Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа
Говоря о характере, обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактерный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек - это человек, лишенный внутренней определенности; каждый поступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков; о человеке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий. Черты характера - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.
Введение
Глава 1 Определение характера.
1.1 Общие понятия о характере.
Глава 2 Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
2.1 Типы акцентуации характера.
2.2 Характерологический опросник Леонгарда.
Глава 3 Проявления характера в поведении и деятельности человека.
Заключение
Список литературы
Эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности. Поэтому любые попытки конечного объяснения человека, прогноза его поведения не могут быть окончательными в принципе, так как личность способна обесценить эти объяснения, бросить им вызов и стать другой, т. е. сделать выбор в пользу своего общественного и общечеловеческого применения (и тем самым собственного развития), а не только лишь соответствия внешним и внутренним обстоятельствам.
В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое. И в той мере, в какой она не способна на это, личность действительно исчерпывается своим характером, типичными индивидуальными характеристиками в типичных ситуациях.
К тому же одни и те же обстоятельства
отражаются людьми далеко не одинаково.
«Тот, кто хочет делать, ищет средства,
кто не хочет - причины». Какие из обстоятельств человек будет
выделять для себя как значимые, может
определяться как самими внешними обстоятельствами
(на ситуативном уровне поведения),
так и далее сложившимися индивидуальными особенностями
личности (в том числе и ее характером),
т. е. внутренними обстоятельствами, и,
наконец, осознанием себя как субъекта
действия, воплощающего высокие общественные
и общечеловеческие идеалы, отделенного и
от внешних (ситуативных), и от внутренних
(индивидуально-психологических
Проявляясь в действиях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.
При этом характер зависит от того, как соотносится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неудачам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоятельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении, приобретают разные черты характера в связи с тем, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почевать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает боевой дух.
Таким образом, важнейший момент в формировании характера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.
Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он относится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношения человека к другим людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива. В коллективе, при живом общении с другими людьми ясно выступают такие черты характера, как широта или мелочность, неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам.
Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность и неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других - подчинение собственных интересов интересам коллектива, самоотверженность в борьбе за общее дело.
В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера человека относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.
В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение к общественной собственности, но и аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой и обувью, книгами и учебными пособиями и т. д.
Деятельность человека, его поведение, прежде всего, определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам достижения этих целей. За этими различиями стоят особенности характера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрессовых ситуациях, при необходимости осуществлять выбор действий, преодолевать значительные трудности.
Решительный по своему характеру человек переходит от побуждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида способствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, существенных для людей, с которыми он общается.
Так, в качестве черты характера может рассматриваться степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности в обязательном достижении успеха в любой деятельности, какой бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация достижения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.
Были решены следующие задачи: Выявлена сущность понятия "характер", определены особенности формирования характера; Определены особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера, рассмотрены типы акцентуации характера.
По результатам пройденного теста Леонгарда, у испытуемого ярко выражены тревожный тип (24 балла) и неуравновешенный тип (24 балла). Это значит, у человека пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, он долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.
Следует отметить, что выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется "Я", сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков.
Характер не является застывшим
образованием, он формируется на всем
жизненном пути человека. Физиологические
задатки не предопределяет абсолютно
развитие того или иного характера.
Признание же зависимости характера
от таких факторов, как внешний
облик, конституция тела, дата рождения,
имя и т.п., ведет к признанию
невозможности сколько-нибудь существенным
образом изменять и воспитывать
характер. Однако вся практика воспитания
опровергает тезис о
1 Ссылка на энциклопедию Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki
2 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. (Глава5. 7.1. Акцентуации характера)
3 Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. (Глава5. 7.1. Акцентуации характера, стр.319)
4 Ссылка
на тест: http://vsempsyholog.ru/testy/
5 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. (Глава XIX. Темперамент и характер. Учение о характере)
Информация о работе Проявление характера в поведении и деятельности человека