Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:21, реферат
Таким образом, актуальность темы определила цель работы, которой является раскрытие основных психологических особенностей межличностной совместимости, как необходимого условия совместной деятельности.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
Определить понятие психологической совместимости.
Влияние темперамента на психологическую совместимость
Изучить классификацию совместимости.
Способы диагностики психологической совместимости.
Б) инициаторную – основывается на принципе комплементарности, т.е. дополнительности: в этом случае один из членов команды выступает в качестве субъекта инициативы, а другие являются ее объектом
В) реципрокную – характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребностной сферы.
Наряду с теоретической
Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является наиболее ярким примером эмпирико – прикладного воплощения научных идей.
Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н.Н. и А.Н. Обозовыми. Они написали следующие три подхода к изучению этого феномена:5
Безусловно полезным моментом в
построении схемы является включение
в нее функционального, т.е. по существу
деятельностного аспекта
Психологическую совместимость можно рассматривать как многомерный феномен. Можно выделить четыре плана (измерения) совместимости:
Одно из значительных проявлений психологической совместимости характеризуется сходством жизненных целей и интересов членов команды.
А.И. Антонов определяет семью, как
основанную на единой общесемейной деятельности
общность людей, связанных узами супружества-родительства-
Т.е. можно утверждать, что важно знать совместимость еще в начале семейной жизни и определить, можно ли вообще жить вместе, потому что потом несовместимым людям будет очень сложно выстраивать отношения и воспитывать детей, а развод крайне плохо влияет на психику тех и других.
Говоря о семье, подразумевается совместимость:
• эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека);
• духовную, то есть совместимость основных жизненных ценностей;
• психологическую, то есть сочетание (или дисбаланс) определенных черт характера, свойств и особенностей партнеров;
• интеллектуальную (иногда ее называют совместимостью по индексу образования);
• поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний)
• семейно-ролевую, то есть сочетание представлений каждого из партнеров о ролях мужа и жены (то есть представления о том, кто и что должен делать, за что отвечать в семье и т. п.);
• педагогическую, то есть совпадение основных представлений партнеров о характере воспитания ребенка;
• материально-бытовую, то есть совпадение представлений партнеров о том, сколько должно быть денег, каким путем они могут быть добыты, как их следует тратить и т. п.;
• сексуальную.
Считается, что наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества партнеров и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из партнеров. Рациональным и комплексным показателем индивидуальности может служить тип личности, наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость партнеров.
Таким образом, гармонию семейно-брачных отношений определяют несколько основных элементов:
• эмоциональная сторона партнерских отношений, степень привязанности;
• сходство их представлений, видений себя, партнера, распределения ролей, представлений о социальном мире в целом;
• сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческих особенностей;
• сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
• общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей партнеров.
Нельзя упускать из виду сложность такого психологического явления, как любовь. Касаясь этого понятия, попробуем поговорить о любви как об особом, эмоционально насыщенном, виде межличностных отношений, учитывая индивидуально-личностные особенности включенных в эти отношения лиц и степень их психологической совместимости. Есть некоторые общие закономерности протекания процесса влюбленности, но еще важнее знать о том, как эти переживания проявляются у разных по темпераменту и личностным особенностям людей.
Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент: это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое) влечение, порой затрудняющее объективную оценку личностью свойств избранника, от которых зависит успешность длительного совместного сосуществования. С другой — это императивное желание видеть в объекте привязанности искомый идеал, благодаря чему чело век приписывает другому те свойства и достоинства, которыми тот не обладает. С угасанием влечения (или просто с некоторым ослаблением эмоционального накала) на первый план выступают аспекты индивидуально-личностного плана.
Именно в этот момент может возникнуть когнитивный диссонанс, когда человек, как бы отрезвев, начинает понимать, что его ожидания не совпадают с реальной действительностью, что объект обожания не во всем соответствует идеалу.
Более зрелая позиция предусматривает попытку взвесить позитивные и негативные аспекты ситуации, скорректировать собственные притязания в соответствии с реальностью и постараться спланировать возможный путь выхода из сложного положения.
