Психологические и социальные функции исторического романа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:29, реферат

Краткое описание

Цели исследования – выяснить, в чём заключаются социальные и психологические функции исторического романа.
Задачи исследования:
выяснить, что такое исторический роман, каковы его задачи, познакомиться с историей его зарождения;
изучить его социальные и психологические функции;
рассмотреть социальные и психологические функции исторического романа на примере романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Происхождение исторического романа………………………………………. 5
2. Исторический роман и его психологические и социальные функции……….7
3. Роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард»………………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………………….. 13
Библиографический список……………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Психологические и социальные функции исторического романа. Реферат..doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Итак, открываем первую страницу романа и… переносимся в средневековую Францию, во вторую половину XV столетия. И с первых же строк мы узнаем о внешнем и внутреннем политическом положении Франции, ее феодальной раздробленности, тяжелом положении народа, мотовстве и роскоши дворян, отношении к женщинам. С первого предложения возникает представление Франции того времени как чего-то черно-серого, мрачного, депрессивного. К этому добавляется и описание короля – Людовика XI: «…Расчетливый и хитрый, он прежде всего ставил свои личные интересы и умел ради них жертвовать не только своей гордостью, но и своими страстями. …был по природе мстителен и жесток до такой степени, что бесчисленные казни… доставляли ему истинное удовольствие»7.

     Не  правда ли, что такое описание сразу же заставляет читателя задуматься над личностью этого героя и даже где-то вызывает отвращение к нему?

     Помимо  всего прочего, первая глава прямо-таки пронизана ненавистью и враждебностью всех ко всем.

     Но… перелистываешь страницу, и вторая глава погружает нас в ту прелесть природы, какую можно наблюдать только летом: «В одно прелестное летнее утро, в тот час, когда солнце жжет еще не слишком сильно, а освеженный росой воздух наполнен благоуханием, молодой человек, державший путь с северо-востока, подошел к броду через небольшую речку…»8.

     Сразу представляется летнее прохладное утро, невысохшая еще роса на траве, напоенный  ароматами трав и близлежащего леса воздух, и становится на душе так же хорошо и покойно, как может быть только в детстве или юности. Впрочем, это впечатление может быть таким и потому, что с данным произведением обычно знакомятся еще в юности.

     Тем ближе и понятнее становится и  главный герой романа – Квентин  Дорвард, тот самый молодой человек девятнадцати-двадцати лет, высокий и статный, голубоглазый, с открытой улыбкой. Невольно проникаешься к нему симпатией и начинаешь переживать все его приключения как свои собственные.

     Он  с трудом преодолевает быстрое течение  реки, а у читателя в душе гнев на тех двоих, что не предупредили главного героя об опасности. Он простодушно разговаривает с незнакомцами, а читатель переживает за его простодушие и подсознательно умоляет молодого человека придержать язык – ведь неизвестно, кто его спутники и чем может закончиться этот разговор.

     Следуя  за главным героем, читатель попадает на завтрак во французском трактире, тем самым знакомясь с бытом и некоторой частью общества того времени.

     Подобным  образом – глава за главой –  читатель переживает различные фрагменты  жизни Квентина Дорварда, вместе с ним встречает любовь – графиню Изабеллу де Круа, поступает на службу к королю Людовику в отряд стрелков шотландской гвардии, попадает в плен и т. д. и т. п. Но помимо личных переживаний в романе идет и знакомство с историей Франции, с ее социальными и политическими проблемами, бытом и нравами (хотя, как отмечено автором послесловия, Вальтер Скотт «…часто прибегает к анахронизмам – переносу фактов во времени»9).

     Но  надо признать, что читатели редко  бывают дотошными в отношении  исторических дат – ведь само повествование  захватывает целиком, и задумываться над точностью цифр как-то просто не приходит в голову.

     Итак, можно подвести краткие итоги  нашего анализа.

     Психологические функции романа «Квентин Дорвард», по моему мнению, заключены в том выплеске эмоций, который происходит при прочтении данного произведения. Как уже отмечалось мной, обстановка романа сменяется от депрессивной до радостной; по мере чтения чувства гнева и опасения сменяются чувством гордости за рыцарское поведение героя в отношении с дамами. Напряженность описываемой обстановки сменяется моральным облегчением при разрешении главной проблемы – судьбы Квентина и Изабеллы.

     Социальные  функции данного исторического  романа состоят в возможности изучения прошлого Франции, ее быта, государственной политики, отношений между людьми – с одной стороны. С другой – это и воспитание патриотизма и преданности своей стране (достаточно вспомнить, как шотландцы, по словам одного из героев романа – графа де Кревкера, защищают друг друга: «…поразительно, как все эти шотландцы, от лорда до последнего конюха, стоят друг за друга!»10), и уважительного отношения к женщинам, и стойкости и готовности к самопожертвованию. 
 

     Заключение

     В процессе исследования я изучила работы Л. И Климовича, Н. Клюшиной, Г. Кушнира, М. Сапоровской , С. М Петрова, В. Скотта, Л. И. Тимофеева, а также материалы Краткой литературной энциклопедии и Энциклопедического словаря юного литературоведа.

     В результате были выполнены задачи данного  реферата

  1. Выяснено, что такое исторический роман, каковы его задачи и происхождение.
  2. Были изучены его социальные и психологические функции;
  3. Рассмотрены социальные и психологические функции исторического романа на примере романа Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

     Была  выполнена цель работы – выяснено, в чём заключаются социальные и психологические функции исторического романа.

     Актуальность  данной темы заключается в возможности  использования материалов работы в  дальнейших исследованиях социальной и психологической роли исторического романа в обществе, в изучении поведения читателей в процессе чтения данного произведения, а также в рассмотрении влияния его содержания на читателей. 

     Выполнена цель учебно-исследовательской работы – ознакомиться с вопросом влияния исторического романа на читателей с социальной и психологической стороны. 
 
 
 
 
 
 
 

     Библиографический список

     1.  Климович, Л. И. Историзм, идейность, мастерство: исследования, этюды / Л. И. Климович. – М.: Сов. писатель, 1985. – 256 с.

     2. Клюшина, Н. Библиотерапия / Н. Клюшина, Г. Кушнир, М. Сапоровская // Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 51-52.

     3. Петров, С. М. Исторический роман в русской литературе: пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.

     4. Петров, С. М. Русский советский исторический роман / С. М. Петров. – М.: Современник, 1980. – 412 с.

     5. Скотт, В. Квентин Дорвард: роман: пер. с англ. / В. Скотт; рис. Г. Филипповского; примеч. и послесл. А. Завадье. – М.: Дет. лит., 1973. – 510 с. – (Б-ка приключений и науч. фантастики).

     6. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие. – 4-е изд., исправ. / Л. И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1971. – 464 с.

     7. История всемирной литературы: В 9 т. М., 1989.

     8. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 3: Иаков - Лакснесс / гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1962. – 975 с.

     9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – 2-е изд., доп. и перераб. / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 424 с.: ил.

     10. http://www.1143help.ru/valter-scott

Информация о работе Психологические и социальные функции исторического романа