Психоаналитическая теория З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:10, реферат

Краткое описание

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVIII в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Оглавление

Введение…………………………………….………………………………….………………..3
1. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка………..............………..………………5
2. Психодинамическая теория личности З.Фрейда……………………………………..…….7
2.1. Психоанализ: основные концепции и принципы 7
2.2. Топографическая Модель Уровней Сознания 7
2.3. Структура личности 8
2.3.1 Ид 8
2.3.2 Эго 9
2.3.3 Суперэго 10
2.4. Движущие силы поведения 11
2.5. Стадии психосексуального развития личности 12
2.5.1 Оральная стадия 13
2.5.2 Анальная стадия 13
2.5.3 Фаллическая стадия 14
2.5.4 Латентный период. 15
2.5.5 Генитальная стадия 16
2.6. Тревога: природа и типы 16
2.7. Защитные механизмы эго 17
3. Последователи Фрейда………………………………………………………….………..19
4. Неофрейдизм………………………………………………………………….……..……21
Заключение……………………………………………………………………….……...…….24
Список литературы…………………………….……………………………………….….….25

Файлы: 1 файл

Психоаналитическая теория З.Фрейда.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Будучи морально-этической силой  личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником»1.

Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение  «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством  родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и  возникновение чувства вины у  ребенка. Поощрительный аспект супереэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью  сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

    1. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.

Первая группа, под общим названием  Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов  и обеспечивающих размножение вида.

Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо – термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

Так как существует много сексуальных  инстинктов, Фрейд предположил, что  каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

  1. Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.
  2. Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.
  3. Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели, не всегда одни и те же, впрочем, как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени.
  4. Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах:

    • Привязки или направление энергии на объект (катексис).
    • Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис).

Примером катексиса может служить  эмоциональная привязанность к  людям, увлечение чужими идеями.

Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

По мнению Фрейда, многие социально-психологические  феномены можно понять  в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.

    1. СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологически детерминированная  последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.

Фрейдом была предложена гипотеза о  четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

  • Фрустация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.
  • Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.
  • В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или к которому регрессирует индивид. В этом суть фиксации.  
  • Регрессия - это возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявление инфантильного поведения,  характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи З.Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими понятиями.  Наиболее объемлющая, учитывающая био-психо-социальные факторы, 8-стадийная теория психического развития Э.Эриксона практически совпадает с периодами детского психического развития Фрейда.
        1. ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ

     Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии:

    Орально-пассивный – веселый, оптимистичный, ожидает «материнского» отношения к себе. Характеризуется доверчивостью, пассивностью, незрелостью и чрезмерной зависимостью.

    Орально-агрессивный – выражается в таких чертах как любовь к  спорам, пессимизм, циничное отношение. Этому типу свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения своих нужд.

        1. АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ

     Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания  выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.

    В результате фрустации в этот период («сейчас же сходи на горшок») возможно формирование анально-удеживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.

    Некоторые родители поощряют своих  детей к регулярному опорожнению  и щедро хвалят за это. Подобный подход воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

        1. ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ

    Между тремя и шестью годами интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут  исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

    Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек – комплекс Электры.

    Суть этих комплексов заключена  в неосознанном желании каждого  ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.

    В норме эти комплексы развиваются  по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

    С момента рождения  главным  источником удовлетворения для ребенка  является мать или фигура ее замещающая. Мальчик хочет обладать матерью, хочет выражать свои эротические  чувства точно так же, как, по его наблюдению, делают люди старшего образа. В тоже время отец воспринимается как препятствие к получению генитального удовлетворения. Отсюда, из-за соперничества или вражды с отцом, т.к. мальчик понимает, что отец не желает терпеть его романтические чувства к матери, в результате чего возникает опасность возмездия, появляется боязнь кастрации. Это заставляет отказаться от стремления к инцесту с матерью.

    Разрешение эдипова комплекса  происходит на более поздней стадии развития, примерно между пятью и семью годами, когда мальчик подавляет свои сексуальные желания и начинает индетифицировать себя с отцом. Этот процесс, получивший название индетификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, приобретение конгломерата ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения. Во-вторых, в процессе индетификации мальчик может удержать мать, как и объект любви, путем замещения, т.к. он обладает теми же качествами, что и отец. Однако самым важным является интернализация родительских запретов и норм, что дает почву для развития совести или суперэго. Т.е. суперэго является разрешением эдипова комплекса.

