Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:03, доклад
Пенитенциарная психология, по своей сути, это исправительная психология, или исправительно-трудовая психология. Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.
Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психологическая характеристика личности осужденного в разные периоды отбывания наказания.
Пенитенциарная психология,
по своей сути, это исправительная
психология, или исправительно-трудовая
психология. Исправительно-трудовая психология
исследует психологические
Попадая в ИТУ, почти каждый осужденный планирует для себя только освобождение. Цель воздействия – добиваться, чтобы осужденный тоже стремился к перестройке, переделке собственной личности. Прежде чем приспосабливать такого человека к существованию в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его преступный стереотип и заменить трудовым. Следует создать условия, чтобы он растаял: ликвидировать среду, систему подкреплений и сформировать нормальную среду.
Наказание преследует три цели: покарать, исправить и перевоспитать осужденного, а также предупредить преступление (общая и специальная профилактика).
- наказание как КАРА
– отрицательное подкрепление: отрыв
от общества, привычной жизни,
осознание длительности отрыва,
ограничение свободы действий. Ресурс
для перевоспитания –
- ИСПРАВЛЕНИЕ: изъять
из среды, способствующей
Предметом исследования здесь являются закономерности социального иммунитета, толерантности личности по отношению к антисоциальным воздействиям со стороны преступной среды, в острых конфликтных ситуациях, в период высокого эмоционального напряжения, под воздействием различных фрустаторов и т. п. При этом наряду с личностным потенциалом правонарушителя исследуются факторы, которые воздействуют на него в процессе ресоциализации: воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с заключенным.
ПЕЧАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: среда
тюрем наоборот изобилует криминальными
традициями, что даже те, кто попал
туда не из криминального мира –
окунаются в него. Также, персонал
и работники исправительных учреждений
– не имеют психологической
Градация мер лишения свободы в зависимости от степени усердия в труде и стремления осужденного встать на правильный, честный путь способствует закреплению этого стремления. Создание определенной системы параллельных и последовательных целей, рубежей (далеких и близких), стимулов благотворно отражается на личности; поддержание психологической напряженности, связанной со стремлением личности улучшить свое положение путем получения льгот, благоприятствует более быстрому закреплению складывающихся положительных взглядов, установок и форм поведения. Все это способствует эффективной перестройке направленности личности.
Динамика личности осужденного и воспитательный процесс
Воспитание; труд; воздействие коллективом – главные факторы изменения личности. 4 направления в деятельности воспитателя:
- содержание будущей
- систему и последовательность
собственных действий (тактику и
стратегию воспитательного
- систему и последовательность
действий воспитуемых (при
Трудность – каждый член коллектива требует индивидуального подхода, т.к. часто они там все реально конченые, и каждый конченый по-своему.
Факультативные факторы: семья на воле, друзья на воле, увлечения и пр. нужно выделить доминирующий и использовать его для воспитания чувства перспективы.
В исправлении играют важную
роль малые группы, которые формируются
стихийно, т.к. обладают своим социально-
МГ могут быть отрицательно направленными (недоброжелательное соперничество, а значит в ней НЕТ ДРУЖБЫ), или положительно направленные. Важно выявлять лидеров и их позицию в отношении администрации, других вещей. Часто они скрывают истинные роли от отношение к разным вещам. Это важно знать для работы с конфликтами.
Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
Важнее всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.
Использование внушения (расчет на некритичность вследствие авторитетности воспитателя).
3 группы факторов, влияющих
на адаптацию: личность, среда,
условия отбывания наказания
(образ и организация
Организация общественного наблюдения за вышедшим: общественное наблюдение, патронат, административный надзор.