Психическая готовность спортсмена к соревнованию

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы.

Файлы: 1 файл

Психическая готовность спортсмена к соревнованию.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выступление  в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности.

Действительно, чтобы реализовать  в полной мере свои физические, технические  и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть  резервные возможности как обязательный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности.

Психологические особенности  соревнований, закономерности, причины  и динамика предсоревновательных состояний  определяют высокие требования к психике спортсмена. Все то, что было отработано и накоплено в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть растеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы.

Исходя из того, что психические состояния служат фоном, придающим ту или иную окраску течению психических процессов и действий человека, состояние психической готовности можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсмена, на фоне которых развертывается динамика психических процессов, направленных на ориентировку спортсмена в предсоревновательных ситуациях и в условиях соревновательной борьбы, на адекватную этим условиям саморегуляцию собственных действий, мыслей, чувств, поведения в целом, связанных с решением частных соревновательных задач, ведущих к достижению намеченной цели.

Поэтому следует помнить, что психическая готовность спортсмена к соревнованию есть один из решающих факторов успеха, а также важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

 

 

ПСИХИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПОРТСМЕНА К СОРЕВНОВАНИЮ

Разработка  проблемы готовности спортсмена к соревнованиям нашла широкое отражение в исследованиях психологов спорта (Ф.Генов, А.Ц.Пуни, П.А. Рудик, Н.А. Худадов и др.).

В исследованиях ряда авторов (Г.Д. Горбунов, Б.А. Вяткин, А.В. Еганов, Р.А. Пилоян, А.Д. Суханов, А.В. Бобровский, В.Ф. Сопови др ) указывается на высокую значимость психологической готовности в достижении поставленной цели на соревновании [1, c. 4-5].

Анализ теоретических исследований позволяет выделить некоторые аспекты подготовки спортсмена к соревнованиям, в рамках которых психическая готовность рассматривается как результат физической и технической подготовки, элемент индивидуализации тренировочного процесса (В. М. Игуменов, А. В. Литманович, А. И. Завьялов, Д.И. Миндиашвили, А. В. Еганов, О. А. Сиротин и др.).

В работах других авторов психическая готовность рассматривается в контексте мотивации спортсмена к соревнованию (Е. Г. Бабушкин, Р. А. Пилоян, А. П. Шумилин, А.В. Бобровский), эмоционального компонента психологической подготовки к соревнованиям (Н. К. Волков, В.М. Игуменов).

В настоящее  время существуют научные разработки в области спортивного соревнования (А. В. Алексеев, Р. Мартене и др.), современные представления психологической подготовки спортсменов (Г.Д Бабушкин, Б А Вяткин, Г.Д. Горбунов, Г.Б. Горская, А.Г. Левицкий, В.Р. Малкин, А.В. Родионов, В. Ф Сопов, В. Н Смоленцева и др ) [2; 3; 6].

Многие авторы подчеркивают, что психологическая готовность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией, эмоциональным состоянием или точностью реагирования, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Личность спортсмена целесообразнее рассматривать во всем ее многообразии (мотивы, эмоции, потребности, психомоторику и др).

А.Ц.Пуни так формулирует понимание состояние психической готовности к соревнованию: «оно представляет собой сложные, целостные, проявления личности, характеризующиеся трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно бороться до конца за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью помехоустойчивости по отношению к различным неблагоприятным действующим внешним и внутренним влияниям, способность произвольно управлять своими действиями, мыслям, чувствами, всем поведением, адекватно возникающим и бесконечно изменчивым ситуациям спортивной борьбы, и все это - в условиях высшей степени напряженной, аффектирующей атмосфере соревнований»[7, c. 113].

Анализ данной характеристики позволяет обнаружить, что целостное проявление личности отличаются, прежде всего, разнообразием выражения, которое зависит от типологических характеристик спортсмена. Если детализировать комплекс признаков, составляющих описанный выше синдром состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать, что в него входят волевые качества при ведущей роли целеустремленности, выдержки, самообладания, самостоятельности, критичности и гибкости ума, наблюдательности, стенические эмоции при оптимальном уровне их выраженности, полная сосредоточенность, устойчивость внимания на процессе деятельности, способность целесообразно регулировать свои чувства, мысли, действия и все поведение на протяжении периода соревнований [4; 6].

Несколько по другому подходит к пониманию состояния готовности спортсмена Г.М. Гагаева. Она считает, что это состояние является только эмоционально-волевым и характеризуется оптимальным уровнем афферентных и эфферентных систем организма [5, c. 116].

Тем не менее, психическая готовность спортсмена для участия в соревновании и во время соревнования представляет собой одно из психических состояний человека. Это временное, динамичное состояние. Под психической готовностью необходимо понимать доведенную до оптимального уровня психическую деятельность человека для выполнения данной деятельности. Структура протекания психической деятельности соответствует структуре психологической подготовленности данного спортсмена для определенной спортивной деятельности [1]. Если спортсмен предварительно не имеет соответствующей психологической подготовки для данной деятельности, то в нем не может формироваться и соответствующая психическая готовность для этой деятельности.

