Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:22, доклад
Автоматизация приводит к усилению опосредованности человеческой деятельности в системах управления, возникновению новых форм опосредования - современных знаковых средств отображения информации, с которыми приходится работать человеку-оператору. На эти средства отображения в большинстве случаев передается информация об управляемых объектах и их состояниях. Кодирование информации для человека-оператора имеет свою специфику, существенно отличающуюся от кодирования в технических каналах связи, и требует охвата значительного числа психологических вопросов, поскольку информация адресована человеку и должна быть рассчитана на человеческий уровень ее обработки.
Для описания системы
знаковой информации нами разработаны
методы оценки объективной сложности
знаков, кодируемых сообщений, а также
характеристик алфавитов
Характеристика алфавитов
Таким образом, каждый алфавит получил свою характеристику заполненности пространства признаков в целом и наибольшей насыщенности определенного квадранта. Чем больше заполненность пространства признаков, тем меньше структурных совпадений в алфавите знаков.
Из общей характеристики заполненности пространства признаков вытекает необходимость определения совпадения структурных элементов знаков в алфавите. Для процесса познания характерно нахождение сходного в различном и различного в сходном, т.е. от степени сходства и различия знаков в данном алфавите должна зависеть успешность их опознания.
Каждый алфавит
рассматривается с точки зрения
полного совпадения структурных
элементов отдельных знаков внутри
данного алфавита. Для определения
коэффициента совпадения элементов
составлялась так называемая обобщенная
матрица, полученная наложением друг на
друга матриц Харра-Уолша, применяемых
в эксперименте, все элементы знака,
просмотренные через обобщенную
матрицу, записывались в таблицу. Затем
подсчитывалось общее количество элементов
каждого знака, алфавита в целом
и количество элементов, полностью
совпадающих по структуре. Коэффициент
совпадения элементов характеризуется
как отношение совпадающих
Однако следует отметить, что структурные элементы, полученные через обобщенную матрицу, имеют несколько искусственный абстрактный характер. Для характеристики алфавитов чаще используется разделение знаков по геометрическим признакам (углы, линии, криволинейные участки контура) контура и деталей. Нами также использовался этот метод. В каждом алфавите были выделены геометрические признаки и пронумерованы через весь алфавит. Таким способом получился полный набор признаков, используемых в данном алфавите. Далее подсчитывалось общее количество признаков и количества индивидуальных признаков, не повторяющихся в алфавите знаков. По нашему мнению, отношение неповторяющихся признаков к общему количеству признаков дает коэффициент разнообразия в алфавите знаков. Очень характерным оказался Кразн, для использовавшихся в экспериментах алфавитов. Самый большой Кразн. у пиктографического алфавита, здесь очень мало элементов, повторяющихся от знака к знаку. Наименьший Кразн. у абстрактного искусственного алфавита, так как каждый знак составлен из одних и тех же разнонаправленных углов и линий. Схематический алфавит также имеет небольшое разнообразие элементов в алфавите.
Близко к коэффициенту
разнообразия примыкает такая характеристика
как семантическая близость знаков
внутри данного алфавита. Семантическая
близость может использоваться как
показатель общности либо двух алфавитов
знаков для характеристики семантического
пространства, либо знаков внутри одного
алфавита-характеристики семантического
поля. Семантическая близость знаков
определяется отношением общих, повторяющихся
наименований элементов знаков к
общему их числу. Оказалось, что семантическая
близость знаков абстрактного алфавита
небольшая за счет большого числа
неповторяющихся сочетаний
Сложность сообщения
нами предлагается определять с точки
зрения информационных характеристик.
К информационным характеристикам
относятся особенности той
Системный анализ позволял определить структуру взаимосвязей между элементами в объективной системе знаковой информации. Главный системообразующий фактор в этой системе - задача деятельности оператора, которая определяет вид знаковой ситуации. Исследование объективной системы является отправным моментом при психосемиотическом подходе, но для разработки психологических основ кодирования информации необходимо выявить закономерности взаимодействия между объективной системой знаковой информации и субъективной системой ее переработки.
Психологические особенности системы переработки знаковой информации.
Прием и переработка знаковой информации как психосемиотическая система. Важнейшим принципом психосемиотического подхода к проблеме кодирования информации является принцип системного анализа приема и переработки знаковой информации. Процесс приема и переработки знаковой информации, по нашему мнению, следует рассматривать как особую психосемиотическую систему, имеющую свои внутренние психологические механизмы, отличные от сенсорной и вербальной систем.
