководителя.

      Не меньшее  значение при подготовке принятия  решения  и  его  принятии

имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность,  решительность

и смелость.

    Таковы  психологические   требования,  предъявляемые   к   руководителю.

Совершенствуя себя и свои профессиональные  навыки,  руководитель  должен  в

первую очередь развивать  те качества,  которые  соответствуют  предъявляемым

требованиям.

 

 

          5. Характер исполнителей и его  формирование руководителем

                                                    Власть над собой - самая

                                             высшая власть,

                                                    Порабощённость    своими

                                             страстями –

                                                    самое страшное рабство.

                                                                     Сенека.

    Во взаимодействии  человека со средой  и  с   другими  людьми  выявляется

множество  его  социально-психологических  особенностей.   Многие   из   них

несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение  к  окружающему

миру. Но есть у каждого  человека такие индивидуально-психологические  черты,

которые проявляются постоянно  и отличают одну личность от другой. Это  черты

характера,  выраженные  отчётливо,  определяющие  одна  другую  и  а   стиль

действий и отношений  к окружающим обстоятельствам и  людям.  Характер  –  это

основной психический  склад человека.

       Характер  проявляется и формируется   в  делах  и  поступках.  Характер

формируется в преодолении  трудностей и препятствий.

       В   воспитании  характера  необходимо,  прежде   всего,   сформировать

истинные  убеждения,  представления  и   идеалы.   Это   важнейшие   условия

формирования сильного  характера.  Одновременно  следует  добиваться,  чтобы

человек не только знал, но и  реализовывал свои убеждения в  жизни  и  труде.

Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.

       Воспитание    деловитости,    дисциплинированности,    расторопности,

активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует  на  любом

участке создать условия, при которых нет простоя в  работе,  при  которых  у

труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.

    Неотъемлемая черта  характера – дисциплинированность  – точное соблюдение

должностных инструкций, правил работы, норм поведения.  Дисциплинированность

воспитывается, когда  неизменно  выполняются  требования  руководителя,  все

режимные  положения  организации.  В  ходе  их   выполнения   преодолеваются

трудности, препятствия.

       Воспитывая   моральные   (доброта,    деликатность),    эмоциональные

(весёлость,  страстность)  и  волевые  (настойчивость,  критичность)   черты

характера,  руководитель,  прежде  всего,   показывает   пример   поведения.

Руководитель не должен  забывать  об  индивидуальном  подходе,  не  упускать

возможность одобрить и похвалить  лучшие  проявления  характера  и  отметить

недостатки в поведении  людей.

    Важную роль  в  формировании  характера   играет  самовоспитание.  Прямой

обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому  наиболее

эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы  самовоспитания,

преодоления вредных привычек.

       Не следует  забывать, что характер – не  врождённое качество  личности.

Он формируется и совершенствуется в течение жизни.  Человек  непосредственно

участвует в выработке  своего характера, и сам несёт  ответственность  за  его

отрицательные проявления. В  народе очень верно подмечено:

                                        Посеешь поступок – пожнёшь  привычку,

                                        посеешь привычку – пожнёшь  характер,

                                          посеешь характер – пожнёшь  судьбу.

      Характер  каждой личности индивидуален  и в своём роде уникален,  однако

можно выделить ряд черт, присущих  всем  характерам.  Эти  черты  по-разному

компонуются, сочетаются и  проявляются в характере каждой личности,  доля  их

участия в определении  характера также  различна.  Акцентуация  –  чрезмерное

участие отдельных черт  характера.  Для  умелого  руководителя,  обладающего

определённой  психологической  подготовкой,  важно   к   какой   акцентуации

относится характер исполнителя,  чтобы  подобрать  наиболее  подходящие  для

данной личности способы  и  методы  формирования  характера.  Можно  привести

следующие  примеры  основных  акцентуаций  и  соответствующих  им   способов

воздействия на состояние  личности с целью формирования характера:

      Конформный  тип.  Основная  черта  такого  типа   –   соглашательство,

отсутствие   инициативы,    смелости,    решительности.    Чтобы    избежать

соглашательной позиции  такого работника, руководитель должен предлагать  ему

высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.

