Психологическая характеристика младенческого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:31, реферат

Краткое описание

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода.
До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого года жизни. Немногочисленные факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода.

Оглавление

Введение 3
1. Основные особенности младенческого возраста 4
2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах 5
3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте 8
4. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте 9
5. Основные новообразования младенческого возраста 11
Заключение 13
Используемая литература

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

5.ОСНОВНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним  предметом, действия приобретают все  большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.

В конце года в поведении  ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между  новыми потребностями ребенка и  возможностями его действий с  предметами, а также прежними отношениями  со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.

С одной стороны, ребенок  стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами  действия с предметами.

Поэтому он обращается за помощью  к взрослому, т.е. возникает необходимость  более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых (Л.С.Выгодский).

Появление первых слов для  обозначения, указания на предметы и  ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления  памяти начинают перестраивать структуру  сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение  может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими  представлениями. (Л.И. Божович).

Стремление ребенка к  самостоятельности не всегда поощряется, а часто ограничивается взрослыми, хотя бы по той причине, что существуют предметы, опасные для жизни малыша. Возникновение первых запретов и  ограничений приводит к возникновению  собственного стремления ребенка как  такового (К.Н.Поливанова). Теперь он начинает чувствовать собственный аффект, обнаруживать собственное желание. В этот период ходьба как способ передвижения становится чрезвычайно привлекательной, поскольку позволяет достичь желаемого, а речь – средством удержания стремления и его реализации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей  первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода. До начала XX века знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма немногочисленны. К младенцу относились как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и  ведущему скорее растительную, чем  психическую, жизнь. Существовали методические трудности исследования детей первого  года жизни. Немногочисленные факты  всегда интерпретировались в контексте  какого-либо определенного научного подхода.

Однако роль взрослого  не сводится только к уходу за ребенком и созданию благоприятных условий  для развития восприятия. Исследования многих психологов (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) доказали всю важность психического развития ребенка. Ребенок начинает обучаться с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Воспитание также начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития.

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

1. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов. – 6-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с.

2. Смирнова Е.О. Психология  ребенка: Учебник для педагогических  вузов. – М.:  Школа-Пресс, 1997. –  384 с.

3. Марцинковская Т.Д. История  детской психологии: Уч. для студентов   пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 1998.


Информация о работе Психологическая характеристика младенческого возраста