Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:50, реферат
Эмоции, чувства. Мышление, речь. Память. Воображение, представление. Внимание. Ощущения, восприятие.
________________________________________
• Внимание Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.
• Воображение, представление Определение воображения (представления). Чувственное отражение и воображение. Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов.
Во-вторых, исчезают лишние
движения, напряжение при движении
приходит в соответствие с задачей
деятельности.
На основе простых навыков формируются
сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные
двигательные, сенсорные и умственные
сложные действия, выполняемые точно,
легко и быстро при незначительном напряжении
сознания и обеспечивающие эффективность
деятельности человека. Превращение действия
в сложный навык дает возможность человеку
высвободить сознание для решения более
важ¬ных задач деятельности.
Наконец, формируются сложные умения,
которые знаменуют собой достигнутую
в процессе обучения возможность человека
творчески применять знания и навыки и
достигать желаемого результата в не¬прерывно
меняющихся условиях практической деятельности.
Сложные умения являются тем фундаментом,
на котором основывается профессиональное
мастерство людей, позволяющее им досконально
овладевать конкретным видом деятельности,
постоянно совершенствовать свои знания
и навыки, достигать совершенства.
В формировании навыка выделяют три основных
этапа:
1) аналитический, представляющий собой
вычленение и овладение отдельными элементами
действия;
2) синтетический, представляющий собой
объединение изученных элементов в целостное
действие;
3) автоматизацию, представляющую собой
упражнение с целью придания действию
плавности, нужной скорости, снятия напря¬жения.
Навыки образуются в результате упражнений,
т. е. целенаправлен¬ных и систематических
повторений действий. По мере упражнения
изменяются как количественные, так и
качественные показатели работы. Успешность
овладения навыком зависит не только от
количества повторений, но и от других
причин объективного и субъективного
характера. Результаты упражнений могут
быть выражены графически. Количественные
показатели совершенствования навыка
могут быть получены различным путем,
например, измерением количества работы,
выполненной в единицу времени, затраченного
на каждое упражнение.
Навык может быть
сформирован разными путями:
• через простой показ;
• через объяснение;
• через сочетание показа и объяснения.
Во всех случаях необходимо осознать
и четко представлять схему действий и
место в ней каждой операции.
К условиям, обеспечивающим успешное
формирование навыков, относится число
упражнений, их темп и расчленение во времени.
Важ¬ное значение в сознательном овладении
навыками и умениями имеет знание результатов.
Навыки и умения, приобретенные человеком,
влияют на формирование новых навыков
и умений. Это влияние может быть как положительным
(перенос), так и отрицательным (интерференция).
Переносом навыков называется положительное
влияние уже приобретенных навыков на
усвоение новых. Сущность переноса состоит
в том, что выработанный ранее навык облегчает
приобретение сходного навыка. Необходимым
условием переноса навыков является наличие
сходной структуры действий, приемов и
способов их выполнения или умений как
в усвоенной, так и во вновь усваиваемой
деятельности. Интерференцией навыков
называется отрицательное влияние уже
выработанного навыка на вновь образуемый.
Интерференция возникает в тех случаях,
когда:
а) новый навык включает в себя движения,
противоположные по своей структуре усвоенным
ранее и ставшим привычными;
б) закрепившийся навык содержит ошибочные
приемы, затрудняющие усвоение правильной
техники упражнения.
Для сохранения навыка им следует систематически
пользоваться, в противном случае возникает
деавтоматизация, она представляет собой
ослабление или даже полное разрушение
выработанных автоматизмов. При деавтоматизации
движения становятся более медленными
и менее точными, координированность их
расстраивается, они начина¬ют выполняться
неуверенно, требуют специального сосредоточения
внимания, усиления сознательного контроля
над движениями.
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Практическая реализация разработок в области П. у. осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т.д.
Предметом психологии управления являются следующие проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления:
1. Личность, ее самосовершенствование и саморазвитие в процессе труда.
2. Управленческая
деятельность и ее организация
с точки зрения
3. Групповые процессы в трудовом коллективе, и их регуляция
Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.
По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.
Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения
Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в независимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:
1. Закон неопределенности отклика.
2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
3. Закон неадекватности самооценки.
4. Закон искажения информации.
5. Закон самосохранения.
6. Закон компенсации.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок и используемых методов.
— Анцупов А. Я., Шипилов А. И. - Конфликтология. Стр. 81
Решение определённого круга проблем, вызвавших зарождение конфликта, может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.
Наиболее распространены
два подхода к пониманию
Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трёх сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба.
Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики). Следует учитывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.
Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом её комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность — группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет свой предмет в объекте общем для этих наук. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.
Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения[1].
Единая теория конфликта (ЕТК) — направление теории анализа и разрешения конфликтов, интенсивно развиваемое петербургским исследователем В. А. Светловым с начала нынешнего столетия[2].
Основным мотивом, побудившим к разработке ЕТК, послужил тот факт, что современная конфликтология не отвечает ни одному требованию, предъявляемому к научным теориям. Она разделена на множество ничем, кроме общего названия, не связанных друг с другом частных конфликтологий (политическую, экономическую, юридическую и т. д.), не имеет универсальных законов, точно очерченного круга решаемых проблем и специализированных методов их решения. Она использует понятие конфликта, основанное на здравом смысле; её выводы умозрительны и большей частью не общезначимы. Она замкнута исключительно на проведении переговоров и посредничестве, не имея серьёзного теоретического обоснования этого вида деятельности. Она игнорирует существование социально-психологических концепций, анализирующих конфликты в своих специальных терминах, — теории когнитивного баланса Ф. Хайдера, когнитивного диссонанса Л. Фестингера, структурного дисбаланса Ф. Харари и их многочисленные модификации и модернизации, объединившиеся в настоящее время в одно общее направление «Социальный сетевой анализ». Наконец, она пренебрегает не только математическим обоснованием своих выводов, но и адаптированными для массового применения методами и компьютерными программами моделирования и анализа конфликтов — классической теорией игр и её модификациями, теорией анализа конфликтов К. Хайпеля и его группы, теорией драмы Н. Ховарда и его единомышленников.
Математический базис ЕТК состоит из понятий, методов и теорем тех теорий, которые необходимы для создания и анализа рабочей (исследовательской) модели конфликта. Прежде всего, это понятия, методы и теоремы теории графов, теории вероятностей, логики высказываний, теории игр (и её разнообразных модификаций). Расширение сферы применения ЕТК приводит, как правило, к расширению её математического базиса.