Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:09, реферат
Игра – это сюжетно организованная деятельность, в основу которой положены выбор способов достижения цели и получаемое удовлетворение. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра – это жизнь ребёнка. В игре, как в жизни, временные трудности, промахи и неудачи неизбежны. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и прийти на помощь другим. Поэтому не нужно спешить вмешиваться в игру, сразу разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать. Игры способствуют развитию памяти и внимания, сообразительности, наблюдательности, ловкости.
Введение…………………………………………………………………………….…...3
1 Понятие и общие положения игровой деятельности дошкольника…………...…. 5
2 Сюжетно-ролевая игра в интеллектуальном развитии дошкольников…………..… 11
3 Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры……………………………………………………………………….………..18
Заключение……………………………………………………………………….……..24
В игре также развивается мотивационно
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми
сюжетами и сложными ролями, создающими
достаточно широкий простор для импровизации,
у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается
так называемый познавательный эгоцентризм.
Вообще в игре коренным образом изменяется
позиция ребенка. Играя, он приобретает
возможность смены одной позиции на другую,
координации разных точек зрения.
В дошкольном возрасте основным средством
сенсорного воспитания считается дидактическая
игра. На нее почти полностью возлагается
задача формирования сенсорики ребенка:
знакомство с формой, величиной, цветом,
пространством, звуком. Дидактическая
игра как игровая форма обучения – явление
очень сложное. В отличие от учебной сущности
занятий в дидактической игре действуют
одновременно два начала: учебное, познавательное,
и игровое, занимательное. В соответствии
с этим родитель или воспитатель в одно
и то же время учитель и участник игры,
учит детей и играет с ними, а дети учатся
играя.
5.Главный
воспитатель дошкольника – игра
Как хочется малышу принять участие в
жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей.
Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку».
А что если в это … поиграть? Зачем долго,
мучительно долго ждать, пока вырастешь,
если уже сейчас можно «сесть» за штурвал
корабля, взять в руки скальпель хирурга,
слетать в космос? Благо, игрушек – хоть
отбавляй! От пластикового молоточка до
ракеты, от куклы до игрушечного театра.
Корабли, машины, самолеты, простые и заводные,
механические и электрические - да ведь
это целый мир! Мир созданных человеком
орудий и предметов, пусть уменьшенных
и упрощенных, но зато таких доступных.
Бери и пользуйся! Плыви по океанам!
И дошкольник начинает играть. Вернее,
начинает он раньше. Первые, самые простые
игры возникают у ребенка на 2-ом году жизни.
Тут новый шаг в психическом развитии
ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует
предметы как игрушки. Наряду с речевыми
символами в сознании малыша появляются
символы предметные, возникает воображение
как особая сфера психического. В действительности
малыш не просто играет: он косвенно обращает
свои игровые действия к взрослому, стремится
получить одобрение и оценку.
Игра 3 – 5-летних сложнее. Простое воспроизведение
действий с предметами уже не устраивает
ребенка: ему хочется принять участие
в настоящей жизни. Появляются роли, игра
становится коллективной.
Для детей 3 – 4х лет основным становится
воспроизведение отношений между людьми.
Мир открывается детям все полнее и полнее.
Они уже видят, что шофер не просто крутит
руль, но вступает в определенные отношения
с пассажирами, что доктор не просто делает
укол больному, но и общается с ним определенным
образом. И именно эти отношения и особенности
общения между взрослыми и становятся
центральным моментом в играх дошкольника.
Разнообразны сюжеты детских игр. Тут
и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые
будни папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее
сюжеты игры, тем дальше они от хорошо
знакомых бытовых сцен. Все то новое, что
прочитали ему в книжке, что он увидел
в кино, по телевизору, в цирке, - все знакомый
хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести,
принять в событиях личное, действенное
участие. В этом причудливом сюжетном
калейдоскопе быстро чередуются работа
проводника и машиниста, таксиста и охотника,
космонавта и средневекового рыцаря.
И вот что интересно: хотя игра – модель
реальной жизни, хотя она отражает реальность
взаимоотношений людей, она в то же время
полна чудес, волшебных превращений. В
игре бурно развивается воображение, ребенок
мыслит и творит, планируя общую линию
игры и импровизируя по ходу ее выполнения.
Малыша не очень заботит то, что вместо
ракеты у него – пара стульев, а вместо
шлема – картонный цилиндр. Игровые предметы
«добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют»,
что нужно маленькому фантазеру, и охотно
«подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет
все, даже неживые, предметы. Ребенок играет
не только роли людей, животных; скрипящая
дверь, паровоз, ветер – все достойно перевоплощения,
во все малыш может вдохнуть душу, психику,
жизнь. Игровые законы вовсе не препятствие
тому, чтобы неодушевленный предмет ожил,
а плюшевый мишка заговорил человеческим
голосом. Воображение ребенка не только
копирует, воспроизводит, но и создает,
преображает, творит.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация
в предпочитании игр, игрушек и связанная
с этим отработка игровых и орудийных
действий. В игре проявляются психологические
особенности детей как представителей
того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются
к создавшейся ситуации, быстрее и легче
входят в новые условия, устанавливают
контакты.