    Версия эдипова комплекса у  девочек называется комплексом Электры. Вступая в фаллическую стадию, девочка обнаруживает отсутствие пениса (что может символизировать отсутствие силы), как у брата и отца. На этой почве, по Фрейду, у девочек развивается зависть к пенису, выражающаяся в открытой враждебности к матери, упрекая ,что та родила ее без пениса. Стремление к отцу формируется на представлении о нем как обладателя этого органа. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек 5-7 лет клиторная мастурбация сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом. Разрешение комплекса Электры у девочек, по Фрейду, идет тем же путем что у мальчиков, т.е. индетификацией с матерью (отождествление себя с конкурирующим родителем). Однако, комплекс Электры сложнее эдипова комплекса. По мнению Фрейда, эта ситуация решается не столь адекватно как случае эдипова комплекса, поскольку девочка не столь сильно мотивирована страхом: в конце концов, она все равно уже «потеряла свой пенис». Фрейд считал, что это, менее успешное разрешение конфликта в детском возрасте и является причиной того, что степень психологической зрелости женщин меньше, чем у мужчин, поскольку зависть к обладателям пениса сохраняется на протяжении всей жизни. Неразрешенные комплексы могут вести к невротическим моделям поведения, имеющим отношение к импотенции и фригидности.    На данной стадии развития типично для ребенка быть хвастливым, любопытным, демонстративным. Наоборот, родителей должно насторожить отсутствие у ребенка желания похвалиться, выставить себя напоказ и т.п. Это свидетельство вытесненности нормальных для его возраста побуждений, на которые когда-то грубо и резко отреагировали взрослые, что и оказалось травмирующим фактором.

        1. ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД.

    В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового  возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период.

    Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как, по его мнению, сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.

        1. ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ

    Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмеченно наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме ведет к выбору брачного партнера и созданию семьи.

    Генитальный характер – идеальный  тип личности в псиоаналитической  теории. Разрядка либидо в половом  акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того, чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.

      1. ТРЕВОГА: ПРИРОДА И ТИПЫ

    Пересмотрев свою первоначальную концепцию природы тревоги, Фрейд постулировал: тревога является функцией эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дает возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно.

    Психоаналитическая теория выделяет  три типа тревоги в зависимости  от того, откуда исходит угроза.

    1. Реалистическая тревога. Эмоциональный ответ на угрозу и/или понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию самосохранения.
    2. Невротическая тревога.  Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник наказания),  и только когда возникает реальная возможность импульсам ид прорваться через контроль эго, возникает невротическая тревога.
    3. Моральная тревога. Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания эго со стороны суперэго. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.
      1. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭГО

    Основная функция тревоги –  помогать избегать неприемлемых выявлений  у себя инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают  осуществлению этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя способами: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении, или искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону.

    Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии.

    1. Вытеснение считается первичной защитой эго, потому что обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги, так же являясь основой для построения более сложных механизмов. Вытеснение или «мотивированное забывание» представляет собой процесс удаления из сознания мыслей или чувств, причиняющих страдания.
    2. Проекция представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен «козла отпущения», поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.
    3. Замещение. В данном защитном механизме проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему. Мало распространенная форма замещения – направление на самого себя: враждебные импульсы, направленные на других, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности и осуждение самого себя.
    4. Рационализация. Другой способ справиться с фрустацией и тревогой – исказить реальность. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным. Наиболее часто употребляемым видом является рационализация по типу «зелен виноград», берущий название из басни « Лиса и виноград».
    5. Реактивное образование. Этот механизм действует в два этапа: неприемлемый импульс подавляется; в сознании проявляется совсем противоположенный. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.
    6. Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ смягчения тревоги путем возврата к  раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.
    7. Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассматривается как единственная конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов.
    8. Отрицание. Отрицание включается как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.

