Психокоррекция виды и технология

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 01:15, доклад

Краткое описание

Психокоррекция – одно из основных направлений психотехнологий. С 1980 г. официально используется в медицинской практике. Методы психокоррекции прошли апробацию в клиниках ММА им. И.М.Сеченова и городских больницах Москвы.
Психокоррекция – немедикаментозное восстановление физического и психического здоровья человека путём прямого доступа в семантическую память (подсознание).

Файлы: 1 файл

психокоррекция.docx

— 26.03 Кб (Скачать)

 Психокоррекция – одно из основных направлений психотехнологий. С 1980 г. официально используется в медицинской практике. Методы психокоррекции прошли апробацию в клиниках ММА им. И.М.Сеченова и городских больницах Москвы.

 Психокоррекция – немедикаментозное восстановление физического и психического здоровья человека путём прямого доступа в семантическую память (подсознание).

 Большая часть болезней человека (за исключением  вирусных и инфекционных) являются психосоматическими. Что это значит? Психе – душа (греч.), сома – тело (греч.) То есть изменения душевного – психического - состояния приводят к нарушениям здоровья физического - телесного.

 Известно, что неадекватная, обострённая реакция  на стрессы приводит к различным  неврологическим нарушениям – расстройству сна, «скачкам» артериального давления, нейродермитам и т.д.

 Почему  человек болеет бронхиальной астмой? В подавляющем большинстве случаев бронхиальная астма развивается на фоне заболеваний органов дыхания - пневмоний или бронхитов. Основной симптом острых заболеваний органов дыхания – кашель с мокротой, сопровождающийся удушьем – по сути, астматический приступ. Но пневмониями и бронхитами болеют тысячи людей. Почему одни становятся астматиками, а другие вылечиваются и забывают о болезни? Если во время приступа кашля с удушьем – основного симптома острых заболеваний органов дыхания – происходит какое-либо неординарное событие, возникает так называемая патологическая фиксация. В этом случае человек станет астматиком. Если фиксации не происходит, человек благополучно вылечивается. Вывод напрашивается сам собой – если убрать фиксацию (причину) – не будет и астмы.

 В чём  причина детской гиперактивности? Практика показывает, что появление человека на свет неизбежно сказывается на психике. Если роды у женщины благополучные, то и психика у малыша здоровая. Несвоевременные роды (плюс – минус неделя), длительный безводный период, тяжёлые и длительные роды (равно как и стремительные) неизбежно сказываются на психике малыша.

 В этих случаях  нарушается адаптация (способность  организма адекватно реагировать  на окружающую среду), зачастую возникающая  гипоксия нарушает кровоснабжение головного  мозга. При неблагополучном появлении  на свет ребёнок испытывает боль, которая  неизбежно сопровождается страхом.

 Наша память (подсознание) устроена таким образом, что всё, что единожды попадает в  неё, остаётся на всю оставшуюся жизнь. Никому не дано помнить своё появление  на свет, но пережитые страхи остаются “занозами” в подсознании, на которые  впоследствии “накручиваются” проблемы. Это один из первых импринтингов (запечатлеваний) в подсознании. Этих людей нельзя назвать больными. Но они имеют свои специфические особенности. Это, как правило, - гипертрофированная ранимость, неуверенность в себе, заниженная самооценка и т.д.

 О психосоматических  заболеваниях и невротических комплексах можно говорить много.

 Психокоррекция  позволяет человеку использовать те резервные  возможности собственного организма и психики, которые, как правило, проявляются только в экстремальных  ситуациях. А лучшего  врача, чем свой собственный  организм ни один человек  не найдёт.

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные  воздействия могут быть следующих  видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Общие положения

Психокоррекция определяется как направленное психологическое  воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.

Методы  психокоррекции

Деятельностная парадигма  связывает психокоррекцию с формированием  системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

  1. Методы усиления регулирующих функции психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;
  2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного  поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать  на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

  1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.
  2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
  3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человек

История психокоррекции

Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период — этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтесори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсомоторных) процессов ребёнка. Центральным звеном её теории является «концепция сенситивных периодов развития ребёнка».

А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием  практической психологии. В это время  создаются системы психологической  помощи конкретным группам детей  с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Основные  виды психологической  коррекции

  • По коррекционным задачам:
    • семейная коррекция;
    • игровая коррекция;
    • нейропсихологическая коррекция;
    • коррекция личностного роста.
  • По характеру направленности:
    • симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;
    • каузальная (причинная,) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.
  • По способу коррекционных воздействий:
    • директивные виды;
    • недирективные виды.
  • По форме организации:
    • общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);
    • частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);
    • специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

  Сфера применения психокоррекции

  1. коррекция эмоционального развития ребёнка;
  2. коррекция сенсо -перцептивной и интеллектуальной деятельности;
  3. психокоррекция поведения детей и подростков;
  4. коррекция развития личности.

Применительно к проблемам  детей в школе:

  1. коррекция недостатков когнитивной деятельности;
  2. коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;
  3. коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное  представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса

Психокоррекционные  технологии

«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:

  1. методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения — психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и так далее).
  2. содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
  3. технологический (методы, формы, средства использования).
  • Свойства психокоррекционных технологий:
  1. психокоррекционные технологии и сложные системы, решающие стратегические и тактические задачи. Стратегическими задачами являются разработка психокоррекционных программ и психокоррекционных комплексов. В тактические задачи входит разработка методов, приемов, психокоррекционных техник, форм проведения работы, подбор и комплектование групп, продолжительности занятия и режима.
  2. нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребенка; предшествующую социальную ситуацию развития ребенка.
  3. психокоррекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
  4. важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
  5. специфика задач психокоррекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребенком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками

Информация о работе Психокоррекция виды и технология