Психологические особенности организации учебной деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:34, реферат

Краткое описание

Деятельность студента имеет определенную внутреннюю структуру: цели, мотивы, способы, через которые в ее психологическое содержание включаются влияния со стороны других людей, коллектива, а следовательно, и качества преподавания, руководства, проводимая в вузе воспитательная работа, идеология и мораль общества

Файлы: 1 файл

Психологические особенности организации учебной деятельности студентов.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Учреждение образования

"Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины"

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности организации учебной деятельности студентов

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                   ___________________ Габеев А.С.

магистрант кафедры

ВМ

 

 

 

Гомель 2015

 

 

Введение

 

Деятельность студента имеет определенную внутреннюю структуру: цели, мотивы, способы, через которые в ее психологическое содержание включаются влияния со стороны других людей, коллектива, а следовательно, и качества преподавания, руководства, проводимая в вузе воспитательная работа, идеология и мораль общества.

На основе общей характеристики деятельности, особенностей функционирования и проявления в ней психических свойств, процессов и состояний студентов можно более конкретно рассмотреть их учебную, общественную и научную деятельность. Ведущей деятельностью студентов является учебная деятельность. Именно в процессе учебной деятельности и посредством ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов студента, на приобретение им профессионально важных знаний, навыков, умений.

 

1. Особенности учебной деятельности студентов

 

Учебная деятельность студентов — явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т. д. Если ученье превращается в творчество, то это особенно благотворно влияет на эмоциональную сферу обучающегося, обостряет его память и внимание, вызывает чувство радости и удовлетворения, способствует повышению интереса к познавательной деятельности.

Все виды учебной деятельности студентов находятся в определенном соотношении между собой. Экспериментально некоторые количественные характеристики этого соотношения получены в исследовании А. А. Абдуразакова и Э. П. Назырова.

Основные виды учебной деятельности студентов в вузе можно расчленить на три компонента:

Рс = Рауд. + Рвнеауд.о б. + Рвнеауд.

Рауд.- аудиторная учебная деятельность студента, определенная учебным планом и программой изучаемых дисциплин. Она главным образом регламентируется учебным расписанием, но может быть также организована вне расписания по специальной программе и в соответствующим образом оборудованных аудиториях. Во всех случаях она проводится под руководством преподавателя и включает в себя: лекционные, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, семинары, коллоквиумы и т. д. Результат работы оценивается преподавателем.

Рвнеауд.оо. — внеаудиторная обязательная учебная деятельность студентов. Она является логическим завершением аудиторных занятий. Затраты времени в данном случае не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных усилий. Непосредственного контроля педагога нет, но результаты анализируются и оцениваются педагогом.

Рвнеауд. — внеаудиторная учебная деятельность студентов, связана с глубоким и всесторонним изучением прежде всего тех дисциплин, по которым студент специализируется или предполагает специализироваться. Она не входит в учебный план, но расширяет кругозор и углубляет знания по избранной специальности. Этот вид учебной деятельности имеет ярко выраженный творческий характер, включает самообразовательную работу студентов, участие в НИР. Она также должна направляться и корректироваться преподавателем.

Статистика показывает, что если успеваемость у студентов, выполняющих только первый вид (Рауд.) учебной деятельности, составляет, предположим, х%, то при выполнении первых двух видов (Рауд. + Рвнеауд.оо.) учебной деятельности прирост успеваемости составит приблизительно 15%, а при выполнении всех трех видов учебной деятельности прирост успеваемости составляет около 20%.

Учебная деятельность студента — это прежде всего напряженная умственная деятельность. Ее интенсивность зависит от многих факторов: содержания и сложности задач, уровня знаний, интеллектуальных умений и навыков, мотивов и общих психологических установок его личности. Положительная роль мотивов и установок в интенсификации учебной деятельности требует целеустремленной психологической мобилизации студентов в ходе педагогического процесса, четких и ясных инструкций о предстоящей работе.

Высокий уровень проявления интеллекта обусловливается не только более высокой степенью напряжения внимания и продуктивностью умственной деятельности, но и меньшими энергетическими затратами на процесс этой деятельности. В отдельных случаях высокая умственная активность сопровождается исключительно большими энергетическими затратами, что влечет за собой истощение нервной системы.

Объем учебных нагрузок в вузе таков, что нужны достаточно сильные мотивы, чтобы их успешно преодолеть. Без желания учиться учение приобретает смысл внешне навязанной, чуждой работы, которую как-то надо выполнить, чтобы реализовать цели, находящиеся вне учения: получить назначение, зарабатывать и т. п.

Как показали исследования психологов (А. Н. Леонтьев, Л. Н. Божович, П. М. Якобсон, В. Оконь и др.), без достаточно положительных мотиваций невозможно достижение больших результатов в развитии личности учащегося. Бывает, если студент учится без старания, к нему применяют только меры внешнего принуждения, что не может привести к желаемому результату.

Изучение групп студентов с положительной мотивацией (системой мотивов) и недостаточной мотивацией показывает, что число отличных и хороших оценок резко отличают эти группы: отлично соответственно - 23 и 13%; хорошо -52 и 30%; удовлетворительно - 23 и 46%; плохо - 2 и 11%.

Положительными мотивами учения являются: чувство долга, понимание значимости овладения профессией, интерес к учебе и отдельным предметам, удовлетворение от познания нового материала, решения сложных задач. Положительная мотивация учения выявлена у 87% студентов (по нескольким вузам).