    Итак, мы рассмотрели механизмы  защиты психики перед лицом внешней  и внутренней угрозы. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в  результате наше эго теряет энергию и гибкость. Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ФРЕЙДА

    Большую часть жизни Зигмунд Фрейд провел в Вене, где вокруг него образовалась блестящая группа последователей, веривших, что его идеи могут сделать для лечения невротических пациентов больше, чем любой другой метод. Эти люди распространили его идеи по всей Европе и Америке. Некоторые из них впоследствии отошли от первоначального Психоаналитического общества и основали свои собственные школы. Наиболее известные из них - Альфред Адлер и Карл Гутав Юнг.

    Около 1910 года Альфред Адлер начал  обращать внимание на некоторые сознательные факторы личности и постепенно отклонился от основных идей Фрейда, а именно от представлений о важности младенческой жажды жизни и о движущей силе подсознательной жестокости. Через некоторое время Адлер сам осознал, что мысли его все дальше отходят от психоанализа Фрейда; тогда он назвал свою систему «индивидуальной психологией».

    Наиболее известная из его идей - это «комплекс неполноценности». Он подразумевает под этим чувства, сосредотачивающиеся вокруг очевидного физического или психического недостатка. Примеры таких недостатков - хромота, низкий рост и заикание. «Неполноценность» вызывает интенсивное стремление восполнить ее или приобрести власть или престиж каким-либо иным путем. Иногда это делают, развивая какой-нибудь другой, не пораженный орган, но часто придают особое внимание нарушенной функции, развивая ее до тех пор, пока она не станет выше среднего, что может быть использовано для повышения общественного положения индивида. Таким образом, хромой Байрон становится известным пловцом, а низкорослый Наполеон получает свою компенсацию, став полководцем сражающихся людей.

    Реакции, в начале которых лежит  комплекс неполноценности, усиливают  «волю к власти», выражающуюся в сильном «мужском протесте», то есть в попытке доказать превосходство своей мужественности. Согласно Адлеру, это стремление власти и вызывает симптомы невроза. Иногда мужской протест вырабатывает исключительные способности, как в случае Байрона и Наполеона, но слишком часто индивид не в состоянии доказать свое превосходство в мире, где все держится на соревновании, и тогда он выражает протест способом, расточающим время и энергию - его собственные и окружающих людей. Поскольку, согласно Адлеру, женщинам приходится с большим трудом утверждать свою мужскую волю к власти, у них чаще встречаются неврозы.

    Как предполагают психоаналитики, предлагаемые Адлером методы лечения, основанные главным образом на объяснениях  с пациентом, заходят не достаточно глубоко, чтобы вызвать стойкие  изменения в способе расходования индивидом его энергии, а потому полезны скорее для руководства, чем для подлинного лечения.

    Ранние книги Карла Юнга, в особенности относящиеся к психологии шизофрении и к тестам на словесных ассоциациях, высоко ценятся психиатрами. Однако в 1912 году он опубликовал книгу о психологии подсознания, из которой стало ясно, что мысли его принимают направление, совершенно отличное от хода идей психоанализа. Чтобы отличить свою систему от психоанализа, он стал называть ее «аналитической психологией». Юнг путешествовал по Индии и Африке, и после этих поездок у него развился особый интерес к мистическим аспектам психики. Со временем идеи его все более удалялись от идей Фрейда, и он начал усиленно пропагандировать мистические идеи Востока, которые ничего общего с научной психологией, как мы ее понимаем в западном мире, не имеют. Вдобавок он уделяет меньше внимания отношениям между психикой и телом, так что его идеи труднее вместить в рамки современной медицины. Однако многие идеи Юнга поразительны, и возбуждают мысль, особенно его подход к проблеме образов и к смыслу жизни.

    К несогласным «членам семейства» Фрейда принадлежат также Карен Хорни, Отто Ранк и Вильгельм Штекель - все они были психотерапевтами с большим опытом; следует серьезно отнестись к их высказываниям и внимательно рассмотреть их идеи, прежде чем судить об их ценности. Невозможно отрицать их наблюдения, и они имеют право на собственную интерпретацию того, что происходило с их пациентами. Единственная спорная проблема состоит в том, всегда ли перенос внимания с неудовлетворительных подсознательных напряжений Ид раннего детства на различные другие факторы, в которых заинтересованы эти авторы, наилучшим образом отвечает интересам пациента, и действительно ли эти другие факторы важнее подчеркнутых Фрейдом. Ортодоксальный психоанализ утверждает, что это не так.