Мальчики взрывные, создают больше шума.
Выбранные игровые роли отражают социальные
стремления детей разного пола. В игре
в своеобразной форме реализуется интерес
к деятельности, связанной с мужскими
и женскими социальными ролями. Интересы
мальчиков сосредоточены на технике, на
соревновательных играх, в которых можно
реализовать свои притязания на победу,
на лидерство. Мальчики признают сильных,
смелых и инициативных сверстников. Девочки
любят сверстниц с мягким нравом, веселых
и уступчивых.
Дошкольный возраст справедливо называют
возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы,
и, это ни удивительно, ответы на многие
из них заключены в самой игре.
Родителям надо запомнить, что если ребенок
не научился играть, если его не привлекают
игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую
игру, привлечь к ней своих друзей, у такого
малыша не будет успехов и в «серьезной»
деятельности. Игра – это особая, необходимая для
нормального развития ребенка школа. Это,
пожалуй, самое серьезное для дошкольников
занятие, в котором ребята многому учатся.
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая
при этом, что, именно играя, ребенок овладевает
умением обобщать и анализировать, запоминать
и припоминать то, что нужно в данный момент.
В игре у детей развивается фантазия, способность
к концентрации внимания. Как это ни удивительно
на первый взгляд, но именно в игре, где,
как ошибочно полагают взрослые, ребенку
предоставляется полная свобода, малыши
приобретают способность к сдерживанию
непосредственных желаний, к контролю
за своими действиями, к целенаправленному,
произвольному поведению, регулируемому
осознанной целью. Словом, все важнейшие
психологические новообразования, которые
необходимы ребенку во всей его дальнейшей
жизни, в обучении, общении, творчестве,
берут свое начало в детской игре. Не случайно
педагоги давно отметили, что, каков ребенок
в игре, таким в значительной степени он
будет и в жизни. Игра способствует развитию
подлинно творческого воображения, направленного
на конкретную цель, на создание нового,
на получение определенного результата.
Игра – это серьезно для самого ребенка,
это сама жизнь, это детская непосредственность,
наивность, иногда лукавство, иногда удивительная
серьезность. Для ребенка игра не всегда
милая забава, часто – это труд, преодоление
себя. Игра – это целый мир… И руководство
детской игрой – серьезная проблема для
взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей
требуется наибольшее внимание, терпение,
такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно
вглядываться в своего ребенка, и конечно
же умение любить.
Родители сами могут прийти к выводу, что
не следует жалеть времени на игру. Отношение
родителей к игре своих детей должно быть
проникнуто сознанием глубокой ценности
игровой деятельности – как орудия самовоспитания
ребенка.
6.Заключение
В связи с вышеизложенным можно сделать
заключение о том, что игра – это форма
деятельности в условных ситуациях, направленной
на воссоздание и усвоение общественного
опыта, фиксированного в социально закрепленных
способах осуществления предметных действий,
в предметах науки и культуры. В игре как
особом исторически возникшем виде общественной
практики воспроизводят нормы человеческой
жизни и деятельности, подчинение которым
обеспечивает познание и усвоение предметной
и социальной действительности, интеллектуальное
и нравственное развитие личности.
Игра дает умение ориентироваться в реальных
жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно
и как бы понарошку в своем вымышленном
мире. Игра дает психологическую устойчивость.
Вырабатывает активное отношение к жизни
и целеустремленность в выполнении поставленной
цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками.
Итак, игра является ведущим видом деятельности
у детей дошкольного возраста.
Ведущая деятельность – такая форма поведения
ребенка, в связи с развитием которой развивается
психические качества, подготавливающие
переход ребенка к новой ступени его развития.
В рамках ведущих типов деятельности возникают
новые виды занятий. Ребенок начинает
учиться в игре. Только пройдя школу ролевой
игры, дошкольник может перейти к планомерному
и целенаправленному обучению.
Ведущая деятельность формирует и перестраивает
отдельные психические процессы. Только
в игре возникает способность к активному
воображению, формируется произвольное
запоминание и многие другие психические
качества.
Ведущая деятельность также определяет
важнейшие перестройки и формирование
новых качеств личности. Игра учит, формирует, изменяет, воспитывает. Игра, как
писал выдающийся советский психолог
Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.
Это позволяет сделать вывод – игровая
деятельность имеет большое значение
и играет огромную роль в психическом
развитии дошкольника.
1.Возрастная и педагогическая
психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост.
и коммент. Шуаре Марта О. – М.:1992. – 272с.
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология
/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика,1991.
– 480с.
3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое
развитие дошкольников. – М.: Педагогика,
1984. – 128с.
4.Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии:
Учебное пособие. – Мн.: Харвест; М.: 2000.
– 896с.
5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная
психология: Полный жизненный цикл развития
человека. Учебное пособие для студентов
ВУЗ. – М.:ТЦ Сфера,2004. – 464с.
6.Популярная психология для родителей
/ Под ред. Бодалева А.А.– М.: Педагогика,
1988. – 256с.
7.Сенсорное воспитание в детском саду:
Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова
Н.Н, Аванесовой В.Н. – М.: Просвещение,
1981. – 192с.
8. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно.
– М.: Педагогика, 1981. – 144с.