Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:50, реферат
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно
осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения,
работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе
способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен
иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере
психологии.
1.Введение.-стр.1
2. Место психологии в процессе управления.-стр.2
3. Психология управления и её предмет изучения.-стр.2
4.Психолгический анализ управленческой деятельности.-стр.3
5.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору.-стр.5
6.Характер исполнителей и его формирование
руководителем.-стр.6
7.Заключение.-стр.10
8.Список дитературы.-стр.11
уточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех или иных
качеств человека в его работе. Полезны также беседы с людьми, не
добившимися успеха в данной профессии, и лицами, только приступившими к
овладению специальностью. Они помогают выявить особенности процесса
формирования умений и навыков, а также трудности, которые при этом
возникают.
4.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
Одно из первейших
требований к качествам
умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный тем или иным
руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой
деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые
психологические требования.
Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но
реальным воображением.
Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру
качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет
важное условие правильного подбора и расстановки кадров.
Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической
совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические
особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных
звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на
формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе. А
как показывают американские и японские исследования в области менеджмента
стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-
психологическая обстановка.
Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие
управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы,
которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю
надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из
бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их,
когда это необходимо, является существенным условием организации научного
труда руководителя.
Другим качеством,
характеризующим хорошего
того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он
должен относиться к данному решению.
Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы
большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение
руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность
его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения
людей.
Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени
продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять
имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и
оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
Не меньшее
значение при подготовке
имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность
и смелость.
Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю.
Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в
первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым
требованиям.
5. Характер исполнителей и его формирование руководителем
Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется
множество его социально-психологических особенностей. Многие из них
несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему
миру. Но есть у каждого
человека такие индивидуально-
которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты
характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую и а стиль
действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это
основной психический склад человека.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер
формируется в преодолении трудностей и препятствий.
В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать
истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия
формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы
человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде.
Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.
Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности,
активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом
участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у
труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.
Неотъемлемая черта
характера –
должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность
воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все
режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются
трудности, препятствия.
Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные
(весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты
характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения.
Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать
возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить
недостатки в поведении людей.
Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой
обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее
эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания,
преодоления вредных привычек.
Не следует забывать, что характер – не врождённое качество личности.
Он формируется и
участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его
отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:
Характер каждой личности индивидуален и в своём роде уникален, однако
можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному
компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их
участия в определении характера также различна. Акцентуация – чрезмерное
участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего
определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации
относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для
данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести
следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов
воздействия на состояние личности с целью формирования характера:
Конформный тип. Основная черта такого типа – соглашательство,
отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать
соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему
высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.
Эмоционально-лобильный тип. Это люди с неустойчивым настроением,
которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к
похвале, так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого
слушателя.
Экзальтированный
тип. Такие люди легко
причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то
же время часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель
должен выявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания,
соответствующие его сильным сторонам.
Можно назвать
и другие распространённые
истерический, аффектно – застойный, шизоидный.
Выразительные признаки характера. О характере человека говорят его
поза, походка, жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует
понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, – что
человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти 2 уровня не
совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции
по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться
невербальным общением.
Руководитель чаще
всего не задумывается о
позы, о том, что поза выдаёт его характерные черты. Например, поза, когда
он одной рукой облокачивается на стол, другой упирается в бок, а тело
наклоняет в противоположную сторону, создаётся впечатление о его
высокомерии и самолюбовании.
Внимательно наблюдая
и оценивая невербальные
изменения, дистанцию, глаза, жесты, мимику), внимательный руководитель
может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к
решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует
очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая
внимательным наблюдением за поведением человека.
Чтобы на практике, т.е. общаясь с исполнителями, руководитель мог
правильно определить акцентуацию характера исполнителя, подобрать и
применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности, в
правильном направлении воздействовать на формирование характера личности и,
наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки
общения, ему требуются психологическая подготовка, знания и опыт их
применения.
Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом
процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки
менеджера.
Психология
в последнее время
практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше
психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше
исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с
производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют
в управленческом процессе.
Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет
эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он
сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет
избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями,
так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических
знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства
приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования
самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов,
менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с
руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта
их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в
осуществлении руководителем своих функций, привести к падению эффективности
производства.
Итак, проанализировав выше изложенный материал, я могу сделать вывод о
том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой
Информация о работе Психологические особенности управленческой деятельности