Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 01:15, доклад
Психокоррекция – одно из основных направлений психотехнологий. С 1980 г. официально используется в медицинской практике. Методы психокоррекции прошли апробацию в клиниках ММА им. И.М.Сеченова и городских больницах Москвы.
Психокоррекция – немедикаментозное восстановление физического и психического здоровья человека путём прямого доступа в семантическую память (подсознание).
Психокоррекция – одно из основных направлений психотехнологий. С 1980 г. официально используется в медицинской практике. Методы психокоррекции прошли апробацию в клиниках ММА им. И.М.Сеченова и городских больницах Москвы.
Психокоррекция – немедикаментозное восстановление физического и психического здоровья человека путём прямого доступа в семантическую память (подсознание).
Большая часть болезней человека (за исключением вирусных и инфекционных) являются психосоматическими. Что это значит? Психе – душа (греч.), сома – тело (греч.) То есть изменения душевного – психического - состояния приводят к нарушениям здоровья физического - телесного.
Известно,
что неадекватная, обострённая реакция
на стрессы приводит к различным
неврологическим нарушениям – расстройству
сна, «скачкам» артериального
Почему человек болеет бронхиальной астмой? В подавляющем большинстве случаев бронхиальная астма развивается на фоне заболеваний органов дыхания - пневмоний или бронхитов. Основной симптом острых заболеваний органов дыхания – кашель с мокротой, сопровождающийся удушьем – по сути, астматический приступ. Но пневмониями и бронхитами болеют тысячи людей. Почему одни становятся астматиками, а другие вылечиваются и забывают о болезни? Если во время приступа кашля с удушьем – основного симптома острых заболеваний органов дыхания – происходит какое-либо неординарное событие, возникает так называемая патологическая фиксация. В этом случае человек станет астматиком. Если фиксации не происходит, человек благополучно вылечивается. Вывод напрашивается сам собой – если убрать фиксацию (причину) – не будет и астмы.
В чём причина детской гиперактивности? Практика показывает, что появление человека на свет неизбежно сказывается на психике. Если роды у женщины благополучные, то и психика у малыша здоровая. Несвоевременные роды (плюс – минус неделя), длительный безводный период, тяжёлые и длительные роды (равно как и стремительные) неизбежно сказываются на психике малыша.
В этих случаях
нарушается адаптация (способность
организма адекватно
Наша память (подсознание) устроена таким образом, что всё, что единожды попадает в неё, остаётся на всю оставшуюся жизнь. Никому не дано помнить своё появление на свет, но пережитые страхи остаются “занозами” в подсознании, на которые впоследствии “накручиваются” проблемы. Это один из первых импринтингов (запечатлеваний) в подсознании. Этих людей нельзя назвать больными. Но они имеют свои специфические особенности. Это, как правило, - гипертрофированная ранимость, неуверенность в себе, заниженная самооценка и т.д.
О психосоматических заболеваниях и невротических комплексах можно говорить много.
Психокоррекция позволяет человеку использовать те резервные возможности собственного организма и психики, которые, как правило, проявляются только в экстремальных ситуациях. А лучшего врача, чем свой собственный организм ни один человек не найдёт.
Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Общие положения
Психокоррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные структуры психики с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. С позиции данного подхода диктуются различия в средствах и приёмах психокоррекции. Так например в психоаналитическом подходе психокоррекционная работа направлена на смягчение симптомов внутреннего конфликтного взаимодействия между «Я» и «Оно» через преодоление неадекватных психологических защит. В гуманистическом подходе психокоррекция понимается как создание условий для позитивных личностных изменений: личностного роста, самоактуализации и так далее. При этом задача психолога заключается в ориентации на уникальные возможности и потенциал личности.
Методы психокоррекции
Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:
Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.
История психокоррекции
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период — описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение перцептивных, мнемических, познавательных процессов.
Второй период — этап
возникновения теории и практики психокоррекции.
Психокоррекция на этом этапе тесно связана
с внедрением экспериментально-
А. Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию памяти, произвольного движения. В. П. Кащенко — методы педагогической коррекции, направленные на коррекцию трудного поведения детей.
Третий период связан с именем Л. С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).
Четвёртый период связан
с интенсивным формированием
практической психологии. В это время
создаются системы
Основные виды психологической коррекции
Сфера применения психокоррекции
Применительно к проблемам детей в школе:
Все выделенные виды
психокоррекции в целом дают системное
представление об организационно-содержательных
началах психокоррекционного
Психокоррекционные технологии
«Психокоррекционная технология — это совокупность знаний о способах, средствах проведения психокоррекционного процесса» (Мамайчук). Психокоррекционная технология — это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: