Психическое развитие младшего-школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы изучить теоретические подходы к проблеме психического развития в младшем школьном возрасте.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть особенности начального периода школьной жизни ребенка;
- Раскрыть проблему формирования учебной деятельности младшего школьника;
- Рассмотреть проблему развития познавательных интересов и развитие личности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Психическое развитие младшего школьника.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

У детей возникает  ощущение того, что соблюдение норм и правил поведения во многом зависит  от настроения взрослых, от складывающейся ситуации, от их собственных желаний. Появляется самый опасный враг нормального становления моральной сферы ребенка - представление о том, будто нормы и правила поведения имеют формальный характер и должны выполняться не из-за их внутренней необходимости, а под влиянием тех или иных внешних обстоятельств, в том числе боязни наказания.

 Действительное и органическое усвоение детьми норм и правил поведения предполагает прежде всего наличие у учителя хорошо разработанной системы приемов и средств контроля за их выполнением. Четкая формулировка этих норм и правил, обязательное поощрение исполнительности и не менее обязательная и соответствующая реакция на нерадивость и разболтанность - важные условия воспитания дисциплинированности и организованности у младших школьников. Будучи сформированными у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

 Взаимоотношения младших школьников между собой и с учителем. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение от массы новых впечатлений. Они начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации в новом коллективе у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера (у одних - чрезмерная застенчивость, у других - развязность). Но по мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

 Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т.п.). Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, чтобы мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя. Конечно, дети девяти-десяти лет с большим интересом относятся к оценке, которую дают им одноклассники за ловкость, сообразительность, смелость, и остро переживают, если эта оценка расходится с желаемой. Но такие переживания кратковременны и, главное, их легко изменить оценкой со стороны взрослых или учителя. Мнение последнего является для младших школьников наиболее существенным и безапелляционным.

 Младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя. Они обращаются к нему по самым разным поводам - от случайных и мелких до самых глубоких и личностных. Дети откровенно делятся с учителем своими заботами, переживаниями, домашними событиями. В случае обиды младший школьник также обращается к учителю, и обидчик чаще всего воспринимает это как должное, поскольку учитель для всех выступает общим нравственным арбитром.

 Психологическое значение вступления ребенка в пионерскую организацию. В памяти школьников навсегда сохраняется день, когда их - до этого маленьких октябрят - принимали в ту организацию, о которой они давно мечтали, в организацию пионеров, носящих яркие галстуки, бодрыми колоннами проходящих по улицам города во главе с барабанщиком: принимали в организацию, где много интересных дел и занятий. На протяжении первых лет пребывания в школе все хорошее и плохое в жизни младших школьников мерилось возможностями их вступления в пионеры. Они хорошо усвоили: если ты хорошо учишься, если соблюдаешь требования и правила октябрятской группы, если тебе верят товарищи, - то тебя примут в пионеры. Вот почему такими яркими и радостными впечатлениями наполнено сознание ребенка в день вступления в пионерскую организацию. Он с гордостью переживает и свои новые обязанности и свои новые права. Так закладывается психологический фундамент подлинных устремлений ребенка, связанных с целями и интересами пионерского коллектива, а затем и всего общества.

 Вся организация жизни пионерского коллектива и взаимоотношений детей в нем должна строиться так, чтобы у ребенка не тускнели переживания первого дня получения пионерского галстука. Опыт показывает, что это становится возможным тогда, когда учитель, старший пионервожатый и совет дружины доверяют новым пионерам и составить план интересных мероприятий, и контролировать его выполнение. Пусть у ребят вначале что-то не ладится, пусть некоторые дети до поры до времени будут пассивно выполнять свои пионерские обязанности, - самое важное психологическое условие сохранения активности всех остальных детей в пионерских делах заключается в наличии и развитии у них чувства самостоятельности, личной ответственности за все состояние дел в их самодеятельной организации. Если и учитель и совет дружины поддержат и умело направят развитие данного чувства, то жизнь пионерской организации класса и школы будет не формальной, а наполненной внутренним смыслом для каждого ребенка.

