Психологическая помощь детям с церебральным параличом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание центральной нервной системы, которое проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. При этом особенно тяжело страдают двигательные структуры головного мозга, регулирующие произвольные движения, речь и другие корковые функции. Среди всех форм ДЦП наиболее часто встречающейся является спастическая диплегия, которая отмечается более чем у 50% детей, страдающих церебральным параличом

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретическое изучение детей с ДЦП………………………………….4
1.1 Детский церебральный паралич: характеристика дефекта, его причины и формы……………………………………………………………………………..4
1.2 Речевые нарушения у дошкольников с ДЦП………………………………9
Глава 2 Психологическая помощь детям с церебральным параличом………13
2.1Логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом…13
2.2Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 46.33 Кб (Скачать)

Педагогическая работа состоит из нескольких разделов:

1) Воспитание двигательных  функций.

2) Воспитание навыков.

3) Воспитание речи.

4) Социальное приспособление.

Не меньшее значение авторы придают развитию личностных качеств. Большое внимание уделяется подготовке к школе. Включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти.

Авторы рекомендуют тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами

При значительных моторных затруднениях предлагают рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки

Кондуктивная методика А. Пето.

Андрас Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.

Целью работы признается подготовка к самостоятельной жизни.

Лечебное, психолого – педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты – дирижеры или кондукторы, которых обучают в этом же институте. Во время обучения они работают в качестве помощников кондукторов.

Общие принципы кондуктивной педагогики:

1. Необходимо приспосабливать  ребенка с патологией к реальным  условиям жизни.

2. Это приспособление  обеспечивается за счет обучения  навыкам.

3. Необходимо добиваться  максимального владения сохранными  функциями.

4. Закрепление сформированных  действий в практических ситуациях.

5. Нужно вести работу  по профилактике и устранению  комплекса неполноценности.

6. Ребенок должен видеть  вокруг себя не только больных, но и здоровых детей.

7. В процессе обучения  должно обеспечиваться постоянное  развитие.

Одним из основных положений методики является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию. Большое внимание уделяется обучению захвату, упору, удержанию позы.

Обучение обязательно ведется в группах. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности.

Методика Пето, применима к детям с церебральным параличом с достаточно высоким уровнем сознательности. При отборе детей для занятий предпочтение отдается детям с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющих грамотных, настойчивых, активных родителей. Возраст детей – старше 3 – Х лет.

Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.

Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет. Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно – моторной, зрительно – слуховой, зрительно – моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.

Занятия включает 4 этапа:

1. этап. Вводная часть. Проводится  расслабляющий массаж с беседой  для осознания схемы тела, а  также ритмические упражнения под музыку.

2. этап. Развитие общей  моторики.

3. этап. Развитие мелкой  моторики.

4. этап. Обобщающий.

Используются комбинированные упражнения, на укрепление мышц, развитие схемы тела, развитие пространственной ориентировки, развитие ориентировке во времени, развитие темпо – ритмического чувства.

Методика Э. Мазанек.

Методика Эвы Мазанек представлена как психолого – педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.

Первоначально проводится обследование, далее занятия в игровой форме. Одновременно обучаются и родители, которые затем занимаются дома с ребенком.

В основу работы положены следующие принципы:

1. Обязательный эмоциональный  контакт.

2. Обеспечение ребенку  чувства безопасности.

3. Активное участие ребенка  в работе. Обеспечивается тем, что  ребенку объясняют, в чем заключаются  его трудности и недостатки.

4. Содержание и материал  заданий подбирается не по  возрасту, а по возможности ребенка.

5. Работа проводится в  игровой деятельности.

6. Дозировка заданий в  соответствии с возможностями  ребенка.

7. Повторение и закрепление  материала.

Методика Мазанек рассчитана для детей с рождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Детский церебральный паралич - заболевание, в основе которого двигательное нарушение, влекущее за собой нарушения психические и речевые. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем лучше для ребенка. Основной целью коррекционной работы при детском церебральном параличе является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная  работа с детьми с церебральным  параличом. М., 1989.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., 1989.

3. Данилова Л.А. Методика  коррекции речевого и психического  развития у детей с церебральным  параличом. М., 1997.

4. Левченко И.Ю., Приходько  О. Г. Технологии обучения и воспитания  детей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001.

6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995.

7. Назарова Н.М. Специальная  педагогика. / Под редакцией Назаровой  Н.М. -- М.: Изд-во АСАDEMА, 2000.8. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.


Информация о работе Психологическая помощь детям с церебральным параличом