Психологическая характеристика межличностной аттракции

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассматривается тема, связанная с оппозиционно – вызывающем расстройством. Уделяется внимание таким вопросом как этиология, признаки оппозиционно-вызывающего расстройства, отделение ОВР от очень похожего расстройства поведения. В конце реферата дается немного информации о помощи детям с ОВР.

Оглавление

Введение.
Определение понятия оппозиционное расстройство.
Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства.
Этиология ОВР.
Отличие вызывающего оппозиционного расстройства от расстройства поведения.
Помощь детям с оппозиционным расстройством.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Определение понятия оппозиционное расстройство.docx

— 27.16 Кб (Скачать)

Федеральное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально-педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

Факультет социальной и коррекционной  педагогики

 

 

 

 

Реферат

«Психологическая характеристика

межличностной аттракции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка факультета СКП

Группы СДБ

Збукарева Татьяна Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013 г

 

Содержание:

 

  1. Введение.

 

  1. Определение понятия оппозиционное расстройство.

 

  1. Признаки оппозиционно-вызывающего расстройства.

 

  1. Этиология ОВР.

 

  1. Отличие вызывающего оппозиционного расстройства от расстройства поведения.

 

  1. Помощь детям с оппозиционным расстройством.

 

  1. Заключение.
  2.  
  3. Введение.

 

В данном реферате рассматривается  тема, связанная с оппозиционно –  вызывающем расстройством. Уделяется внимание таким вопросом как этиология, признаки оппозиционно-вызывающего расстройства, отделение ОВР от очень похожего расстройства поведения. В конце реферата дается немного информации о помощи детям с ОВР.

 

  1. Определение понятия оппозиционное расстройство.

 

Оппозиционное расстройство – это расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей от 3 до 8 лет (1). Оно характеризуется в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающем отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. (4) Встречается у 15 — 20% детей и является причиной до двух третей от всех обращений к детскому психиатру. Мальчики преобладают в соотношении (2:1) с выравниванием его к пубертатному периоду. В некоторых исследованиях обнаружено преобладание девочек. (2)

 

Диагноз требует полного  соответствия критериям рубрики F91, даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза.

Исследований на тему оппозиционных  расстройств проводилось очень мало.  
Одной из наиболее полных и основательных работ об оппозиции является работа А.А. Деркача  в соавторстве с другими учёными. В его работе дано определение оппозиционарности и разобрано множество аспектов данного многогранного явления. А.А. Деркач отмечает также как и мы высокую актуальность проблемы и необходимость её дальнейшей разработки.

 

  1. Признаки оппозиционно - вызывающего расстройства.

Главным признаком расстройства является постоянно негативистическое, враждебное, вызывающее, провокационное и брутальное поведение, находящееся за пределами нормального уровня поведения для ребенка того же самого возраста в тех же социо-культурных условиях.

ОВР свойственны следующие  признаки:

• Частая потеря психического равновесия.

• Частые ссоры с родителями.

•  Частые  отказы  выполнения  просьб  родителей,  касающихся  уборки  в  квартире,  наведения  порядка в своих вещах и  др.

• Частое специальное совершение поступков, раздражающих родителей/учителей.

•  Обвинение других в  своих ошибках.

• Повышенная чувствительность к действиям других.

• Частая гневливость и  мстительность.

• Частое употребление нецензурных  выражений, ругательств.

• Частое злорадство. (1)

У детей с оппозиционно-вызывающим расстройством отмечается низкий уровень фрустрационной толерантности (устойчивость психики индивида к воздействию тяжелых неблагоприятных стимулов, способность психологически, эмоционально переносить жизненные трудности без срывов и психических сдвигов (3)) и легкая потеря самообладания. В типичных случаях их вызывающее поведение имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор.

Дети обычно неряшливы, несобранны, забывчивы. Это впечатление усиливается  при попытках родителей придать  их поведению большую организованность, на которые они отвечают легко  возникающими, непродолжительными вспышками  раздражительности. Характерной чертой является борьба за отстаивание своей  позиции в споре со старшими, в  которой ребенок готов скорее лишиться важных для себя привилегий, чем оказаться побежденным. Оппозиционное  поведение может перемежаться с  эпизодами чрезмерной покладистости. (1) Дети проявляют не соответствующее возрасту упрямство, раздражительность и ведут себя вызывающе. (5)

Обнаружилось, что оппозиционно-демонстративные  расстройства оказывают крайне негативные воздействия на взаимодействия родителей и детей. Стержневой в отношениях с родителями является проблема недостаточного послушания, чаще всего в связи с поведением, самообслуживанием и успеваемостью. Родители нередко обращаются к отолярингологу, предполагая, что поведение детей вызвано нарушением слуха. Обращенные к себе дисциплинарные ожидания и требования ребенок считает неправомерными, несправедливыми и в ответ на них считает оправданным не только не выполнять их, но и намеренно досаждать взрослым. В результате постоянных провокаций детей родители часто теряют контроль над ситуацией, их поведение становится непоследовательным, эпизоды интенсивных усилий по поддержанию дисциплины перемежаются фиктивными наказаниями, пустыми угрозами и чрезмерными поощрениями. (2)

Так же у детей с ОВР  имеются трудности в обучении. Трудности вызваны снижением не интеллекта, а прилежания и отказом от помощи окружающих в решении проблем. Низкая успеваемость в школе обычно сопряжена со сниженной самооценкой, хотя чувства вины пациенты никогда не испытывают, проецируя ее на окружающих. Состояние стресса в связи с расстройством ощущается скорее окружающими, чем самими больными. Наряду с обучением страдает и социальное приспособление, у больных часто нет друзей, они не удовлетворены отношениями с окружающими.

