Психологические особенности человека, склонного к игромании

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является изучение особенностей мышления школьников подросткового возраста.

При этом поставлены следующие задачи:

1.Обобщить материал по проблеме мышления в психологии;
2.Рассмотреть индивидуальные особенности мышления;
3.Охарактеризовать подростковый возраст;
4.Изучить особенности мышления подростков.

Оглавление

Введение 4
1. Психологическая природа мышления 3
1.1. Психология мыслительного процесса и его фазы 3
1.2. Индивидуальные особенности мышления 3
2. Особенности мышления подростков 3
2.1. Общая характеристика подросткового возраста 3
2.2. Мышление школьников подросткового возраста 18
2.3. Результаты эмпирического исследования……………………………….27
Заключение 28
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      На  более младшем образовательно-возрастном этапе(VII класс) релевантные предметному содержанию формы мысли только складываются, и поэтому не могут обусловливать избирательность запечатления и сохранения материала.

      Итак, результаты разработанной автором  методики изучения мнемической активности показали, что направленный выбор  предметных признаков и связей и  включение их в рамки структурирующей запоминание мнемосхемы определяется с одной стороны, сложившимися в обучении формами мыслительных действий, и, с другой-индивидуальным своеобразием мнемических функций субьекта [2]. 
 

 
 
 
 
 
 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Переход к подростковому возрасту характеризуется  глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками[3]

     Обычно  процесс общего интеллектуального  развития детей начинается и завершается  несколько раньше, чем процесс  их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как  способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

     Подростничество — это самый трудный и сложный  из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

     В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество — способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.

     Новое в развитии мышления подростка состоит  в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.

     Умение  оперировать гипотезами в решении  интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называют рефлексивным[10].

     Разумеется, далеко не все подростки достигают  равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно:

     1) осознание собственных интеллектуальных  операций и управление ими; 

     2) более контролируемой и управляемой  становится речь;

     3) интеллектуализация процессов восприятия;

     4) формирование установки на размышление.

     Существенным  показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие их использования (по геометрии, физике, математике) — дети не видят в преобразовании данных задачи известного способа, закона, правила, теоремы. Поэтому частая проблема в учении подростка — вербализм и формализм в усвоении знаний. Другой распространенный дефект самостоятельной работы младших подростков — установка на запоминание, а не на понимание материала, и привычка заучивать его путем многократного повторения. Это приносит огромный вред, так как в отрочестве память развивается в направлении интеллектуализации, как и другие процессы — восприятие, внимание, эмоции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   

                                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. с. 40-111
  2. Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления//Вопросы психологии  № 5. -  2001. – С. 35 – 48.
  3. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.с. 410-490.
  4. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. Сю 273-310.
  5. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 2. Психология образования. - М.: Владос, 1995. с. 117-125; 187-199.
  6. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: МГУ, 1981.с.104-109.
  7. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. с.101-121.
  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. с. 75=76.
  9. Психология современного подростка / под ред. Д.И Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987.с. 8-27.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.
  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект Пресс, 2005. с. 326-348
  12. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М: Издательство ЛКИ, 2007.
  13. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М.: Наука, 2004.
  14. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005.
  15. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 1988. — № 6.
  16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. с. 242-260.
  17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.с. 277-280

Информация о работе Психологические особенности человека, склонного к игромании