Психологическая характеристика личности осужденного в разные периоды отбывания наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:03, доклад

Краткое описание

Пенитенциарная психология, по своей сути, это исправительная психология, или исправительно-трудовая психология. Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 20.68 Кб (Скачать)

Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психологическая  характеристика личности осужденного  в разные периоды отбывания наказания.

Пенитенциарная психология, по своей сути, это исправительная психология, или исправительно-трудовая психология. Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны  перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному  существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а  также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

Попадая в ИТУ, почти каждый осужденный планирует для себя только освобождение. Цель воздействия –  добиваться, чтобы осужденный тоже стремился к перестройке, переделке  собственной личности. Прежде чем  приспосабливать такого человека к  существованию в нормальной социальной среде, необходимо разрушить его  преступный стереотип и заменить трудовым. Следует создать условия, чтобы он растаял: ликвидировать  среду, систему подкреплений и сформировать нормальную среду.

Наказание преследует три  цели: покарать, исправить и перевоспитать  осужденного, а также предупредить преступление (общая и специальная  профилактика).

- наказание как КАРА  – отрицательное подкрепление: отрыв  от общества, привычной жизни,  осознание длительности отрыва, ограничение свободы действий. Ресурс  для перевоспитания – ПАЛСТИЧНОСТЬ  психики. 

- ИСПРАВЛЕНИЕ: изъять  из среды, способствующей совершению  преступления; внушить неотвратимость  наказания, чтобы в случае борьбы  мотивов, этот мотив (избежать) – победил. 

Предметом исследования здесь являются закономерности социального иммунитета, толерантности личности по отношению к антисоциальным воздействиям со стороны преступной среды, в острых конфликтных ситуациях, в период высокого эмоционального напряжения, под воздействием различных фрустаторов и т. п. При этом наряду с личностным потенциалом правонарушителя исследуются факторы, которые воздействуют на него в процессе ресоциализации: воспитательный процесс и его методы, личность воспитателя и организация отношений с заключенным.

ПЕЧАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: среда  тюрем наоборот изобилует криминальными  традициями, что даже те, кто попал  туда не из криминального мира –  окунаются в него. Также, персонал и работники исправительных учреждений – не имеют психологической подготовки. Заключение более 3-х лет – необратимые деградации личности.

Градация мер лишения  свободы в зависимости от степени  усердия в труде и стремления осужденного встать на правильный, честный путь способствует закреплению  этого стремления. Создание определенной системы параллельных и последовательных целей, рубежей (далеких и близких), стимулов благотворно отражается на личности; поддержание психологической напряженности, связанной со стремлением личности улучшить свое положение путем получения льгот, благоприятствует более быстрому закреплению складывающихся положительных взглядов, установок и форм поведения. Все это способствует эффективной перестройке направленности личности.

Динамика личности осужденного и воспитательный процесс

Воспитание; труд; воздействие  коллективом – главные факторы  изменения личности. 4 направления  в деятельности воспитателя:

  1. Социальная – привить социально значимые качества; заразить верой в то, что это будет сделано.
  2. Коммуникативная – направленный обмен информацией (фишка: обход психологического барьера). Суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды. Но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным слабого типа, у которого взаимоотношение с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за таких черт характера, как робость и застенчивость. В последнем случае человеку надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.
  3. Организационная – организация деятельности, преодоление скрытого и открытого сопротивления. Нужно иметь авторитет.
  4. Конструктивная – проектирование воспитательных процессов, плана и стратегии. Она включает:

- содержание будущей деятельности (планирование);

- систему и последовательность  собственных действий (тактику и  стратегию воспитательного действия);

- систему и последовательность  действий воспитуемых (при этом  проектируется деятельность коллектива  в целом, а также отдельных  групп и отдельных осужденных).

 

Трудность – каждый член коллектива требует индивидуального  подхода, т.к. часто они там все  реально конченые, и каждый конченый по-своему.

Факультативные факторы: семья на воле, друзья на воле, увлечения  и пр. нужно выделить доминирующий и использовать его для воспитания чувства перспективы.

В исправлении играют важную роль малые группы, которые формируются  стихийно, т.к. обладают своим социально-психологическим  микроклиматом. Здесь действуют  подражание, соперничество, самоутверждение (ЭТИМ НАДО МАНИПУЛИРОВАТЬ). МАЛАЯ ГРУППА ВСЕГДА СТОИТ МЕЖДУ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ОСУЖДЕННЫМ, ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ ОНИ ВСЕГДА РАБОТАЛИ ТОЛЬКО ОДИН НА ОДИН.

МГ могут быть отрицательно направленными (недоброжелательное соперничество, а значит в ней НЕТ ДРУЖБЫ), или положительно направленные. Важно выявлять лидеров и их позицию в отношении администрации, других вещей. Часто они скрывают истинные роли от отношение к разным вещам. Это важно знать для работы с конфликтами.

Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Важнее всего активизировать положительные качества личности в  процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых  условиях. Это можно сделать обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлых ошибках, но излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного и неправильном поведении обычно вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, делает их невосприимчивыми к психологическим воздействиям.

Использование внушения (расчет на некритичность вследствие авторитетности воспитателя).

3 группы факторов, влияющих  на адаптацию: личность, среда,  условия отбывания наказания  (образ и организация деятельности  и мн. др.).

Организация общественного  наблюдения за вышедшим: общественное наблюдение, патронат, административный надзор.


Информация о работе Психологическая характеристика личности осужденного в разные периоды отбывания наказания