Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:29, реферат
Цели исследования – выяснить, в чём заключаются социальные и психологические функции исторического романа.
Задачи исследования:
выяснить, что такое исторический роман, каковы его задачи, познакомиться с историей его зарождения;
изучить его социальные и психологические функции;
рассмотреть социальные и психологические функции исторического романа на примере романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Происхождение исторического романа………………………………………. 5
2. Исторический роман и его психологические и социальные функции……….7
3. Роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард»………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………………….. 13
Библиографический список……………………………………………………….14
Итак, открываем первую страницу романа и… переносимся в средневековую Францию, во вторую половину XV столетия. И с первых же строк мы узнаем о внешнем и внутреннем политическом положении Франции, ее феодальной раздробленности, тяжелом положении народа, мотовстве и роскоши дворян, отношении к женщинам. С первого предложения возникает представление Франции того времени как чего-то черно-серого, мрачного, депрессивного. К этому добавляется и описание короля – Людовика XI: «…Расчетливый и хитрый, он прежде всего ставил свои личные интересы и умел ради них жертвовать не только своей гордостью, но и своими страстями. …был по природе мстителен и жесток до такой степени, что бесчисленные казни… доставляли ему истинное удовольствие»7.
Не правда ли, что такое описание сразу же заставляет читателя задуматься над личностью этого героя и даже где-то вызывает отвращение к нему?
Помимо всего прочего, первая глава прямо-таки пронизана ненавистью и враждебностью всех ко всем.
Но… перелистываешь страницу, и вторая глава погружает нас в ту прелесть природы, какую можно наблюдать только летом: «В одно прелестное летнее утро, в тот час, когда солнце жжет еще не слишком сильно, а освеженный росой воздух наполнен благоуханием, молодой человек, державший путь с северо-востока, подошел к броду через небольшую речку…»8.
Сразу представляется летнее прохладное утро, невысохшая еще роса на траве, напоенный ароматами трав и близлежащего леса воздух, и становится на душе так же хорошо и покойно, как может быть только в детстве или юности. Впрочем, это впечатление может быть таким и потому, что с данным произведением обычно знакомятся еще в юности.
Тем ближе и понятнее становится и главный герой романа – Квентин Дорвард, тот самый молодой человек девятнадцати-двадцати лет, высокий и статный, голубоглазый, с открытой улыбкой. Невольно проникаешься к нему симпатией и начинаешь переживать все его приключения как свои собственные.
Он с трудом преодолевает быстрое течение реки, а у читателя в душе гнев на тех двоих, что не предупредили главного героя об опасности. Он простодушно разговаривает с незнакомцами, а читатель переживает за его простодушие и подсознательно умоляет молодого человека придержать язык – ведь неизвестно, кто его спутники и чем может закончиться этот разговор.
Следуя за главным героем, читатель попадает на завтрак во французском трактире, тем самым знакомясь с бытом и некоторой частью общества того времени.
Подобным образом – глава за главой – читатель переживает различные фрагменты жизни Квентина Дорварда, вместе с ним встречает любовь – графиню Изабеллу де Круа, поступает на службу к королю Людовику в отряд стрелков шотландской гвардии, попадает в плен и т. д. и т. п. Но помимо личных переживаний в романе идет и знакомство с историей Франции, с ее социальными и политическими проблемами, бытом и нравами (хотя, как отмечено автором послесловия, Вальтер Скотт «…часто прибегает к анахронизмам – переносу фактов во времени»9).
Но надо признать, что читатели редко бывают дотошными в отношении исторических дат – ведь само повествование захватывает целиком, и задумываться над точностью цифр как-то просто не приходит в голову.
Итак, можно подвести краткие итоги нашего анализа.
Психологические функции романа «Квентин Дорвард», по моему мнению, заключены в том выплеске эмоций, который происходит при прочтении данного произведения. Как уже отмечалось мной, обстановка романа сменяется от депрессивной до радостной; по мере чтения чувства гнева и опасения сменяются чувством гордости за рыцарское поведение героя в отношении с дамами. Напряженность описываемой обстановки сменяется моральным облегчением при разрешении главной проблемы – судьбы Квентина и Изабеллы.
Социальные
функции данного исторического
романа состоят в возможности изучения
прошлого Франции, ее быта, государственной
политики, отношений между людьми – с
одной стороны. С другой – это и воспитание
патриотизма и преданности своей стране
(достаточно вспомнить, как шотландцы,
по словам одного из героев романа – графа
де Кревкера, защищают друг друга: «…поразительно,
как все эти шотландцы, от лорда до последнего
конюха, стоят друг за друга!»10),
и уважительного отношения к женщинам,
и стойкости и готовности к самопожертвованию.
В процессе исследования я изучила работы Л. И Климовича, Н. Клюшиной, Г. Кушнира, М. Сапоровской , С. М Петрова, В. Скотта, Л. И. Тимофеева, а также материалы Краткой литературной энциклопедии и Энциклопедического словаря юного литературоведа.
В результате были выполнены задачи данного реферата
Была выполнена цель работы – выяснено, в чём заключаются социальные и психологические функции исторического романа.
Актуальность данной темы заключается в возможности использования материалов работы в дальнейших исследованиях социальной и психологической роли исторического романа в обществе, в изучении поведения читателей в процессе чтения данного произведения, а также в рассмотрении влияния его содержания на читателей.
Выполнена
цель учебно-исследовательской
Библиографический список
1. Климович, Л. И. Историзм, идейность, мастерство: исследования, этюды / Л. И. Климович. – М.: Сов. писатель, 1985. – 256 с.
2. Клюшина, Н. Библиотерапия / Н. Клюшина, Г. Кушнир, М. Сапоровская // Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 51-52.
3. Петров, С. М. Исторический роман в русской литературе: пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.
4. Петров, С. М. Русский советский исторический роман / С. М. Петров. – М.: Современник, 1980. – 412 с.
5. Скотт, В. Квентин Дорвард: роман: пер. с англ. / В. Скотт; рис. Г. Филипповского; примеч. и послесл. А. Завадье. – М.: Дет. лит., 1973. – 510 с. – (Б-ка приключений и науч. фантастики).
6. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие. – 4-е изд., исправ. / Л. И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1971. – 464 с.
7. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989.
8. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 3: Иаков - Лакснесс / гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1962. – 975 с.
9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – 2-е изд., доп. и перераб. / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 424 с.: ил.
10.
http://www.1143help.ru/valter-
Информация о работе Психологические и социальные функции исторического романа