Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:25, реферат
Лев Семенович Выготский (1896-1934) -- выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Его называют Моцартом в психологии. Он оставил яркий след в науке и различных областях практики, заложил основы и линию анализа в отечественной психодиагностике.
Введение
1 Взгляды Л.С. Выготского
1.1 Развитие взглядов Л.С. Выготского
1.2 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе
2 Современные проблемы и перспективы развития психодиагностики
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1 Взгляды Л.С. Выготского
1.1 Развитие взглядов Л.С. Выготского
1.2 Идеи Л.С. Выготского о психологическом диагнозе
2 Современные проблемы
и перспективы развития
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Лев Семенович Выготский (1896-1934) -- выдающийся отечественный психолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становление психологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Его называют Моцартом в психологии. Он оставил яркий след в науке и различных областях практики, заложил основы и линию анализа в отечественной психодиагностике.
В своих работах он был предельно искренен, старался максимально полно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изучения поставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенный самостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с тем все его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общим названием культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Труды Выготского поражают, прежде всего, высокой психологической культурой, знанием исходного «материала», который и служил основой для последующих преобразований.
Бесспорно, Л.С.Выготский - классик отечественной, да, пожалуй, и мировой психологической науки. Нельзя не согласиться с американским психологом Джорждем Верчем, написавшим о неисчерпаемости идей Выготского так: «Я читаю Выготского уже почти четверть века, и это более, чем что-либо другое, только подкрепляло мою уверенность, что мне никогда не удастся до конца извлечь все предлагаемое...».
Л.С.Выготский сумел
открыть для психологии такие
перспективы дальнейшего
Исследование проблем и перспектив психологической диагностики также представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1 Взгляды Л.С.Выгодского
1.1 Развитие взглядов Л.С.Выготского
Говоря о достижениях Л.С.Выготского, прежде всего нужно отметить совершенное им расширение сферы психологии. Именно Л.С.Выготскому принадлежит идея орудия, направленного на управление поведением человека. В качестве таких орудий он называл различные виды знаков. Знаки функционируют только в процессе общения, т. е. опосредствуют социальные отношения людей друг с другом. Тем самым Выготский показал, что психику человека нельзя вывести из свойств отдельных индивидов. Психика имеет экстериоризированную форму существования. Поэтому для понимания природы психического психология должна выйти за рамки индивидуального сознания, более того, она должна обратиться к истории человеческой культуры и искусства.
Он писал: «Если правильно, что знак первоначально является средством общения и лишь затем становится средством поведения личности, то совершенно ясно: культурное развитие основано на употреблении знаков и включение их в общую систему поведения протекало первоначально в социальной, внешней форме. В общем мы могли бы сказать, что отношения между высшими психическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми» [т. 3; 143]. На этом пути Л.С.Выготскому удалось сделать ряд важных открытий. Прежде всего он показал, что развитие психики индивида идет путем присвоения ее общественно выработанных форм. Он назвал этот процесс интериоризацией. Выготский раскрыл ход этого процесса: «При вращивании, т.е. переходе функции внутрь, происходит сложнейшая трансформация всей ее структуры. Существенными моментами, характеризующими трансформацию, следует считать, как показывает экспериментальный анализ:
1) замещение функций,
2) изменение натуральных
функций (элементарных
3) возникновение новых функциональных систем (или системных функций), принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, которое ранее выполнялось частными функциями» [т. 6; 15].
Л.С.Выготский показал,
что благодаря знаку
Для исследования развития высших психических функций Л.С.Выготский разработал методику двойной стимуляции. Смысл этой методики заключается в том, что она позволяет раскрывать внутреннюю структуру психических функций. Для этого Л.С.Выготский применял не один ряд стимулов, а два: натуральные стимулы и стимулы-средства, которые должны служить для организации собственного поведения испытуемого. Благодаря применению методики двойной стимуляции Л.С.Выготскому удалось преодолеть коллизию, в которую была поставлена психология «из-за столкновения спиритуалистической и механистической концепций».
Важные результаты были получены Л.С.Выготским в анализе проблемы мышления и речи. Онтогенетическое изучение речи и мышления было проведено Ж.Пиаже. По Пиаже, эгоцентрическая речь есть результат неполной социализации ребенка, она отмирает с возрастом, по мере социализации ребенка. В ходе экспериментов Л.С.Выготский показал, что эгоцентрическая речь не отмирает, а становится внутренней речью, т. е. речью социальной, но обращенной на самого ребенка, на управление его действиями.
Весьма важные и интересные результаты были получены в ходе изучения развития детских обобщений. Л.С.Выготский показал, что существует ряд этапов становления понятия. Первый этап характеризуется образованием синкретических представлений. Роль слова здесь незначительна. На втором этапе возникают различные формы комплексных образований, которые характеризуют связь образа и слова и определяют характер течения детской мысли. Особой формой комплекса является псевдопонятие. Псевдопонятие во многом похоже на истинное понятие, но отличается от него по способу построения. Третий этап представляют собой понятия, среди которых Л.С.Выготский выделил два вида: научные и житейские. Житейские понятия -- есть высшая ступень обобщения наглядной ситуации. Но она не может являться высшей формой мышления. Это путь от конкретного к абстрактному. Высшей формой мышления является научное понятие, которое строится по обратному пути: от абстрактного к конкретному. Исследования в области развития детских обобщений нашли широкое применение в психологии развивающего обучения.
Л.С.Выготскому принадлежит сама идея развивающего обучения. Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научных понятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психики обусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к высшим достижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль взрослого, по Л.С.Выготскому, заключается не только в обеспечении его жизнедеятельности, но и в руководстве детским развитием.
Развитие происходит в особой ситуации, которую Л.С.Выготский назвал зоной ближайшего развития. Зона ближайшего развития есть та область, которая возникает в результате взаимодействия ребенка и взрослого на грани присвоения культурных форм психики. Она характеризуется тем содержанием, которое еще не стало присвоено ребенком, но которое взрослый предлагает ему для присвоения и относительно которого начинается взаимодействие ребенка и взрослого. Естественно, Л.С.Выготский допускал, что это взаимодействие может осуществляться и относительно того содержания, которое ребенок уже освоил. В этом случае развития не происходит. Следовательно взаимодействие ребенка и взрослого, например, обучение может приводить к развитию детской психики или не приводить. Поэтому обучение, ведущее к развитию, было названо развивающим. В настоящее время идея развивающего обучения стала популярной во многих странах мира, в том числе и в нашей стране она входит в национальную доктрину образования.
Л.С.Выготский внес существенный вклад в разработку многих проблем: локализации высших психических функций, периодизации психического развития, системного строения сознания, связи психики и мозга и т. д. Хотя идеи, высказанные Л.С.Выготским, были сформулированы в двадцатые годы прошлого века, но потенциал их не исчерпан, они обладают способностью к дальнейшему движению и позволяют читателю вступить на творческий путь психологических исследований.
Главный его итог состоит
в том, что он ввел разделение психологии
на две: натуральную и культурную.
Хотим мы или нет, но так или
иначе каждому психологу
1.2 Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретические разработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.
Психодиагностика - область
психологической науки, разрабатывающая
методы выявления и измерения
индивидуально-психологических
Предмет диагноза психологического -- установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического -- одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического -- необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень -- симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Л.С.Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.
Второй уровень -- этиологический -- учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологического диагноза является выяснение в каждом отдельном случае того, почему в поведении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причины наблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития. Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
Третий уровень -- высший -- состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом, по Л.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требует умения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития, чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путь последующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.