Психоанализ Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:33, реферат

Краткое описание

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам и страсть к знаниям.
Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета.

Оглавление

1. З.Фрейд. Краткая биография.
2. Фрейд и неофрейдизм.
3. Психоанализ - что это?
4. Философия психоанализа.
5. Проблемы психоанализа.
6. Проблемы онтологии в психоанализе.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Анализ Фрейда.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

    Для Фрейда быть сознательным - значит иметь  непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере  бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов  с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех уточнений, которые были внесены Кантом в понимание данной проблемы. Если Кант подчеркивал субъективную условность человеческого восприятия с неподдающимся познанию воспринимаемым, то и Фрейд акцентирует внимание на неправомерности отождествления восприятия с бессознательными психическими процессами, являющиеся объектом этого сознания. 
Это дальнейшее развитие кантовских идей выливается в психоанализе в утверждение, согласно которому бессознательное психическое признается как нечто реально существующее, но восприятие которого сознанием требует особых усилий, технических процедур, определенных навыков, связанных с умением истолковывать воспринимаемые явления.

    Рассматривая  вопрос об отношениях между сознанием  и бессознательным, Фрейд исходит  из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание - это отнюдь не обязательный процесс, ибо, по мнению Фрейда, далеко не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание - примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж, который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет. Если какое то душевное движение допускается стражем в салон, то это вовсе не означает, что оно тем самым становится непременно сознательным. Оно превращается в сознательное только тогда, когда привлекает к себе внимание сознания, находящегося в конце салона. Т.е., если комната - это обитель бессознательного, то салон, по сути дела, вместилище предсознательного, и только за ним находится келья собственно сознательного.

    Позднее в 20-е годы, Фрейд использует иное сравнение для характеристики структуры  человеческой психики, которая понимается как структура состоящая из трех слоев, или инстанций, о чем мы говорили выше. И задача психоанализа может быть сравнима с задачей криптографа, помочь нуждающимся в переводе бессознательного в сознание. (Привлечь внимание сознания к необходимому душевному движению, и тем самым разрешить внутренний конфликт) 
Фрейд исходит из того, что психически реальное существует в различных точно так же, как бессознательное психическое может проявляться в разнообразных выражениях. С его точки зрения, одно из основных свойств бессознательных процессов заключается в том, что "для них критерий реальности не имеет никакого значения". Независимо от того, с чем имеет дело человек, с внешней ли действительностью или с какими-либо мысленными продуктами деятельности, будь то фантазия, грезы или иллюзии, все это может восприниматься им в качестве психической реальности. Поэтому он высказывает мысль о том, чтобы "не делать различия между фантазией и действительностью". Более того, для Фрейда фантазия оказывается такой формой человеческого существования, в которой индивид освобождается от каких либо притязаний со стороны внешней реальности не обретает былую свободу, ранее утраченную им в силу необходимости считаться с окружающим его реальным миром.

    Здесь Фрейд вторгается в традиционную область философских споров, которая  касалась соотношения свободы и  необходимости, случайности и закономерности. Фрейд занимает в этом вопросе своеобразную позицию. С одной стороны его взгляды совпадают с философией Фихте, бессознательное руководствуется "принципом удовольствия", т.е. не имеет каких-либо ограничений, в то время как в сфере сознания действует "принцип реальности" с присущими ему социокультурными запретами. С другой стороны, фрейдовские размышления о бессознательном лежат в русле философии Шеллинга, поскольку Фрейд не рассматривает психические процессы как нечто произвольное, ничем не детерминированное.

    Фрейд не отвергает случайности как  таковую, полагая, что бытие человека в мире не редко зависит от случая, хотя в самом мире действуют довольно строгие и устойчивые закономерности. Но он не абсолютизирует роль случайности  в развитии мира. В отличии от тех философов, для которых только случай является причиной возникновения того или иного явления. Фрейд признает закономерности, действующие в реальном мире и стоящие за каждой случайностью. Другое дело сфера психической реальности, внутренний мир человека. Здесь по убеждению Фрейда, нет места для случайности, связанной с желаниями отдельного человеческого существа.

    В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания исследователей.

    Таким образом, в психоаналитической философии  происходит осмысление онтологической проблематики, рассмотренной под углом зрения человека в мире. 

    Заключение 

    На  этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории. Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдом структура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами и неофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию - дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Как мы видим, исходя из одних и тех же предпосылок разные люди совершенно по разному делают выводы. Но и психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений. Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.

    Главное состоит в том, что в связи с этим, одной из важных задач исследований, является дальнейшее осмысление психоаналитической теории З. Фрейда.

 

    Литература. 

    
  1. З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.
  2. Соболь К. “Философские принципы психоаналитической теории Зигмунда Фрейда.” Г, 1969.
  3. Лейбин В.М. ”Психоанализ и философия неофрейдиз- ма.” М, 1977.
  4. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
  5. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 1981.
  6. Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". М., 1982.
  7. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
  8. Введение в философию: учебник для вузов. Часть 1 (под ред. Фролова). М., 1989.
  9. Фрейд З. "Будущность одной иллюзии." В кн. "Сумерки богов." М. 1989.
  10. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политическая литература, 1990 г.
  11. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.
  12. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1990 г.
  13. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л-д: Эго, 1991 г.
  14. Р. Урсано, С. Зонненберг, С. Лазар. "Психодинамическая психотерапия". Российская психоаналитическая ассоциация, 1992.
  15. М. Г. Ярошевский. "Краткий курс истории психологии". М., 1995.
  16. Фрейд З. “Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу.” Мн, 1998

Информация о работе Психоанализ Зигмунда Фрейда