Часто поведение более  очевидно во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, которых ребенок хорошо знает, и признаки расстройства могут не проявляться во время клинической беседы. (2)

Пример оппозиционного расстройства:

Гордон: Наслаждается своей  властью.

Он просто почесывает себе пятки: "Значит, я не надену эти  носки! Забудь об этом, я не буду этого  делать!" - и он считает, что прав. Гордон пошел в школу в пижаме, не позавтракав, в проливной дождь  без плаща... Он объяснил это мне: "Мам, все из-за этой ссоры". ...Он ни к чему не относится спокойно. Он даже не скажет: "Ладно, я надену этот свитер". Будет так: "Я сделаю, но только по-своему... Я не сделаю ничего, что вы хотите, чтобы я сделал, и более того, я разъярюсь и  размажу эту миску с хлопьями по стенке, так что это тебя доконает и ты будешь злиться на меня, когда начнешь все отмывать"... Он наслаждается своей силой.  (5)

 

  1. Этиология ОВР.

Негативистичность, характерная для оппозиционно-вызывающего расстройства, является нормально-психологической чертой детского поведения, особенно в возрасте 1,5 — 2 лет. Она становится патологической, если фиксируется в дальнейшем поведении ребенка. Есть данные о наследственной передаче расстройства, механизм ее неизвестен. Для родителей таких детей характерна озабоченность контролем над поведением ребенка, упрямство, пассивно-агрессивные черты личности.

ОВР  может также возникать при сочетании высокой конституциональной способности ребенка к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. Здесь борьба ребенка за самоопределение может стать устойчивой стратегией защиты от любого последующего вторжения в собственную автономию.

С точки зрения поведенческой  теории, расстройство во многом является заученным ответом на порицающее отношение родителей, надеющихся таким  образом снизить интенсивность  оппозиционного поведения ребенка, а также средством контроля поведения  родителей по отношению к себе. (2)

Оппозиционно-вызывающее поведение  часто отмечается при других типах  нарушения поведения. Например, при ГРДВ – это гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Пример оппозиционно-вызывающего расстройства при ГРДВ:  Шон, энергичный и разговорчивый двадцатидевятилетний мужчина, вспоминает: «Мое детство — это какое-то стихийное бедствие. Я был действительно трудным ребенком. Родители и учителя не оставляли меня в покое. Они называли меня хулиганом и бранили за то, что я был слишком агрессивный, вспыльчивый и вел себя вызывающе. У меня не было друзей. Поэтому я стал употреблять наркотики. Кое-как меня переводили из класса в класс. Я не мог ни на чем сосредоточиться. Часами мне приходилось просиживать за уроками, но я сразу забывал все, что выучил. В старших классах я вынужден был все время списывать».

 

  1. Отличие вызывающего оппозиционного расстройства от расстройства поведения.

У этих двух видов расстройств есть много общего. Горячо обсуждался вопрос о том, является ли оппозиционно-вызывающего  расстройство отдельным расстройством  или это просто более умеренная  и рано проявляющаяся версия расстройства поведения. Симптомы оппозиционного расстройства, как правило, возникают за 2-3 года до симптомов расстройств поведения - в возрасте около 6 лет для оппозиционно-вызывающих расстройств и в возрасте 9 лет  для расстройств поведения. Поскольку  первыми у детей развиваются  оппозиционно-вызывающие расстройства, вероятно, у некоторых они предшествуют расстройству поведения. Однако большинство  детей с оппозиционно-вызывающим расстройством не переходят к  более серьезным расстройствам  поведения: по крайней мере, у половины сохраняется диагноз оппозиционного расстройства поведения и не возникает  других расстройств.

Таким образом, для большинства  детей оппозиционно-вызывающее расстройство - это радикальный вариант развития, но он не обязательно свидетельствует  о более серьезных проблемах  поведения.

  1. Помощь детям с оппозиционным расстройством.
 
    На практике чаще всего используется комбинация индивидуальной и семейной поведенческой и динамической психотерапии. Овладение родителей поведенческими приемами является решающим в модификации оппозиционного поведения больных. Изменить поведение ребенка в семье в ходе индивидуальной терапии можно лишь при достижении достаточно глубоких и эмоциональных отношений с психотерапевтом. Проявление реального уважения к независимости ребенка создает предпосылки для осознания им защитного и дезадаптивного характера его оппозиционности. Самое трудное в терапии — добиться осознания больным его инфантильной потребности в зависимости от родителей, с которыми он постоянно борется.
  1. Заключение.
Таким образом, дети с оппозиционно-вызывающим  расстройством проявляют не соответствующий возрасту паттерн упрямого, враждебного и оппозиционного поведения. И есть много общего между расстройством поведения и оппозиционно-вызывающим расстройством. Тем не менее большинство детей, проявляющих оппозиционно-вызывающее расстройство, не переходят к более серьезным расстройствам поведения.
Список использованной литературы:
  1. Ц.П. Короленко, Н. В. Дмитриева «Личностные и диссоциативные расстройства», 2006 г.
  1. Попов Ю. В., Вид В. Д. «современная клиническая психиатрия».
  1. Филиппов А. В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. « Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь», 2011г.
  1.  http://mkb-10.com/index.php?pid=4447
  1. Эрик Мэш,  Дэвид Вольф «Детская патопсихология».

Информация о работе Психологическая характеристика межличностной аттракции