Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение особенностей мышления школьников подросткового возраста.
При этом поставлены следующие задачи:
1.Обобщить материал по проблеме мышления в психологии;
2.Рассмотреть индивидуальные особенности мышления;
3.Охарактеризовать подростковый возраст;
4.Изучить особенности мышления подростков.
Введение 4
1. Психологическая природа мышления 3
1.1. Психология мыслительного процесса и его фазы 3
1.2. Индивидуальные особенности мышления 3
2. Особенности мышления подростков 3
2.1. Общая характеристика подросткового возраста 3
2.2. Мышление школьников подросткового возраста 18
2.3. Результаты эмпирического исследования……………………………….27
Заключение 28
Список литературы 31
На более младшем образовательно-возрастном этапе(VII класс) релевантные предметному содержанию формы мысли только складываются, и поэтому не могут обусловливать избирательность запечатления и сохранения материала.
Итак,
результаты разработанной автором
методики изучения мнемической активности
показали, что направленный выбор
предметных признаков и связей и
включение их в рамки структурирующей
запоминание мнемосхемы определяется
с одной стороны, сложившимися в обучении
формами мыслительных действий, и, с другой-индивидуальным
своеобразием мнемических функций субьекта
[2].
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками[3]
Обычно процесс общего интеллектуального развития детей начинается и завершается несколько раньше, чем процесс их формирования как личностей. Если интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляется развитым уже к началу подросткового возраста, то становление ребенка как личности здесь активно продолжается и завершается гораздо позднее, в годы юности. В течение трех-четырех лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,— это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество — способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному), т.е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах.
Новое
в развитии мышления подростка состоит
в его отношении к
Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления состоит не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называют рефлексивным[10].
Разумеется, далеко не все подростки достигают равного уровня в развитии мышления, но в целом для них характерно:
1)
осознание собственных
2)
более контролируемой и
3)
интеллектуализация процессов
4)
формирование установки на
Существенным
показателем неполноценного усвоения
теоретических знаний является неумение
подростка решать задачи, требующие их
использования (по геометрии, физике, математике)
— дети не видят в преобразовании данных
задачи известного способа, закона, правила,
теоремы. Поэтому частая проблема в учении
подростка — вербализм
и формализм в усвоении знаний. Другой
распространенный дефект самостоятельной
работы младших подростков — установка
на запоминание, а не на понимание материала,
и привычка заучивать его путем многократного
повторения. Это приносит огромный вред,
так как в отрочестве память
развивается в направлении
интеллектуализации,
как и другие процессы — восприятие, внимание,
эмоции.
Информация о работе Психологические особенности человека, склонного к игромании