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. НЕОФРЕЙДИЗМ

    Неофрейдизм – направление в  современных, преимущественно  американских, философии и психологии. Возник в конце 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося   центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной. Неофрейдизм   отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее   звено между социальными и психическими структурами.

    Подвергнув критике ряд положений  классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся: Карен Хорни (1885-1953) , Эрих Фромм (1900-1980) , В. Райх (1897-1957) , Г. Маркузе (1898-1979) и др.

    Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм. Значительные роль в  формировании взглядов Фромма сыграло то, что в 1929-1932 гг. он был сотрудником Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, где в те годы складывалась Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Фромм принимает ту интерпретацию марксизма, которая сложилась в этой школе, стремясь синтезировать идеи «молодого Маркса» с психоанализом и другими современными философскими течениями (экзистенциализм, философской антропологией и др.). Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные Среды. Однако, в отличии от марксизма, Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной Среды, а из двойственности человеческого существования: «экзистенциальной» и «исторической». К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

    1. Человек, по его словам, изначально находится между жизнью и смертью, «он брошен в этом мире в случайном месте и времени» и «выбирается из него опять же случайно»,
    2. Существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

    Совершенно иную, по Фромму, природу  имеют исторические противоречия. Они  не являются необходимой частью человеческого  существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды» (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение «гуманистического планирования», «активизацию индивида путем замещения методов «отчужденной бюрократии» методами «гуманистического управления», изменения способа потребления в направлении увеличения «активации» человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации», которые должны быть «эквивалентами религиозных систем прошлого». Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих результаты и символы церковной жизни.

    На творчество одного из лидеров  неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

    В книге «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

    • к людям, как потребность в любви;
    • от людей, как потребность в независимости;
    • против людей, как потребность во власти.

    При стойком доминировании в  поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

    • услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой;
    • пытающаяся отрешиться от общества;
    • агрессивная, жаждущая престижа и власти.

    Поскольку все эти формы реакций  являются неадекватными, создается  порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все  новые и новые конфликты.

    Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов, во времена выступлений «новых левых», которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о «сексуальной революции», Маркузе об «одномерном» человеке и необходимости «великого отказа» как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    На этом можно закончить рассмотрение вопросов психоаналитической теории. Узнав, как появился и развивался психоанализ, как рассматривается З. Фрейдом структура личности и связи между элементами, как оцениваются фрейдистами и неофрейдистами социокультурные явления. Принимать или не принимать теорию - дело добровольное, как и обращаться или нет к психоаналитику. Важны и философские аспекты психоанализа. По словам В. Лейбина, можно с «полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие ... философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ». Если сейчас, в условиях разъединенённости мира и споров о том, что и кто лучше, теория действительно послужит делу создания общих знаменателей, то только за это можно будет благодарить З. Фрейда и сказать, что он работал не зря.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа.-М.:  КомКнига, 2007.- 200 с.
    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1988.- 320 с. 
    3. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. М. Изд-во политической лит-ры, 1990. - 397с.
    4. Лучинин А.С. История психологии. Конспект лекций: М.: Эксмо, 2008.
    5. Фрейд З. Введение в психоанализ (Часть 4, лекции 29-35): М.: Просвещение, 1990.
    6. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М. Просвещение, 1990, 448 с.
    7. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер с  англ.-Общ.ред. и послесл. П.С.Гуревича. М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
    8. Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности.- СПб.: ПИТЕР, 2006.- 607 с.  
    9. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX в.-2-е изд.-М.: ACADEMIA, 1997.- 416 с.
    10. Большой Российский энциклопедический словарь // Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия": М.: РМГ Мультимедиа, 2004. - 1008 с.

     

     

    1 Фрейд З. Лекции по психоанализу.Л.№31

     


Информация о работе Психоаналитическая теория З.Фрейда