Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:33, реферат
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.
Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета.
1. З.Фрейд. Краткая биография.
2. Фрейд и неофрейдизм.
3. Психоанализ - что это?
4. Философия психоанализа.
5. Проблемы психоанализа.
6. Проблемы онтологии в психоанализе.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
Для
Фрейда быть сознательным - значит иметь
непосредственное и надежное восприятие.
Говоря же о восприятии в сфере
бессознательного, он сравнивает восприятие
сознанием бессознательных
Это дальнейшее развитие кантовских идей
выливается в психоанализе в утверждение,
согласно которому бессознательное психическое
признается как нечто реально существующее,
но восприятие которого сознанием требует
особых усилий, технических процедур,
определенных навыков, связанных с умением
истолковывать воспринимаемые явления.
Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание - примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое то душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Т.е., если комната - это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним находится келья собственно сознательного.
Позднее
в 20-е годы, Фрейд использует иное
сравнение для характеристики структуры
человеческой психики, которая понимается
как структура состоящая из трех
слоев, или инстанций, о чем мы
говорили выше. И задача психоанализа
может быть сравнима с задачей криптографа,
помочь нуждающимся в переводе бессознательного
в сознание. (Привлечь внимание сознания
к необходимому душевному движению, и
тем самым разрешить внутренний конфликт)
Фрейд исходит из того, что психически
реальное существует в различных точно
так же, как бессознательное психическое
может проявляться в разнообразных выражениях.
С его точки зрения, одно из основных свойств
бессознательных процессов заключается
в том, что "для них критерий реальности
не имеет никакого значения". Независимо
от того, с чем имеет дело человек, с внешней
ли действительностью или с какими-либо
мысленными продуктами деятельности,
будь то фантазия, грезы или иллюзии, все
это может восприниматься им в качестве
психической реальности. Поэтому он высказывает
мысль о том, чтобы "не делать различия
между фантазией и действительностью".
Более того, для Фрейда фантазия оказывается
такой формой человеческого существования,
в которой индивид освобождается от каких
либо притязаний со стороны внешней реальности
не обретает былую свободу, ранее утраченную
им в силу необходимости считаться с окружающим
его реальным миром.
Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров, которая касалась соотношения свободы и необходимости, случайности и закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной стороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности" с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовские размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, поскольку Фрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем не детерминированное.
Фрейд не отвергает случайности как таковую, полагая, что бытие человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют довольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль случайности в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с желаниями отдельного человеческого существа.
В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания исследователей.
Таким
образом, в психоаналитической философии
происходит осмысление онтологической
проблематики, рассмотренной под углом
зрения человека в мире.
Заключение
На этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории. Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдом структура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами и неофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию - дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Как мы видим, исходя из одних и тех же предпосылок разные люди совершенно по разному делают выводы. Но и психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений. Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.
Главное состоит в том, что в связи с этим, одной из важных задач исследований, является дальнейшее осмысление психоаналитической теории З. Фрейда.
Литература.