 Много общественно важных дел у пионеров: сбор металлолома и посадка саженцев, помощь престарелым и посильная поддержка детей угнетенных народов, товарищеская взаимопомощь в учении и дружеская взаимокритика. Все эти дела, выполняемые по заданию пионерского отряда с ощущением внутренней необходимости, выполняемые всем коллективом, выступают в психологической роли той реальной и доступной младшим школьникам общественно полезной деятельности, без которой невозможно сформировать основы коллективизма, чувство взаимоподдержки и взаимопомощи как важнейших качеств личности советского школьника. [13; 88]

 Конечно, очень трудно организовать такой пионерский коллектив, который обладает собственной высокой активностью и самодеятельностью. Ни поучения, ни рассказы сами по себе здесь не помогут. Воспитатели могут опираться при этом лишь на горячее стремление детей к общественно полезной деятельности, на их увлеченность романтикой пионерских дел, на их желание так организовать все дела, чтобы они сами были и зачинщиками и ответчиками. Участие в пионерских, а затем в комсомольских делах создает самые глубокие предпосылки к формированию активной гражданственности человека.

 Эмоции младших школьников и их развитие. Усвоение новых норм и правил поведения существенно меняет особенности эмоций младших школьников. Как правило, у многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Так, они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, которые им дала группа октябрят, начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе.

 Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Эта деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной, с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоции детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их (в этом обнаруживается характерная черта возраста - формирование произвольности психических процессов). Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые радостные и бодрые настроения. Вместе с тем у некоторых детей наблюдаются отрицательные аффективные состояния. Главная их причина - расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых и гневных высказываниях и поступках. Для предупреждения подобных эмоциональных срывов учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности своих воспитанников. При осуществлении самой учебной деятельности формируются такие чувства, как удовлетворение, любознательность и восхищение. [13; 92]

Как и другие психические  процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций. Повышения устойчивости эмоциональных состояний – формирование производительности психических процессов.

Младшие школьники более уравновешенны, чем школьники, а также подростки. Ребятам 8-9 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.

2.3. Выводы

 

Дети младшего школьного  возраста постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и  обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку.

Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В нашей работе мы рассмотрели  проблему психического развития младших  школьников. Теоретический обзор  литературы позволил сформулировать ряд  выводов.

Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов.

При первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению.

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста наблюдается  определенная динамика отношения детей  к учению. Первоначально они стремятся  к нему как к общественно полезной деятельности вообще. Затем их привлекают отдельные приемы учебной работы. Наконец, они начинают самостоятельно преобразовывать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические, интересуясь внутренним содержанием учебной деятельности. Исследование закономерностей ее формирования составляет одну из первоочередных и вместе с тем трудных проблем современной детской и педагогической психологии.

Младший школьный возраст  – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.

Дети младшего школьного  возраста постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромной тягой к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя. Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники способны оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Часто они оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства (так же как и дошкольного) является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности. В этом возрасте идет наиболее интенсивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности.

Благоприятно сказывается  на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может  быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков, 2-е издание. - Санкт-Петербург, 1998.
  2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. Психолог. произведения — М., 1985.
  3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М., 1997.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1988.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 2003.
  6. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. -М., 1999.
  7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984
  8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология, -М; педагогика, 2001.
  9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1984.
  10. Гиабалина 3.П. Первый год - самый трудный. -М, 1990 г.
  11. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. - Киев, 1993.
  12. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М., 2000.
  13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -М., 1996.
  14. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. – М., 1987.
  15. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 1988.
  16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития 
    детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1981.
  17. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1989.
  18. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. - М, Знание, 1997.
  19. Кудинов С.И., Козлова Е.В., Психология младшего школьника. - Бийск, 2001.
  20. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1991.
  21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М; просвещение, 2002.
  22. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984
  23. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. – М., 1985.
  24. Мухина В. С. Детская психология. 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1985.
  25. Немов Р.С. Психология. - М, Просвещение, 1995.
  26. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988.
  27. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. – М., 2001.
  28. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. – М.: Школа-Пресс, 1997.
  29. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
  30. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей школьников. Практикум. – М.: Изд. центр "Академия", 1996.
  31. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д, 2004.

Информация о работе Психическое развитие младшего-школьника