Таким образом, под психической готовностью спортсмена подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка - один из аспектов использования научных достижений психологии, реализации ее средств и методов для повышения эффективности спортивной деятельности [6, c. 92]. В связи с этим психологическая подготовка теснейшим образом связана с повышением психологической культуры спорта, с междисциплинарным взаимодействием наук о спорте.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них [3, c. 110].

Психическая подготовка направлена на формирование у спортсмена установки на соревновательную деятельность и на создание условий для адаптации к экстремальным условиям такой деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, неповторимостью условий соревнований, а с другой - неповторимостью, индивидуальным своеобразием личности спортсмена.

Психическая подготовка помогает создавать такое психическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой - позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Многие ситуации в спорте еще до того, как спортсмен  фактически столкнется с ними, могут вызвать у него состояние повышенной психической напряженности, подобное эмоциональному или психическому стрессу. Наиболее известные из них - предстартовые состояния типа «стартовой лихорадки» и «стартовой апатии» [7, c. 92].

Задачи нормализации психически напряженных состояний различаются в зависимости от характера состояний. В случае «стартовой апатии» необходимо преодолеть депрессию, обеспечить мобилизационную готовность, создать уверенное и оптимистическое настроение, в случае же «стартовой лихорадки» - уменьшить ее степень, но не в ущерб эмоциональному подъему.

Психологическая подготовка — неотъемлемая часть  предсоревновательной подготовки спортсмена. Ею, как и всеми другими сторонами  подготовки спортсмена, руководит тренер. Однако психологическая подготовка, являясь личным процессом, требует особого подхода. Спортсмена нельзя заставить заниматься психологической подготовкой, а можно лишь побудить действовать в этом направлении. Спортсмен должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему обрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата.

Чтобы спортсмен  подошел к началу соревнований в  состоянии психической готовности и сохранил это состояние до окончания соревнований, ему необходимо сформировать конкретную и категоричную установку на определенный соревновательный результат, на преодоление ради этого разнообразных, в том числе и неожиданно возникающих в ходе соревнования, препятствий [1; 4; 6]. Для этого, как и для достижения оптимального уровня эмоционального возбуждения, следует формировать потребность в достижении соревновательной цели.

Специфическими  компонентами психической подготовки являются:

- формирование  актуальных мотивов и установок, мобилизующих на достижение цели;

- оперативная  «настройка» к действию;

- регулирование  психических состояний, обусловленных  ожиданием ответственного соревнования (типа «предстартовых состояний») или «настройкой» на предстоящее тренировочное занятие, а также регуляция эмоционально-волевых проявлений в ходе состязаний или тренировки;

- оптимизация  восстановительных процессов и  общего состояния спортсмена  средствами «психорегулирующего»  воздействия [2, c. 53-54].

Наряду о  постоянными, устойчивыми мотивами, составляющими побудительную основу спортивной деятельности, непосредственная мобилизация на выполнение трудной тренировочной или соревновательной задачи связана с формированием так называемых актуальных или ситуационных мотивов, которые более динамичны, обусловлены меняющимися личными установками спортсмена и зависят от значимости поставленной задачи, внешних условий ее достижения, уровня подготовленности спортсмена и его конкретного состояния. Оперативная психическая «настройка» спортсмена, кроме соответствующих воздействий тренера, предполагает активное и умелое использование ряда способов само сосредоточения и самомобилизации, которые должны быть предварительно освоены путем специальной психической подготовки [2].

Подход к  решению этих задач всегда должен быть комплексным.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общепризнанным  в настоящее время является тот  факт, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в спорте. Не случайно в последнее  десятилетие психологи спорта и  специалисты смежных наук особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики.

Психической подготовкой  называют обычно всю совокупность воздействий  на психику спортсмена, обеспечивающих формирование психической готовности к достижению. Специальная психическая подготовка охватывает те аспекты подготовки спортсмена, которые имеют прямое отношение к оперативному управлению его психическими состояниями, обеспечивающему оптимальную готовность к состязанию и к выполнению особо трудных тренировочных заданий.

Целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабаян А. А. Личностные факторы психической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата (на примере тяжелой атлетики). Автореф. дис...к.пс.н.: 19.00.01. – Москва, 1983. – с. 25.
  2. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС, 1981. - 112 с.
  3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.
  4. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания /Е.П.Ильин. - М., 2000. - 486 с
  5. Киселев Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения. – М.: Издательство Советский спорт, 2009. – 276 с.
  6. Китаева М .В. Психология победы в спорте: учеб. пособие / М.В. Китаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
  7. Спорт. Олимпизм. Гуманизм.: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова, А.С. Селиванова. – Смоленск: СГАФКСТ, СОА. – 2010. – Вып.9, - 255 с.

Информация о работе Психическая готовность спортсмена к соревнованию