      Эмоционально-лобильный   тип.  Это  люди  с  неустойчивым  настроением,

которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны  как  к

похвале, так и к порицанию. Руководителю важно  вовремя  приободрить  такого

слушателя.

      Экзальтированный  тип. Такие люди легко  восторгаются,  восхищаются  по

причинам, на которые большинство  людей могут не обращать внимания. Но  в  то

же время часто впадают  в  отчаяние,  легко  разочаровываются.  Руководитель

должен выявить его  сильные  стороны  и  поручить  такому  человеку  задания,

соответствующие его сильным  сторонам.

      Можно назвать  и другие распространённые типы  акцентуации: гипертимный,

истерический, аффектно –  застойный, шизоидный.

    Выразительные  признаки характера.  О  характере   человека  говорят  его

поза, походка, жесты, мимика, дистанция  общения.  В  психологии  существует

понятие вербального и  невербального  общения.  Вербальное  общение,  –  что

человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти  2  уровня  не

совпадают, то с человеком  трудно общаться,  возникают  отрицательные  эмоции

по  отношению  к  нему.   Поэтому   менеджер   должен   умело   пользоваться

невербальным общением.

 

    Руководитель чаще  всего не задумывается о воспитывающем   влиянии  своей

позы, о том, что поза выдаёт его характерные черты.  Например,  поза,  когда

он одной рукой облокачивается на  стол,  другой  упирается  в  бок,  а  тело

наклоняет  в  противоположную   сторону,   создаётся   впечатление   о   его

высокомерии и самолюбовании.

 

    Внимательно наблюдая  и оценивая невербальные признаки (позу и момент её

изменения,  дистанцию,  глаза,  жесты,  мимику),  внимательный  руководитель

может определить настроение исполнителя, его отношение к  руководителю  и  к

решаемой проблеме. Однако оценивать характер  по  мимике  и  жестам  следует

очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма  жестов,  подкреплённая

внимательным наблюдением  за поведением человека.

 

    Чтобы на практике,  т.е.  общаясь  с  исполнителями,  руководитель  мог

правильно  определить  акцентуацию  характера   исполнителя,   подобрать   и

применить методы работы с  ним, соответствующие типу акцентуации  личности,  в

правильном направлении  воздействовать на формирование характера  личности  и,

наконец, верно истолковывать  и правильно  применять  выразительные  признаки

общения,  ему  требуются  психологическая  подготовка,  знания  и  опыт   их

применения.

 

 

 

                                 Заключение.

      Целью данной  работы было выявление места  психологии  в  управленческом

процессе,  а  также  обоснование  необходимости  психологической  полготовки

менеджера.

      Психология  в  последнее  время  приобретает   всё  большее  значение  в

практической  деятельности,  в  том  числе  и  в  производстве.  Всё  больше

психологов  принимают  на  работу  на  крупные   предприятия,   всё   больше

исследований и экспериментов  проводится  в  области  психологии  в  связи  с

производственным процессом. Но особое значение психологические  знания  имеют

в управленческом процессе.

      Обладая   психологической  подготовкой,  талантливый  менеджер   сможет

эффективно  осуществлять  свои  функции,  руководить  работой   предприятия.

Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении  с  подчинёнными,  он

сможет лучше понять их потребности и мотивацию  к  деятельности.  Он  сможет

избежать конфликтных  ситуаций как внутри  коллектива,  между  исполнителями,

так и между исполнителями  и подчинёнными. Умелое применение  психологических

знаний в сочетании  с другими благоприятными условиями  развития  производства

приведут к повышению  эффективности работы предприятия  и увеличению  прибыли.

Психологическая подготовка необходима менеджеру  в  целях  совершенствования

самого себя,  своих  личностных  качеств  и  подчинённых.  В  конце  концов,

менеджер может использовать свою психологическую  подготовку  в  контакте  с

руководителями более  высокого уровня, склоняя их к своей  точке зрения.

      Напротив, отсутствие  достаточных знаний в области  психологии или опыта

их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием  в

осуществлении руководителем  своих функций, привести к падению  эффективности

производства.

      Итак, проанализировав  выше изложенный материал, я могу  сделать вывод о

том, что психологическая  подготовка  имеет  особое  место  в  управленческой

Информация о работе Психологические особенности управленческой деятельности