У мужчин наблюдается менее выраженная склонность к рефлексии, менее дифференцированный подход к нюансам межличностных отношений, более сильная зависимость от физиологических аспектов, склонность к полигамии, резкость в высказываниях, легко возникающая агрессивность, проявляющаяся при противодействии. В среднем мужчины агрессивнее женщин, и для этого имеются веские причины филогенетического характера.
На всех этапах развития человечества мужчина — охотник, защитник, воин, завоеватель. И в любви он агрессивен. Психологи находят в мужском характере больше садистических (жестоких) черт, а в женщинах — мазохистических (жертвенных). По своим психологическим особенностям мужчина в большей степени человек действия, а женщина — человек чувств, поэтому доказательством своей любви мужчина считает в основном свои поступки, в то время как женщине постоянно требуется словесное подтверждение любви. Женщины не всегда вполне понимают мужскую психологию. В их представлении мужчины — это большие дети. Для многих из них муж — это еще один ребенок, большой и упрямый. А мужчины не понимают женщин, выделяя женскую логику как особое, совершенно иррациональное понятие.
Во взаимоотношениях — любовных, семейных, дружеских — люди тянутся друг другу не только в силу сходства характеров, но и по принципу дополнительности, комплиментарности.
Какие психологические критерии должны приниматься во внимание специалистом при решении сложных проблем межличностных отношений?
В первую очередь, необходимо выяснить сложившуюся ситуацию, поставить «диагноз» сформировавшимся, а затем выяснить, какие индивидуально-личностные особенности каждого из партнеров в семейных (любовных) отношениях могли послужить базой для конфликта, какие поступки каждого из них нашли то или иное толкование у другого, какова степень совпадения их иерархии ценностей, единства целей.
Большое количество шкал, тестов и методик создано для определения состояния взаимоотношений в супружеской паре. Помимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности браком, имеются вопросники по выявлению степени супружеской адаптации и взаимного приспособления. Одной из первых методик брачной совместимости является предложенная Эрнстом Берджессом и его ассистентами анкета, состоящая из 36 прямых вопросов. По итогам ответов подсчитывался балл приспособленности, и затем пара попадала в одну из 9 групп.
В психологии предпринято много интересных попыток создания принципиально новых подходов к измерению семейных и супружеских взаимоотношений, которые со временем смогут быть использованы в социологии семьи.
А.И. Антонов утверждает, что в рамках микросоциологии семьи возможно сугубо социологическое выявление и фиксирование сетей внутрисемейного общения. Предложенный им метод изучения взаимных представлений супругов о семейных ролях на основе техники семантического дифференциала СД ориентирован на действительно социологическое исследование супружеской совместимости или сплоченности.
Межличностные, эмоционально окрашенные отношения супругов выясняются не путем измерения семейной психодинамики в какой-либо метафорической системе координат, а посредством измерения различий в восприятии мужем и женой одних и тех же социокультурных ролей отец — мать, муж — жена, мужчина — женщина.
Индивидуальное своеобразие Я каждого из супругов при включении в это Я общезначимых в данной культуре семейных ролей проявляется в вариации величин дифференциала Д, характеризующих степень идентификации супругами этих ролей.
Тест измерения ролевой совместимости супругов (ТИРС) построен на сопоставлении ролевых самооценок каждого из супругов (например, Я — отец и Я — мать) с оценками этой включенности другим супругом (Он — отец, Она — мать).
Значимые различия между самооценкой и оценкой включенности в роль другим супругом (Я — отец, Он — отец) интерпретируются как показатель фактического исполнения данной роли.
При анализе психологических особенностей совместимости на первый план выступают те личностные качества и свойства характера, которые препятствуют, либо способствуют установлению нормальных взаимоотношений и являются факторами «успешности – неуспешности» совместной деятельности.
Наличие совокупности личностных качеств, как правило, свидетельствует о том, что в биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев таких межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе, которые повлияли на выработку способностей к общению. Такие случаи порождали различные эмоции, которые закрепляли навыки общения в психике личности в период её раннего формирования и становления.
Каждый из критериев оценки партнёра по совместной деятельности в системе «удобный – неудобный» описанных в настоящей работе отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, особенностями выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением.
Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует отметить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей и определения психологической совместимости.
1 Пугачев В.П. «Руководство персоналом организации», 2003г, 221с.
Информация о работе Психологическая совместимость и внутрисемейное общение