Психосемиотическую систему можно определить как психологическую функциональную систему, обеспечивающую процесс преобразования и декодирования неязыковых знаковых систем. Эта система не может быть сведена ни к первой сигнальной системе, ни ко второй. В ней происходит процесс интеграции образа объекта и образа знака в определенном семантическом комплекса. Наличие такой специальной психосемиотической системы подтверждается исследованиями по функциональной асимметрии головного мозга и связано с локализацией в правом полушарии операций по переработке смысловой информации. Конечно для полного декодирования в словесной форме необходима взаимосвязь с левым (речевым) полушарием. Но все-таки психосемиотическая система формируется и функционирует по своим законам, отличающимся от речевой системы. Изучение особенностей психосемиотической систем должно вестись с позиций системного подхода, разработанного Б.Ф. Ломовым применительно к инженерной психологии, по следующим линиям: изучение структуры психосемиотической системы, динамики ее формирования, особенностей настройки и функционирования, влияния индивидуальных особенностей человека на формирование и функционирование системы, а также надежности и устойчивости системы при воздействии внешних и внутренних факторов.
Закономерности формирования и настройки психосемиотической системы. Структуру психосемиотической системы мы рассматриваем в трех плоскостях:
1. с точки зрения психологических механизмов, лежащих в основе функционирования системы;
2. с позиций структурно-операционального состава системы, благодаря которому формируются взаимосвязи между образом кодируемого объекта, его значением и образом знака;
3. с точки зрения включения системы в структуру личности человека.
Главным системообразующим
фактором для психосемиотической системы
является вид знаковой ситуации, возникающей
в деятельности человека и определяющей
основные познавательные задачи. Формирование
и настройка системы очень
тесно связаны с типом
В нашем исследовании
мы обращаем особое внимание на динамику
формирования психосемиотической системы,
ибо в этом процессе раскрываются
сложные взаимосвязи между
Настройка и успешное функционирование системы переработки знаковой информации зависят от соотношения объективной сложности знаковой информации и субъективной сложности ее декодирования.
Для того чтобы наилучшим образом согласовать знаковую форму представления информации с возможностями человека, который ее принимает и перерабатывает, необходимо определить особенности познавательной деятельности в знаковых ситуациях. Развитие знаковой, символической функции характерно для этой деятельности человека. Употребление знаков различного вида (языковых и неязыковых) способствовало дифференциации познавательных информационных процессов, переходу к сложной многоуровневой структуре процесса познания. Это связано с некоторыми особенностями знака, заключающимися в том, что он имеет материальную форму и значение, которое нужно интерпретировать или декодировать. Кроме того, знаковые ситуации создают специфику познавательной деятельности человека благодаря разным видам и уровням отношений, требующих формирования определенных функциональных систем психических познавательных процессов, посредством которых человек принимает и перерабатывает знаковую информацию. В формировании этих структур и систем психических процессов большое значение имеет переход от восприятия предметов к образам, от образов к знакам и от знаков к обозначенному предмету. В зависимости от того, на каком уровне будет выступать знак, приобретают разное значение его признаки. Признаки, несущие основную информацию об объекте и дающие возможность полностью восстанавливать и декодировать сообщения, определяются как информативные признаки объекта. Информативными для человека они становятся, благодаря включению в познавательную деятельность на определенном уровне переработки информации. Проблема информативности признаков рассматривается нами в контексте разных психических процессов. Наши экспериментальные исследования особенностей приема и переработки знаковой информации показали, что при переходе с одного уровня познавательной деятельности на другой происходит смена информативных признаков. На каждом уровне становятся информативными разные признаки: различительные, опознавательные, семантические. В процессе декодирования знаков появляется новые комплексные признаки, которые мы назвали семантическими, поскольку они позволяют расшифровать семантику языка, т е. актуализировать связи, сформированные при заучивании алфавита знаков.
Процесс обработки
информации человеком-оператором характеризуется
определенной этапностью прохождения
информации непосредственно в
Проведенный нами
системный анализ видов знаковых
ситуаций, природы знаковой информации,
а также выделение основных познавательных
задач позволил подойти к изучению
психологически механизмов переработки
знаковой информации. Для этого было
проведено специальное
Нами предложена
также модель процесса переработки
знаковой информации по типу психологической
функциональной системы. На этапе восприятия
процесс приема и переработки
информации направлен на выделение
различительных признаков и формирование
образа знака, в случае идентификации
первичная переработка
Информация о работе Психологические основы кодирования зрительной информации для человека-оператора