Встречающиеся негативные моменты в мотивации учения объясняются несоответствием сложившихся в средней школе представлений об учебе в вузе, познавательные трудности (сложность материала учебных дисциплин), пробелы в общем развитии и слабость умственных способностей, недостатки в методике преподавания и др.

Группа психологов и социологов Белорусского государственного университета провела исследования, направленные на выявление мотивов учебной деятельности и уровня учебной активности студентов.

Как выявлено в ходе опроса, главный мотив деятельности студентов - желание стать высококвалифицированным специалистом - 65,9%, необходимость получения стипендии - 39 %, стремление не подвести коллектив - 16,0%, требования преподавателей - 5,1%.

Можно выделить несколько уровней учебной активности студентов.

Высший уровень. Его показатели: успеваемость 4,7-5,0 баллов, активные выступления почти на каждом семинаре, чтение литературы по специальности как предпочитаемый вид занятий в свободное время, авторитет среди однокурсников в области учебно-научной деятельности.

Высокий уровень. Успеваемость 4,1-4,6 балла, частые выступления на семинарах, чтение литературы по специальности в свободное время, авторитет в группе в области учебно-научной деятельности.

Средний уровень. Успеваемость 3,6-4,0 балла, редкие выступления на семинарских занятиях, отсутствие авторитета в группе в области учебно-научной деятельности.

Низкий уровень. Успеваемость 3-3,5 балла, выступления на семинарах только по предложению преподавателя, возможна академическая задолженность.

Студенты высшего уровня учебной активности в 2 раза чаще выполняют постоянные общественные поручения, чем те, кто отличаются низкой активностью в учебной деятельности.

Некоторые из студентов считают, что нет нужды получать высокие оценки на экзаменах, достаточно учиться на «удовлетворительно» и сдавать зачеты и экзамены в установленные сроки, чтобы избежать претензий со стороны деканата и удержаться в вузе до окончания полного курса обучения. В ряде случаев это им удается, но чаще бывает так, что на старших курсах такие студенты под влиянием студенческой среды и преподавателей перестраиваются, начинают заниматься с интересом и целеустремленно.

Мотивы выбора вуза гуманитарного, технического и естественного профиля несколько различаются между собой. У студентов технических вузов на одно из ведущих мест (наряду с творческими возможностями профессии - 25%) выдвигается соображение о широкой сфере применения профессии (21-30%). Студенты гуманитарных факультетов университета больше руководствуются творческими возможностями, предоставляемыми профессией (36%), и ее общественным значением (45%). Мотивация студентов естественных факультетов почти не отличается от мотивации студентов технических вузов. Однако естественники значительно выше оценивают творческие возможности своей профессии. Наименее значим для всех студентов такой мотив, как материальная обеспеченность.

Мотивация учения подвержена изменениям: в первые же месяцы у большинства студентов она усиливается и только у третьей части их остается почти без изменений.

На мотивацию учения влияет: содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты, соревнование. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент. Часто студенты высказывают недовольство элементарным уровнем преподавания. Их интересует включение в учебную деятельность творческих, исследовательских моментов.

Проведенное экспериментальное исследование со студентами позволяет определить некоторые условия, от которых зависит формирование положительных мотивов к учению:

  1. осознание ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения;
  2. осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний (Н. Ф. Добрынин);
  3. эмоциональная форма изложения научной информации;
  4. наращивание содержания и новизна учебного материала;
  5. профессиональная направленность учебной деятельности;
  6. выбор адекватных задач, создающих информационные познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности;
  7. поддержание любознательности и «познавательного психологического климата».

 

Актуальной остается проблема ритма деятельности студентов. Изучение расписаний показало, что при его составлении не всегда учитывается степень трудности изучаемых предметов, динамика работоспособности по дням недели, допускается различное время начала занятий в одних и тех же группах на протяжении недели (от 8 до 13 часов), что нарушает ритм, затрудняет выработку стереотипа основных режимных моментов.

 

1.2 Специфика учебной мотивации студента

 

Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

  1. от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н.Леонтьеву);
  2. от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая – короткая мотивация, по Б.Ф.Ломову);
  3. от социальной значимости (социальные – узколичные, по П.М.Якобсону);
  4. от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович);
  5. мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.

 

В качестве классификационных основ могут рассматриваться и схемы Х.Мюррея, М.Аргайла, А.Маслоу и др. П.М.Якобсону принадлежит заслуга разграничения мотивов по характеру общения (деловые, эмоциональные). Продолжая эту линию исследования, согласно А.Н.Леонтьеву, социальные потребности, определяющие интеграцию и общение, можно грубо разделить на три основных типа; ориентированных на а) объект или цель взаимодействия; б) интересы самого коммуникатора; в) интересы другого человека или общества в целом. В качестве примера проявления первой группы потребностей (мотивов) автор приводит выступление члена производственной группы перед товарищами, направленное на изменение ее производственной деятельности. Потребности, мотивы собственно социального плана связаны «…с интересами и целями общества в целом…». Эта группа мотивов и обусловливает поведение человека как члена группы, интересы которой становятся интересами самой личности. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризуя, например, весь учебный процесс в целом, может характеризовать также и его субъектов: педагога, учащихся в плане далеких, общих, понимаемых мотивов.

Говоря о мотивах (потребностях), ориентированных на самого коммуникатора, А.Н.Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо непосредственно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения, способа действия». Эта группа мотивов представляет наибольший интерес для анализа доминирующей учебной мотивации в учебной деятельности.

К определению доминирующей мотивации ее деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М.Якобсону, как «чувства, интересы, привычки и т.д.». Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы:

Информация о работе Психологические особенности организации учебной деятельности студентов